Андрей Кулинич: Анализ сообщества преподавателей Института МИРБИС в соцсети Facebook. Исследование

Как написал на своей странице в FB автор, он хотел всего лишь провести небольшое исследование в рамках продвижения семинара «Стратегия и тактика в цифровую эпоху». Но материал неожиданно получился объемным, и – невероятно интересным. Судите сами.
С разрешения автора (и с благодарностью) мы публикуем материал преподавателя МВА Института МИРБИС Андрея Кулинича.
Версия для печати
31 Октября 2017
Андрей Кулинич: Анализ сообщества преподавателей Института МИРБИС в соцсети Facebook. Исследование

Цель исследования

Тестирую новый собственный инструмент анализа профилей в Facebook. Когда потребуется аналогичный анализ – обращайтесь! На ком как ни на коллегах-преподавателях МИРБИС проводить эксперименты?
Небольшое изначально исследование стало достаточно масштабным. В зону внимания анализа попало 27776 профилей в ФБ. Скорее всего, себя вы так же найдете в этом списке (пока не стал его выкладывать). Но ближе к делу!
В чем цель анализа? Давайте представим, что я хочу попросить коллег прорекламировать в своем профиле мой новый семинар «Стратегия и тактика в цифровую эпоху» (кстати, приходите!). А для этого стоит разобраться с аудиториями: насколько они пересекаются, насколько активны и тд.

Кого изучаем

В перечень для анализа я включил коллег, которые первыми пришли в голову и кого смог найти в ФБ. Поэтому, не обижайтесь, пожалуйста, если кого упустил. С удовольствием включу вас во вторую версию анализа.

В анализ вошли профили:

  1. Андрей Гершун (agershun)
  2. Андрей Кулинич (ai.kulinich)
  3. Анна Козлова (anna.kozlova.587)
  4. Екатерина Лисицина (ekaterina.lisitsyna.5)
  5. Елена Переверзева (elena.pereverzeva.71)
  6. Евгений Бойченко (evgeny.boychenko)
  7. Светлана Гончарова (GonsharovaSvetlana) – у Светланы Георгиевны два профиля, включил, на мой взгляд, более актуальный.
  8. Игорь Шило (igor.shilo.14)
  9. Сергей Ильдеменов (ildemenov)
  10. Ирина Станковская (irina.stankovskaya.7)
  11. Михаил Колонтай (kolontay)
  12. Михаил Чернышев (mchernyshev)
  13. Владимир Моженков (mozhenkovvladimir)
  14. Наталья Краснова (nataly.krasnova.71)
  15. Владимир Киселев (profile.php_id=100001000879304)
  16. Александр Сергеев (profile.php_id=100001579314796)
  17. Марина Прокина (prokina.m)
  18. Константин Савкин (savkin.k.s)
  19. Александр Сазанович (sazanovichprof)
  20. Игорь Корнеев (skorp.igor)
  21. Светлана Стерхова (stersvetlana)
  22. Оксана Егорова (sun.oxana).
Итого 22 профиля.

Совокупная аудитория друзей составляет 18297 человек. Немало…

Где активная аудитория?

Но нас больше интересует активная аудитория. Для этого я собрал информацию о 11932 лайках и комментариях на страницах коллег, которые сделали 7573 уникальных пользователя ФБ. И далее анализ будем делать именно по тем, кто хотя бы раз сделал лайк или комментарий последних 10 постов коллег (выгружалась информация только о 10 последних постах, без учета их времени публикации).
Ниже список топ-20 самых активных читателей анализируемых страниц.

Activ_like.png

Лидирует профессор Сергеев с уверенным отрывом. А вот Федор Федоров, как человек отвечающий за маркетинг МИРБИС мог бы лайкать больше контент преподавателей.

У кого самая активная аудитория?

