Фалон Фатеми: Как интернет помогает стартапам вводить в заблуждение инвесторов

Мы все видели, какие обещания стартапы раздают клиентам и инвесторам. Потерять деньги могут и те, и другие. Глава компании Node.io и самая молодая сотрудница Google Фалон Фатеми рассказала, как понять, что перед вами не имеющий ценности проект, создатели которого нацелены на быструю прибыль.

Версия для печати
12 Октября 2017
Фалон Фатеми: Как интернет помогает стартапам вводить в заблуждение инвесторов
Фатеми пишет, что компаниям помогает лгать интернет. В сети легко создать видимость успеха: стартапы создают сайты, рассказывают о несуществующих достижениях и публикуют фейковые отзывы клиентов. «Быть скептиком — значит быть в безопасности», — пишет Фатеми и рассказывает о «стоп-знаках», которые должны вызвать беспокойство.

1) Компания подражает кому-то

Компании, у которых нет достойного продукта, часто стараются вести себя как более успешные конкуренты. Самый простой способ выявить клона — попросить подробно рассказать про команду. Есть ли в ней опытный инженер? Где эти люди работали раньше и какие продукты они создали?

Сейчас почти каждый стартап позиционирует себя как компанию, которая специализируется на искусственном интеллекте, но немногие могут доказать свою ценность. Если вы видите, что в ИИ-стартапе нет специалистов по машинному обучению — бегите, пока это возможно.

2) Стартап не может доказать окупаемость инвестиций

Для проверки компании проще всего использовать коэффицент возврата инвестиций или показатель рентабельности вложений (ROI, Return On Investment). Любая компания, которая разбрасывается обещаниями, но не афиширует этот показатель, что-то скрывает.
Вероятно, их основатели сами не верят в свои продукты и не имеют долгосрочных планов. Если стартап не нарушает закон, он должен положить на стол перед инвестором бумаги с цифрами.

Компания, которая на что-то рассчитывает, обычно разрабатывает тестовую версию продукта. Самый просто способ оценить его эффективность — попробовать его. Создатели приложения говорят, что оно поможет вам увеличить число клиентов вашего бизнеса вдвое? Просто проверьте, так ли это.

3) У компании нет отзывов

Если компания не хвастается довольными клиентами, возможно, таких клиентов нет. И вряд ли вы станете первым. Спросите у ее руководителей, почему они не могут показать отзывы. Если клиентов у стартапа пока нет, попробуйте пойти другим путем. Найдите его ранних инвесторов или партнеров руководителей компании по бизнесу и поговорите с ними. С компанией, о которой никто ничего не может сказать, лучше распрощаться сразу.

Фалон Фатеми проработала в Google шесть лет. Когда она устроилась туда, Фатеми было 19 лет.
Автор: Светлана Морозова