Ситник Анна Игоревна
Психолог, бизнес-тренер и ведущая психологического клуба МИРБИС Nil Admirari Виталия Аветова, рассказала об эмоциях, личных границах и способах их отстоять.
Границы и их соратники
Каждый день нам приходиться с кем-то соглашаться, кому-то отказывать, и при этом, конечно, мы испытываем эмоции. Тот, кто утверждает, что «всегда спокоен и непоколебим», осознанно или неосознанно, но все же обманывает себя и других.
Полное отсутствие эмоций – это один из признаков тяжелого психического расстройства.
Да, безусловно, стратегию нашей жизни определяют интеллект и разум, но и эмоции существуют. Они определяют отношение человека к самому себе, окружающим его людям и к миру вокруг него.
Эмоции дают энергию, а вот куда ее определить — на дело и творчество или конфликты и болезни, это дело каждого. Последние базируются на отрицательных эмоциях. И чаще всего такие эмоции возникают из-за нарушения наших личностных границ.
Мы обязаны выстраивать границы отношений с другими людьми, чтобы защищать свои и перестать нарушать чужие.
Все мы живем в социуме и важно определять для себя, когда я хочу, могу, должен что-то сделать и когда я не могу, не хочу и не должен. То есть, одна из самых главных задач в выстраивании личных границ – это умение сказать другому «Да» или сказать твердое «Нет».
5 способов отстаивания границ
У психолога Мэрилин Мюррей описаны 5 вариантов отстаивания границ:
1 вариант – мы отвечаем согласием в ответ на чью-то просьбу или предложение и легко выполняем это. Спокойно говорим: «Да, я могу это сделать и сделаю тогда-то».
В данном случае мы действительно считаем, что выполнить просьбу нам ничего не стоит, делаем это практически без усилий. Когда нас впоследствии благодарят, мы машинально отвечаем: «не за что!», и, бывает, даже не помним что и когда для этого человека сделали. И значит делали мы это по своей воле и с радостью.
2 вариант включает в себя ситуации, когда мы соглашаемся, говорим «Да», но внутренне крайне недовольны своим согласием и «мягкотелостью». В таких случаях внутри нас копятся гнев, злость, обида и другие отрицательные эмоции. Позже они выльются или на совершенно непричастных к данной ситуации людей, или выстрелят у нас психосоматическим симптомом.
3 вариант – это также ответ «Да» и ответ этот искренний, так как мы любим и ценим просителя. Мы хотим ему помочь, хотя и понимаем, что наша помощь не ведет к его счастью, а может, напротив, потворствует его несчастью. Но мы хотим помочь, и мы помогаем.
В данном случае должны соблюдаться 2 условия:
– помогать мы должны тогда, когда сделали свои основные дела, чтобы потом не появилась досада на себя и на просителя.
– помощь должна быть временной, даже если она взаимовыгодна.
Если мы понимаем, что наши действия противоречат нашим истинным убеждениями ума и сердца, то нужно четко проговорить как самому себе, так и просителю конкретные сроки: «Я помогу тебе и буду это делать в течение такого-то времени».
Даже если ваше сотрудничество носит взаимовыгодный характер, усвойте одно: когда вы делаете что-то противное вашей натуре, а другому человеку его услуга не представляет большого труда, баланс нарушается не в вашу сторону.
Дискомфорт и нарушение внутренних границ безопасности здесь неизбежны. Проговорите человеку: «В целом, я сомневаюсь, что правильно делаю, поддерживая тебя в данной ситуации, но сейчас я вижу важность этого для тебя, и я помогу тебе».
Чаще всего мы делаем это для человека, который занимает одно из главных мест в нашей системе ценностей, будь то семейная или другая важная нам система.
4 вариант – наш ответ «Нет». Когда о чем-то просят и делать нам это не хочется или не можем, не должны, то мы отказываем и считаем отказ полностью оправданным.
Мы отвечаем «Нет» спокойно и уверенно, нет нужды оправдываться и объяснять причину. Но если просящий человек вам дорог, то можно спокойно и без чувства вины разъяснить истинные причины отказа.
5 вариант – наш ответ «Нет» в тех ситуациях, когда мы, отказывая, расстраиваемся едва ли не больше самого просящего. Нагнетаются отрицательные эмоции: «пригибает» чувство вины и сильный стыд за собственный эгоизм и «черную неблагодарность». Здесь же размышления на тему, что этот человек когда-то сделал для нас или еще может сделать… А мы ему отказываем!!! В этих ситуациях особенно тяжело людям со «Спасательской» жизненной позицией, для многих из них отказ часто «равносилен смерти».
На самом деле любой имеет право сказать «Да» и сказать «Нет». Это, прежде всего, наше право на внутренние и внешние границы и право на Жизнь. Мы обязаны бережно относится к себе и уважать право на границы других людей.
Наша обязанность – научиться соглашаться и отказывать без активной и пассивной агрессии, душевного дискомфорта и чувства вины.
Учиться, прежде всего, это быть Соратниками собственных Границ.
Зарегистрироваться на встречу «Выстраивание личных границ» психологического клуба МИРБИС Nil Admirari 15 ноября
Ситник Анна Игоревна
Дубовик Михаил Федорович
Проектная деятельность до сих пор остается синонимом операционной работы для многих руководителей. Михаил Дубовик, управляющий партнер учебного центра «Проектная ПРАКТИКА» и ведущий преподаватель Школы бизнеса МИРБИС, развеивает это заблуждение и объясняет, зачем бизнесу нужно проектное управление и почему проекты – это не модная пометка в отчетах, а управляемые изменения, от которых зависит будущее компании.
Павел Лебедев, руководитель программы DBA МИРБИС, принял участие в круглом столе МТПП
Проектная команда программы MBA Школы бизнеса МИРБИС провела опрос и выяснила ключевые тенденции в области защиты цифрового контента. Результаты показывают, что подавляющее большинство (более 70%) цифровых контент-мейкеров стремятся защитить свое авторство. Авторы активно осваивают различные способы охраны своего контента, но сталкиваются и с серьезными препятствиями на этом пути.
Как сделать так, чтобы «Аленка» добралась до полок американских супермаркетов, сохранив вкус, цвет и форму? Почему закупки – это не про скуку, а про стратегическое мышление? И как управлять департаментом в сотни человек, не потеряв самоиронию и рабочий драйв? О логистике, международной торговле и шоколадных сюрпризах в большом интервью рассказывает Екатерина Баранова выпускница МИРБИС, и руководитель отдела мониторинга и организации закупок ООО «Объединенные кондитеры».
Разнообразие идей, живая дискуссия и ценные рекомендации от экспертов – так прошла защита предпринимательских проектов слушателей группы MBA-388 в бизнес-школе МИРБИС.