Психолог, бизнес-тренер и ведущая психологического клуба МИРБИС Nil Admirari Виталия Аветова, рассказала об эмоциях, личных границах и способах их отстоять.
Границы и их соратники
Каждый день нам приходиться с кем-то соглашаться, кому-то отказывать, и при этом, конечно, мы испытываем эмоции. Тот, кто утверждает, что «всегда спокоен и непоколебим», осознанно или неосознанно, но все же обманывает себя и других.
Полное отсутствие эмоций – это один из признаков тяжелого психического расстройства.
Да, безусловно, стратегию нашей жизни определяют интеллект и разум, но и эмоции существуют. Они определяют отношение человека к самому себе, окружающим его людям и к миру вокруг него.
Эмоции дают энергию, а вот куда ее определить — на дело и творчество или конфликты и болезни, это дело каждого. Последние базируются на отрицательных эмоциях. И чаще всего такие эмоции возникают из-за нарушения наших личностных границ.
Мы обязаны выстраивать границы отношений с другими людьми, чтобы защищать свои и перестать нарушать чужие.
Все мы живем в социуме и важно определять для себя, когда я хочу, могу, должен что-то сделать и когда я не могу, не хочу и не должен. То есть, одна из самых главных задач в выстраивании личных границ – это умение сказать другому «Да» или сказать твердое «Нет».
5 способов отстаивания границ
У психолога Мэрилин Мюррей описаны 5 вариантов отстаивания границ:
1 вариант – мы отвечаем согласием в ответ на чью-то просьбу или предложение и легко выполняем это. Спокойно говорим: «Да, я могу это сделать и сделаю тогда-то».
В данном случае мы действительно считаем, что выполнить просьбу нам ничего не стоит, делаем это практически без усилий. Когда нас впоследствии благодарят, мы машинально отвечаем: «не за что!», и, бывает, даже не помним что и когда для этого человека сделали. И значит делали мы это по своей воле и с радостью.
2 вариант включает в себя ситуации, когда мы соглашаемся, говорим «Да», но внутренне крайне недовольны своим согласием и «мягкотелостью». В таких случаях внутри нас копятся гнев, злость, обида и другие отрицательные эмоции. Позже они выльются или на совершенно непричастных к данной ситуации людей, или выстрелят у нас психосоматическим симптомом.
3 вариант – это также ответ «Да» и ответ этот искренний, так как мы любим и ценим просителя. Мы хотим ему помочь, хотя и понимаем, что наша помощь не ведет к его счастью, а может, напротив, потворствует его несчастью. Но мы хотим помочь, и мы помогаем.
В данном случае должны соблюдаться 2 условия:
– помогать мы должны тогда, когда сделали свои основные дела, чтобы потом не появилась досада на себя и на просителя.
– помощь должна быть временной, даже если она взаимовыгодна.
Если мы понимаем, что наши действия противоречат нашим истинным убеждениями ума и сердца, то нужно четко проговорить как самому себе, так и просителю конкретные сроки: «Я помогу тебе и буду это делать в течение такого-то времени».
Даже если ваше сотрудничество носит взаимовыгодный характер, усвойте одно: когда вы делаете что-то противное вашей натуре, а другому человеку его услуга не представляет большого труда, баланс нарушается не в вашу сторону.
Дискомфорт и нарушение внутренних границ безопасности здесь неизбежны. Проговорите человеку: «В целом, я сомневаюсь, что правильно делаю, поддерживая тебя в данной ситуации, но сейчас я вижу важность этого для тебя, и я помогу тебе».
Чаще всего мы делаем это для человека, который занимает одно из главных мест в нашей системе ценностей, будь то семейная или другая важная нам система.
4 вариант – наш ответ «Нет». Когда о чем-то просят и делать нам это не хочется или не можем, не должны, то мы отказываем и считаем отказ полностью оправданным.
Мы отвечаем «Нет» спокойно и уверенно, нет нужды оправдываться и объяснять причину. Но если просящий человек вам дорог, то можно спокойно и без чувства вины разъяснить истинные причины отказа.
5 вариант – наш ответ «Нет» в тех ситуациях, когда мы, отказывая, расстраиваемся едва ли не больше самого просящего. Нагнетаются отрицательные эмоции: «пригибает» чувство вины и сильный стыд за собственный эгоизм и «черную неблагодарность». Здесь же размышления на тему, что этот человек когда-то сделал для нас или еще может сделать… А мы ему отказываем!!! В этих ситуациях особенно тяжело людям со «Спасательской» жизненной позицией, для многих из них отказ часто «равносилен смерти».
На самом деле любой имеет право сказать «Да» и сказать «Нет». Это, прежде всего, наше право на внутренние и внешние границы и право на Жизнь. Мы обязаны бережно относится к себе и уважать право на границы других людей.
Наша обязанность – научиться соглашаться и отказывать без активной и пассивной агрессии, душевного дискомфорта и чувства вины.
Учиться, прежде всего, это быть Соратниками собственных Границ.
Зарегистрироваться на встречу «Выстраивание личных границ» психологического клуба МИРБИС Nil Admirari 15 ноября
Алексей Юсов, Заведующий лаборатории прикладных продаж и маркетинга школы бизнеса МИРБИС представил методологию и чат-бота для формирования ценностных предложений и аргументации в B2B-переговорах. В пилотной эксплуатации с 19 мая по 29 июля 2025 года инструмент протестировали 116 специалистов, проведя 166 сессий. По итогам апробации время подготовки персонализированной аргументации сократилось на 60%, а средняя оценка полезности составила 8,8 из 10, NPS достиг +62,5, что показывает готовность решения к масштабированию. Исследование опубликовано в журнале “ Маркетинг и маркетинговые исследования”.
Группа Executive MBA (ЕМВА-54) начала обучение по интенсивному курсу профессиональной переподготовки «Стратегии и лидерство в бизнесе» в удобном формате «Пятница-воскресенье / 1 раз в месяц».
22 октября в Школе бизнеса МИРБИС прошла панельная дискуссия «Совет директоров: роль, компетенции, возможности», организованная МИРБИС совместно с Kontakt InterSearch и клубом Business Odyssey. Почти сотня руководителей, предпринимателей и выпускников обсудили, как работает совет директоров изнутри, где проходит граница между стратегическим надзором и операционным управлением, как в него попасть и какие компетенции сегодня ценятся больше всего.
21–23 октября 2025 года команда Школы бизнеса МИРБИС приняла участие в 12-й конференции Responsible Management Education Research Conference (RMERC), прошедшей на факультете организационных наук Белградского университета (FON, Сербия). В программе выступили доктор экономических наук, руководитель программы DBA, профессор бизнес-практики МИРБИС Павел Лебедев, три слушателя программы DBA с докладами по своим исследованиям и ведущий преподаватель программы DBA Евгения Богатова. Команда МИРБИС не только представила результаты исследований, но и выступила соорганизатором одного из самых масштабных треков и специального мероприятия конференции.
Преподаватели и эксперты Школы бизнеса МИРБИС регулярно делятся экспертизой с широкой аудиторией. Именно поэтому Николай Мясников, руководитель программы Executive MBA и основатель бизнес-клуба «Business Odyssey», выступил на New Retail Forum 2025 в конгресс-центре «Альфа». Дискуссия «Финансовая устойчивость: сокращаем риски, поддерживаем продажи» собрала практиков e-commerce и топ-менеджеров, которым важно не просто «держаться на плаву», а находить точки роста в сложной экономике.