Описание программы
Тренинг сочетает теоретическую подготовку и решение большого числа реальных практических задач. Особенность тренинга — преподаватели-практики с опытом работы, обширной аудиторской практикой.
Цель курса:
- Понятие хозяйственного учета. Составляющие хозяйственного учета: бухгалтерский, налоговый, статистический учет.
- Исторические предпосылки возникновения бухгалтерского учета.
- Основы модели бухгалтерского учета: имущество организации и ее отношения с окружающей средой (обязательства компании).
- Пользователи бухгалтерской информации: внутренние и внешние пользователи.
- Составляющие бухгалтерского учета: финансовый и управленческий учет.
- Отличия финансового и управленческого учета.
- Определение учетной политики.
- Направления разработки учетной политики: финансовый, управленческий, налоговый учет. Составляющие учетной политики: законодательный, организационный, методологический аспекты. Возможности выбора организации при отражении отдельных объектов бухгалтерского учета. Нормативное регулирование формирования учетной политики – ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации”.
- Принципы бухгалтерского учета – основные правила отражения информации о бухгалтерских объектах. Допущения и требования. Принципы, не вошедшие в список допущений и требований. Соответствие принципов бухгалтерского учета российских стандартов принципам, отраженным в МСФО.
- Положения по бухгалтерскому учету – российские стандарты бухгалтерского учета, отражающие все основные требования к признанию и оценке объектов в финансовой отчетности.
- Предмет бухгалтерского учета. Цель бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета – модель действующей организации. Элементы метода бухгалтерского учета: документирование, инвентаризация, оценка, калькулирование, счета, двойная запись, баланс, отчетность.
- Активы – имущество организации. Долгосрочные (внеоборотные) активы, текущие (оборотные) активы. Обязательства организации – величина претензий третьих лиц и организаций на имущество компании. Капитал организации – величина имущественных прав собственников.
- Доходы и расходы – показатели, формирующие изменение капитала организации, составляющие прибыли и убытка. Доходы – характеристика увеличения капитала в результате деятельности организации. Расходы – характеристика уменьшения капитала в результате деятельности организации. Прибыль и убыток – результат деятельности организации в отчетном периоде. Бухгалтерский баланс – компактная, но полная форма отражения состояния организации.
- Активы – имущество организации. Необходимость разделения активов на долгосрочные и краткосрочные. Обязательства организации, приводящие к оттоку денежных средств. Необходимость разделения обязательств на долгосрочные и краткосрочные. Капитал организации как отражение богатства собственников компании. Бухгалтерский баланс – основа для анализа финансовой устойчивости и ликвидности фирмы.
- Отчет о прибылях и убытках как отражение доходов и расходов организации за отчетный период. Виды доходов и расходов в отчете о прибылях и убытках: по обычным видам деятельности, прочие и связанные с налогом на прибыль.
- Необходимость отражения отложенных налоговых активов и обязательств для правильного формирования финансового результата. Отчет о прибылях и убытках как основа определения рентабельности деятельности компании.
- Отчет о движении денежных средств как основа для определения изменения финансового положения компании. Составляющие отчета о движении денежных средств: движение денег по текущей, инвестиционной, финансовой деятельности. Чистое движение денежных средств как результат деятельности компании в определенном направлении.
- Задачи бухгалтерского управленческого учета: прогнозирование, планирование, контроль и анализ деятельности организации.
- Нормативное регулирование управленческого учета.
- Затраты и расходы. Затраты как активы организации. Расходы как уменьшение капитала организации.
- Классификация затрат для целей финансового и управленческого учета: по элементам, функциям, статьям.
- Классификация затрат в зависимости от их места в системе производства и управления: производственные (затраты продукта) и непроизводственные (расходы периода).
- Классификация затрат по способу их отнесения к объекту калькулирования (к технологическому процессу): прямые (основные) и косвенные (накладные) затраты. Разделение косвенных затрат на полезные и бесполезные.
- Классификация затрат в зависимости от изменения уровня деловой активности: переменные и постоянные затраты. Пропорциональные, прогрессивные, дегрессивные, регрессивные затраты. Линейная аппроксимация поведения затрат.
- Себестоимость продукта: ее состав и виды. Роль калькулирования себестоимости продукта в управлении деятельностью организации.
- Принципы калькулирования. Классификация методов калькулирования: в зависимости от задач финансового учета (полная и сокращенная себестоимость); для целей управленческого учета (абсорбционная себестоимость и себестоимость по методике «директ-костинг»); в зависимости от применения методов планирования и контроля (фактическая и нормативная себестоимость); в зависимости от типа деятельности организации (позаказная и попроцессная себестоимость).
- Понятие безубыточности. Определение критического объема продаж. Графическое определение точки безубыточности.
- Планирование прибыли. Рассмотрение вопросов производства отдельных видов продукта. Выбор оптимального ассортимента продукции. Запас прочности. Кромка безопасности. Оперативный контроль объема продаж. Условия применения маржинального анализа.
- Стандартные ситуации применения маржинального подхода: отказ от убыточного сегмента деятельности, прекращение производства убыточного продукта, принятие дополнительного заказа, снижение цены для увеличения объемов продаж, выбор оптимального ассортимента выпуска при временном ограничении ресурсами.
- Определение трансфертной цены. Возможности оценки деятельности отдельных подразделений организации и сегментов бизнеса.
- Виды планирования. Классификация по срокам: стратегическое, административное и оперативное планирование.
- Классификация по детализации: частное и общее планирование.
- Классификация по методам разработки: «от нуля» и «от достигнутого».
- Классификация по функциям затрат в планировании деятельности: капитальное и текущее планирование.
- Классификация по возможности контроля: статичное и гибкое планирование. Процесс планирования.
- Прогнозы и бюджеты. Состав мастер-бюджета. Оперативный и финансовый бюджеты. Гибкий бюджет в системе нормативных затрат.
- Анализ отклонений фактических результатов от запланированных – основа контроля над деятельностью организации.
- Практикум по бюджетированию.
Тема 1. Бухгалтерский учет – информационная система. Принципы построения системы.
Тема 2. Объекты бухгалтерского учета. Финансовая отчетность.
Тема 3. Управленческий учет. Учет затрат.
Тема 4. Принятие краткосрочных управленческих решений.
Тема 5. Бюджетирование и контроль.