В ходе исследования респондентам предлагалось ответить на серию вопросов из области финансовой арифметики, охватывающей базовые навыки и знания.
Серия из 6 вопросов-задач была направлена на определение отдельных сложных финансовых тем.
Правильные ответы респонденты чаще всего давали при определении размера скидки (68% верных ответов), при расчете простых процентов (52%), определении влияния инфляции на покупательскую способность (44%), а также при вычислении процентной ставки по кредиту (42%) и при определении связи между темпами роста дохода и ценами (45% верных ответов).
Минимальное число правильных ответов было получено при обсуждении задачи со сложными процентами (33%).
По сравнению с данными опроса, проведенного в 2013 году, сократилась доля правильных ответов на все тестовые вопросы в среднем на 14 п.п. (исключение - задача про процент по кредиту).
Оценка изменения уровня финансовой грамотности была проведена по двум целевым группам — среди «школьников и студентов высших учебных заведений» и «среди действительных и потенциальных низко- и среднедоходных пользователей финансовых услуг».
Правильные ответы по всем шести вопросам чаще всего давали опрошенные в Ростовской области (среднее превышение общероссийских данных составляет около 15 п.п.), а также в Саратовской и Калининградской областях (около 10 п.п.).
Респонденты-учащиеся в целом справлялись с заданиями теста лучше, чем взрослые. Так, 52% учащихся РФ имеют правильное понимание соотношения «риск – вознаграждение» при выборе финансовых продуктов. А 74% учащихся РФ понимают важность наличия «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций.
Тестовые вопросы по финансовой грамотности, доля правильных ответов, в % от опрошенных в каждой группе
% в группе |
Вклад, простые проценты ("Более 108000 руб.") |
Вклад, капитализация процентов ("Более 150000 руб.") |
Инфляция, прошлое ("Меньше, чем год назад") |
Инфляция, прогноз ("Меньше, чем сегодня") |
Скидка ("Скидка 1500 руб.") |
Проценты по кредиту ("Ровно 6%") |
РФ, 2013 |
70 |
45 |
61 |
66 |
83 |
40 |
РФ, 2015 |
52 |
33 |
44 |
45 |
68 |
42 |
Пилотные |
55 |
34 |
47 |
20 |
67 |
43 |
Контрольные |
54 |
38 |
47 |
23 |
71 |
43 |
Волгоградская область |
53 |
32 |
49 |
18 |
72 |
32 |
Калининградская область |
59 |
31 |
63 |
22 |
73 |
51 |
Оренбургская область |
55 |
35 |
42 |
13 |
66 |
51 |
Ярославская область |
46 |
32 |
35 |
20 |
72 |
33 |
Республика Татарстан |
52 |
39 |
43 |
20 |
68 |
34 |
Алтайский край |
50 |
34 |
53 |
20 |
65 |
44 |
Краснодарский край |
53 |
35 |
43 |
21 |
75 |
45 |
Ставропольский край |
57 |
33 |
48 |
22 |
64 |
48 |
Архангельская область |
49 |
37 |
38 |
13 |
53 |
37 |
Саратовская область |
69 |
38 |
60 |
31 |
60 |
52 |
Томская область |
50 |
28 |
37 |
14 |
77 |
39 |
Город Москва |
57 |
33 |
38 |
18 |
66 |
51 |
Мурманская область |
49 |
39 |
41 |
21 |
71 |
35 |
Ростовская область |
63 |
43 |
62 |
38 |
81 |
57 |
Хабаровский край |
58 |
38 |
58 |
23 |
65 |
38 |
Мнение эксперта
«Исследование демонстрирует нам хоть и горькую, но правду. В России, действительно, уровень финансовой грамотности чрезвычайно низок. Причем, на простейшие вопросы по финграмотности зачастую не могут ответить и люди, руководящие компаниями!
На мой взгляд главное – формировать финансовую логику принятия решений. Приучаться к этому в быту, на корпоративном уровне или государственном. Ведь люди реально не понимают, как оценить упущенные выгоды или возможности, как понять, что неверные финансовые решения уже поставили подвели бизнес к опасной черте.
Один из самых популярных вопросов сегодня – «Почему прибыль есть, а денег нет?». По моему опыту, сегодняшние бизнесмены, научившись управлять прибылью, еще не умеют администрировать денежные потоки.
Считаю, что есть только один способ победить всеобщую финансовую неграмотность – учиться. Институт МИРБИС отмечает высокий уровень интереса к такой программе, как «Финансы для нефинансистов» - и это говорит о том, что тенденция «я ничего не знаю» понемногу уходит в прошлое.
Можно выбирать разные программы, длительность, преподавателей – от МВА до экспресс-курсов. Вложения в обучение никогда не обесценится», - говорит профессор Лисицына.