«Новое поколение всегда разрушает то, что сделало предыдущее». Юрий Мильнер — о бизнесе, России и будущем e-commerce – Мирбис
Связаться с нами

«Новое поколение всегда разрушает то, что сделало предыдущее». Юрий Мильнер — о бизнесе, России и будущем e-commerce

Основатель группы фондов DST Global Юрий Мильнер — единственный россиянин, попавший в список ста величайших бизнес-умов современности по версии Forbes. В интервью для журнала Мильнер рассказал о создании Mail.Ru Group, отношениях с российским правительством и будущем онлайн-торговли.
Версия для печати
2 октября 2017
инвестициибизнес
«Новое поколение всегда разрушает то, что сделало предыдущее». Юрий Мильнер — о бизнесе, России и будущем e-commerce

Пузырь доткомов и зарплата в $1

В 1999 году Мильнер, вдохновившись исследованиями аналитика Мэри Микер, решил основать интернет-компанию. В создание Mail.ru Group инвестировали сам Мильнер (750 тыс. рублей), инвесторы из США, а также друзья и члены семьи. В 2001 году, после того, как годом ранее лопнул пузырь доткомов, компания потеряла 97% стоимости: если бы Мильнер не узнал о потере 99% компанией SoftBank, он продолжал бы считать это мировым рекордом.

«Mail.ru выжил, но мне пришлось сократить расходы на 80% в течение следующих нескольких лет. Свою зарплату я сократил до $1. К 2006 году нам удалось добиться безубыточности и привлечь наших первых международных инвесторов Tiger и Naspers, а затем и Goldman Sachs», - Юрий Мильнер (основатель DST Global).
Спустя 10 лет после создания компании Мильнер решил провести IPO. В размещении акций участвовали крупнейшие банки: Goldman Sachs, Morgan Stanley, JP Morgan и российский банк ВТБ. В следующем году Мильнер избавился от доли в компании, а в 2012 покинул пост председателя. Он решил сосредоточиться на инвестициях.

DST Global

Первые инвестиции в американские компании Мильнер сделал благодаря Mail.ru Group. Ему быстро стало ясно, что для инвестиций необходим отдельный инструмент: так в 2009 году появился фонд DST Global. В 2010 году, когда Mail.ru Group провела IPO, фонд владел 5,5% ее акций. В 2013 году эта доля была продана.

Одной из первых крупных инвестиций фонда стала сделка с Facebook. Мильнеру удалось убедить Цукерберга в том, что их деньги — это «умные деньги», однако совет директоров не одобрил сотрудничество с фондом. Тогда, вспоминает Мильнер, DST Global отдал свои голоса Цукербергу: так фонд доказал, что не собирается влиять на работу компании и не требует места в совете.

За время своего существования DST Global инвестировала $7 млрд в более чем 30 компаний, и ни разу — в российские. С госкомпаниями из России группа фондов сотрудничала дважды: в 2011 году (в инвестициях в Twitter принял участие ВТБ) и в 2014 (тогда этот же банк стал партнером DST Global в инвестициях в китайскую компанию JD.com). С момента создания третьего фонда в DST Global не было ни одного российского инвестора.

«Офлайн не исчезнет, но изменится»

Один из секторов, в которые активно инвестирует DST Global, — электронная коммерция. Сейчас примерно 6% от всех потребительских трат происходит онлайн: рынок оценивается в $3,5 млрд. Через 20 лет, считает Мильнер, доля вырастет до 20%, а рынок — до $25 трлн. Значительную его часть составят новые компании. «Новое поколение всегда приходит с новыми идеями и разрушает то, что сделало предыдущее. У них больше энергии, они моложе», — говорит Мильнер.

Офлайн-торговля, уверен он, не исчезнет, но трансформируется: торговые центры сосредоточатся на развлечениях и питании, а число магазинов там уменьшится. Вырастет популярность доставки на дом любых товаров, в том числе еды: людям будет удобнее собрать продуктовую корзину онлайн. На e-commerce окажут огромное влияние технологии.

«Искусственный интеллект будет применяться практически везде. У компаний, занимающихся онлайн-торговлей, есть масса данных о том, что нравится людям и чего они хотят. Поэтому логично предположить, что компании с большим количеством данных будут иметь преимущество. Большинство технологий ИИ открыты. По мере того как технология развивается и становится доступной для нескольких игроков, данные становятся дифференциатором», - Юрий Мильнер (основатель DST Global).

На конференции TechCrunch Disrupt Мильнер рассказал, как он относится к технологиям и искусственному интеллекту. По его мнению, технология не лишит людей рабочих мест, а лишь предложит людям должности, которые лучше им подходят. А роботы будут заниматься тем, что лучше подходит для них.

Источник: forbes.com 
Автор: Светлана Морозова