Activity.png

Самая активная аудитория, безусловно, у Михаила Михайловича Колонтая. Он лидирует по отметкам cool и комментариям читателей. А вот Екатерина Викторовна Лисицына лидирует по отметкам cray при том, что по отметкам cool отстает в два раза от Михаила Михайловича. Евгений Бойченко лидирует по отметкам ha-ha – явно неслучайно (видно в файле с полными данными).

Так же любопытно оценить, кто самые активные читатели преподавателей. Так Екатерине Викторовне Лисицыной и Евгению Бойченко больше всего лайков поставил Александр Михайлович Сергеев (активность не взаимна). А у Владимира Моженкова самый активный читатель – Михаил Моженков.
Ну что ж, первичный анализ дал любопытные наблюдения. Перейдем к более серьезным вещам.
Пересечение аудиторий
Построим сетевой граф и изучим пересечение аудиторий.

100-graph.png

На картинке граф по 608 вершинам… а полный граф получился из 7125 вершин и 8589 ребер. На картинке он был бы не сильно показателен, по этой причине его не привожу.

60-graph.png


Граф примерно по 100 вершинам уже нагляднее. За некоторыми цифрами спрятаны следующие профили:
  1. 435 ai.kulinich
  2. 11 Elena Pereverzeva
  3. 101 agershun
  4. 35 Андрей Кулинич
  5. 31 Александр Сергеев
  6. 71 Мария Н.
  7. 2326 Юлия Кротова
  8. 1009 ekaterina.lisitsyna.5
  9. 77 Наталья Краснова
  10. 767 anna.kozlova.587
  11. 2326 Юлия Кротова
  12. 93 Татьяна Костылева
  13. 213 Анастасия Кислинская
  14. 4689 Татьяна Сартакова
  15. 5970 nataly.krasnova.71
  16. 79 Оксана Егорова
  17. 86 Светлана Гончарова
  18. 6689 sazanovichprof
  19. 2304 Светлана Морозова
В целом граф получился связанным, те, через несколько ребер все связанны между собой. Почему в целом, Игорь Шило не веден активной жизни в ФБ и имеет всего один лайк от человека, который больше никого не лайкал из исследуемой аудитории. Так что этот подграф из дальнейшего анализа я исключу.

Рассчитаем центральные вершины нашего графа. Центральными вершинами называют те, от которых примерно одинаковое расстояние до всех остальных узлов.

Список из семи вершин не удивил: ‘ekaterina.lisitsyna.5’, ‘agershun’, ‘evgeny.boychenko’, ‘sazanovichprof’, ‘kolontay’, ‘profile.php_id=100001579314796’, ‘ai.kulinich’. Через эти персоны проще всего достичь аудиторию и обеспечить охват. Эту задачу мы так же решим при помощи графа.

1-graph.png

Уровень значимости пересечений – 20%. Те, кто лайкнул мои посты более чем на 20% пересекаются с аудиторией Ирины Кантовны Станковской. Но я совсем не пересекаюсь с Михаил Михайловичем Колонтаем. А вот из троицы Сергеев, Сазанович, Егорова – можно обратиться к кому-то одному. Их аудитории похожи между собой.

Через кого двигать рекламу? Итог

Итоговый минимальный список кандидатов для размещения рекламы выглядел бы так: ekaterina.lisitsyna.5, agershun, kolontay, profile.php_id=100001579314796 (он же профессор Сергеев). В дальнейшем, с учетом небольшого пересечения аудиторий, список можно расширить.

Получилось любопытно! В дальнейшем есть интерес изучить, а кого за этим кругом лайкает и комментирует профессура, кто влияет на их мнения. Но для этого надо изучить более 18 тысяч профилей их друзей. Что потребует какого-то времени.

Хотя, если есть добровольцы, профиль кого-то одного сможем разложить достаточно быстро…

Источник: http://kulinich.ru/analiz-soobshhestva-prepodavatelej-mirbis-v-facebook/

Автор: Андрей Кулинич