Русский эрзац. У какого бизнеса будут проблемы в 2025 году. Комментарий Анны Ситник для РБК Pro

26 декабря 2024

Источник фото: РБК Pro

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ НА РБК

Компании, которые пытались заниматься импортозамещением, могут вскоре оказаться под ударом, считают экономисты. Уход с рынка российских производителей увеличит зависимость страны от китайской продукции.

Анна Ситник, преподаватель МИРБИС, эксперт в области FMSG и commercial excellence, рассказала РБК Pro, возрастет ли объем китайских товаров и как стимулировать российских производителей улучшать качество продукции.

Деградация российского ассортимента

Основные проблемы в 2024 году в поле массового потребления – инфляция, персонал и логистика. Они вызывают серьезную деградацию ассортимента практически во всех каналах продаж. Сентябрь 2024 был очень показателен, потому что многие товары, которые были на полках ещё в начале года, стали исчезать или заменяться более дешёвыми.

Если говорить об удешевлении продуктов взамен качеству, то ярче всего иллюстрируют ситуацию следующие продукты:

1. Молочная продукция и сыры. Чтобы сдерживать рост цен производители идут на замену молочного жира растительными маслами, а также на снижение % жирности, не указывая этого на этикете.

2. Рыбные консервы. Исследования Роскачества показали, что в ритейле подменяют виды рыб на более дешёвые и заменяют ингредиенты.

3. Мед. В него добавляют мальтозу, сироп и заменители мёда.

4. Обувь. Декларируются натуральные или смесовые ткани, а при проверке оказывается, что ничего натурального в этой продукции нет.

Лидерами доступности на этом фоне, по данным Роспотребнадзора, в сентябре стали кефир, свекла и капуста.

На этом фоне, по данным исследования НИУ ВШЭ, в 2023 году доля россиян, которые в течение последних 12 месяцев покупали контрафакт, составила 12,5%, в 2022 году — 12,1%, в 2021-м — 13,7%.

Рост количества китайских товаров x2

Тренд на заботу о себе и здоровое питание все больше укрепляет свои позиции и, действительно, потребитель ищет более качественный продукт за вменяемые деньги.

Таким решением становятся китайские товары. И есть риск того, что в ближайшее время объём китайских товаров на рынке существенно вырастет.

По данным исследования «Яндекс Маркета», даже 65% людей, у которых есть предубеждения насчёт китайских вещей, считают, что качество этих товаров в последние годы стало лучше. По мнению россиян, самые качественные товары из Китая — это техника и электроника, одежда и обувь, предметы для дома.

В III квартале китайские бренды в электронике показывают рост на 77% год к году, их доля увеличилась на 3 процентных пункта, до 21% от суммарного оборота.

Впечатляющий рост показывает и китайский автопром, который активно заполняет российский рынок. По итогам первой половины 2024 года доля автомобилей китайских марок на первичном рынке России достигла 50% и составила 358 тыс. единиц.

На 1 июля 2024 года было зарегистрировано 1,86 млн легковых машин китайских брендов. Их доля достигла 54%, при этом доля премиум-сегмента с 2022 года выросла с 59% до 80%.

Потенциал наращивания поставок китайской продукции в Россию далеко не исчерпан, и в перспективе 3–5 лет можно будет увидеть рост х2 в зависимости от сегмента рынка.

Как влиять на недобросовестных производителей

Очевидно, что регулярное употребление товаров низкого качества может привести к серьезным проблемам со здоровьем населения, к росту ишемических болезней и атеросклероза. Отсутствие здоровой конкуренции и мотивации производителей приводит к тому, что снижаются стимулы к развитию.

В условиях, когда производитель не заинтересован в совершенствовании технологии производства товара и использовании качественного сырья есть несколько возможных путей решения:

1. Необходимо повышать потребительскую грамотность и чётко знать о рекомендуемых допустимых ингредиентах и режимах хранения продуктов.

2. Важно, чтобы государство контролировало обязательные требования безопасности продукции, а вопрос качества оставался за рамками надзора.

3. Не забывать о том, что по закону «О защите потребителей» покупатель может подать претензию не только продавцу товара, но и производителю и даже довести дело до суда, если производитель не удовлетворит его требования.