 
									 
									
	
	Фото: David Ramos/Getty Images. Источник: РБК Pro
	 
Исследователи предупреждают: управленцы, уверенные в своем опыте, знаниях и интуиции, – самые опасные люди бизнеса в кризисные времена. В кризис кадровики начали отсеивать управленцев, слишком уверенных в своих силах. Обладающих харизмой «альфа-самцам» легко обаять работодателей, но решения, которые они будут принимать, скорее всего, окажутся опасными для бизнеса. В период экономических кризисов уверенные в своей правоте менеджеры становятся балластом для компаний. Вместо того, чтобы взвешивать разные стратегии и выбирать самую перспективную, они полагаются на свое чутье и опыт, которые склонны преувеличивать.
Станислав Казаков, ведущий преподаватель МИРБИС, рассказал РБК PRO, как выявить и нейтрализовать топ-менеджера с синдромом Лейк-Уобегона (сверхуверенности).
КАТАЛИЗАТОРЫ ОПАСНОСТИ
Эта проблема часто встречается и у топ-менеджеров, и у собственников. Причина — в глубинных моделях психики. Можно выделить несколько «катализаторов» запуска изначально провальных проектов, постановки целей, изначально недостижимых.
Ребенок (по Э.Берну) в топ-менеджере или бизнесмене хочет поиграть
Только не в песочнице, а на открытом рынке, и не лопаткой и совочком, а активами компании. Это крайне печально заканчивается для бизнеса. А вот «ребенок» далеко не всегда извлекает уроки.
Собственник ставит цель, агрессивно требует от менеджеров ее достичь, они не имеют мужества и аргументов отказать, проект запущен, проект провален. Виновата команда.
Эго Альфа-самца требует подкрепления
Еще одна игра под условным названием «А чем я хуже Илона Маска/Стива Джобса/Васи Петрова из соседнего класса». И запускается проект для «потешить самолюбие».
Так были множественные попытки запустить «свои» маркетплейсы и на рынке мебели, и на рынке товаров для дома и сада, и на рынке игрушек.
Недооценка отсутствия компетенций
У компании (команды/себя любимого) недооценка компетенций, которые нельзя приобрести за 5 минут. Поэтому запускаются ИТ-стартапы вчерашними менеджерами по продажам 1С, или розничные сети «замена Икеи» производителями мебели. Провал неизбежен.
КАК ВЫЯВИТЬ СВЕРХУВЕРЕННОГО ТОП-МЕНЕДЖЕРА
Выявлять на этапе отбора помогают несколько критериев:
Амбиции, существенно превосходящие фактический статус и уровень дохода. Если бы он был способен на взлет, уже были бы промежуточные успехи.
Легкомысленность по отношению к затратам и рискам. «Главное ввязаться в драчку, а там разберемся».
Неадекватная самооценка. Уже были провалы, неудачи (они есть у многих), НО виноваты все остальные, кроме него. Его идея — супер, все, что делал он — тоже, а вот с коллегами/партнерами/подчиненными — не повезло, поэтому и провалилась такая мега-идея.
Такие сотрудники вредны или даже опасны на должностях, где есть право решать по ресурсам и рискам. Деньги потекут рекой на «хотелки», модные тренды или удовлетворении амбиций.
При этом они могут приносить пользу там, где требуется креатив, поиск новых решений, рынков, продуктов. Но для этого должен быть противовес в лице прагматика, который умеет считать ресурсы и риски. И дает деньги только после того, как все просчитал, и строго не более установленного % на высоко-рисковые инвестиции.
КАК ОБЕЗВРЕДИТЬ СВЕРХУВЕРЕННОГО ЛИДЕРА
Необходимо влиять на причину.
Ребенку напомнить, что он взрослый. Или предложить другую (менее рисковую игрушку).
Альфе напомнить, что не надо мериться... амбициями рискуя потерять бизнес.
Также помогает напомнить, чем это кончилось для других (пара примеров знакомых ему провалов и банкротств очень помогают)
Рядовому сотруднику вбить связь ответственности. Его личной репутационной и материальной ответственности за результат проекта, который он готов так легко запустить на чужие деньги и рискуя дискредитировать бренд компании, создаваемый годами.
 
																								 
																								 
													 
																 
																Алексей Юсов, Заведующий лаборатории прикладных продаж и маркетинга школы бизнеса МИРБИС представил методологию и чат-бота для формирования ценностных предложений и аргументации в B2B-переговорах. В пилотной эксплуатации с 19 мая по 29 июля 2025 года инструмент протестировали 116 специалистов, проведя 166 сессий. По итогам апробации время подготовки персонализированной аргументации сократилось на 60%, а средняя оценка полезности составила 8,8 из 10, NPS достиг +62,5, что показывает готовность решения к масштабированию. Исследование опубликовано в журнале “ Маркетинг и маркетинговые исследования”.
Группа Executive MBA (ЕМВА-54) начала обучение по интенсивному курсу профессиональной переподготовки «Стратегии и лидерство в бизнесе» в удобном формате «Пятница-воскресенье / 1 раз в месяц».
22 октября в Школе бизнеса МИРБИС прошла панельная дискуссия «Совет директоров: роль, компетенции, возможности», организованная МИРБИС совместно с Kontakt InterSearch и клубом Business Odyssey. Почти сотня руководителей, предпринимателей и выпускников обсудили, как работает совет директоров изнутри, где проходит граница между стратегическим надзором и операционным управлением, как в него попасть и какие компетенции сегодня ценятся больше всего.
21–23 октября 2025 года команда Школы бизнеса МИРБИС приняла участие в 12-й конференции Responsible Management Education Research Conference (RMERC), прошедшей на факультете организационных наук Белградского университета (FON, Сербия). В программе выступили доктор экономических наук, руководитель программы DBA, профессор бизнес-практики МИРБИС Павел Лебедев, три слушателя программы DBA с докладами по своим исследованиям и ведущий преподаватель программы DBA Евгения Богатова. Команда МИРБИС не только представила результаты исследований, но и выступила соорганизатором одного из самых масштабных треков и специального мероприятия конференции.
Преподаватели и эксперты Школы бизнеса МИРБИС регулярно делятся экспертизой с широкой аудиторией. Именно поэтому Николай Мясников, руководитель программы Executive MBA и основатель бизнес-клуба «Business Odyssey», выступил на New Retail Forum 2025 в конгресс-центре «Альфа». Дискуссия «Финансовая устойчивость: сокращаем риски, поддерживаем продажи» собрала практиков e-commerce и топ-менеджеров, которым важно не просто «держаться на плаву», а находить точки роста в сложной экономике.