По официальным данным количество самозанятых граждан в России приближается к 15 млн человек. Государство заинтересовано в том, чтобы эти граждане легализовались. И для этого Минюст РФ сформулировал статус самозанятого.
Если человек регулярно получает деньги при оказании услуг другим физлицам, то он теперь официально называется «самозанятым». В отличие от индивидуального предпринимателя «самозанятый» работников нанимать не может.
Теперь легальные «самозанятые» могут получать налоговые льготы и прибавку к будущей пенсии. Поможет ли это миллионам самозанятым россиянам, работающих без трудового договора и не платящих налоги со своих доходов, выйти из тени?
Да, шанс есть, считает председатель Института МИРБИС Джомарт Алиев.
«Частично самозанятые, самозанятые в интернете, по любым нелицензированным видам деятельности. В общем, эта формулировка затрагивает большое количество самозанятых, которые представляют собой существенную часть из 15 миллионов, о которых говорит официальная статистика», - говорит Джомарт Алиев.
Однако, с первых чисел января 2017 года, когда особый статус самозанятых и двухлетнее освобождение от налогов получили няни-сиделки, домработницы и репетиторы, подано считанное число уведомлений. По стране их насчитывается 40, а в Москве – 4.
Глава Института МИРБИС считает, что проблема в непонимании гражданами смысла себя «обелять». На данный момент, могут думать частники, обо мне никто не знает – я спокойно работаю. А, если подам уведомление, в активе будут только двухлетние налоговые каникулы. А дальше что?
«Большое количество проблем, как мне представляется, создано налоговой инспекцией, которая начала относиться к самозанятым как к людям, которые нуждаются в таком статусе. А они на самом деле в нём не нуждаются. Это государству нужно, чтобы самозанятые вышли из тени», - говорит г-н Алиев..
Алексей Юсов, Заведующий лаборатории прикладных продаж и маркетинга школы бизнеса МИРБИС представил методологию и чат-бота для формирования ценностных предложений и аргументации в B2B-переговорах. В пилотной эксплуатации с 19 мая по 29 июля 2025 года инструмент протестировали 116 специалистов, проведя 166 сессий. По итогам апробации время подготовки персонализированной аргументации сократилось на 60%, а средняя оценка полезности составила 8,8 из 10, NPS достиг +62,5, что показывает готовность решения к масштабированию. Исследование опубликовано в журнале “ Маркетинг и маркетинговые исследования”.
Группа Executive MBA (ЕМВА-54) начала обучение по интенсивному курсу профессиональной переподготовки «Стратегии и лидерство в бизнесе» в удобном формате «Пятница-воскресенье / 1 раз в месяц».
22 октября в Школе бизнеса МИРБИС прошла панельная дискуссия «Совет директоров: роль, компетенции, возможности», организованная МИРБИС совместно с Kontakt InterSearch и клубом Business Odyssey. Почти сотня руководителей, предпринимателей и выпускников обсудили, как работает совет директоров изнутри, где проходит граница между стратегическим надзором и операционным управлением, как в него попасть и какие компетенции сегодня ценятся больше всего.
21–23 октября 2025 года команда Школы бизнеса МИРБИС приняла участие в 12-й конференции Responsible Management Education Research Conference (RMERC), прошедшей на факультете организационных наук Белградского университета (FON, Сербия). В программе выступили доктор экономических наук, руководитель программы DBA, профессор бизнес-практики МИРБИС Павел Лебедев, три слушателя программы DBA с докладами по своим исследованиям и ведущий преподаватель программы DBA Евгения Богатова. Команда МИРБИС не только представила результаты исследований, но и выступила соорганизатором одного из самых масштабных треков и специального мероприятия конференции.
Преподаватели и эксперты Школы бизнеса МИРБИС регулярно делятся экспертизой с широкой аудиторией. Именно поэтому Николай Мясников, руководитель программы Executive MBA и основатель бизнес-клуба «Business Odyssey», выступил на New Retail Forum 2025 в конгресс-центре «Альфа». Дискуссия «Финансовая устойчивость: сокращаем риски, поддерживаем продажи» собрала практиков e-commerce и топ-менеджеров, которым важно не просто «держаться на плаву», а находить точки роста в сложной экономике.