Госпрограмма по развитию въездного медицинского туризма создаст потребность в квалифицированных управленцах
Госпрограмма по развитию въездного медицинского туризма создаст потребность в квалифицированных управленцах
Дата публикации:
172
0
В статье
Поручение
По поручению президента Владимира Путина в марте 2017 года был создан специальный проектный офис Минздрава РФ по развитию въездного медицинского туризма, который и реализует программу привлечения иностранных пациентов.
В рамках этой программы в России планируется сформировать регионы-кластеры, которые послужат базой для развития медицинского туризма. Определен и список из 17 пилотных ФГБУ для реализации программы.
Статистика
По данным Минздрава, по итогам 2016 года объем медицинской помощи иностранным гражданам в стоимостном выражении составил более 1,5 млрд рублей, к услугам российских медиков обратились более 66 тыс. пациентов.
Согласно результатам исследования, проводившегося среди 17 подведомственных Минздраву учреждений, в первом полугодии 2017-го за медицинской помощью в Российскую Федерацию приехали 14,2 тыс. человек, которые сгенерировали денежный поток на общую сумму 461,2 млн рублей.
При этом 74% финансовых поступлений от экспорта медуслуг составляет медицинская помощь в стационарах, средняя стоимость пребывания одного пациента в которых по итогам первого полугодия составила 61 тыс. рублей (с учетом оказанных услуг).
Около 60% всего потока медтуристов сегодня составляют граждане стран Центральной Азии, еще треть пациентов приезжает в Россию из Европы.
Популярные направления
По данным Минздрава, в России зарубежные пациенты прибегают к услугам как федеральных, так и частных клиник.
В федеральных учреждениях у иностранцев наиболее востребованы следующие профили: онкология, офтальмология, сердечно-сосудистая хирургия и нейрохирургия.
В частных клиниках — стоматология, гинекология и вспомогательные репродуктивные технологии, а также пластическая хирургия.
Дорогое лечение
Наиболее дорогим, по данным Минздрава, оказалось лечение в Федеральном научно-клиническом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, Национальном медико-хирургическом центре имени Н.И. Пирогова, Федеральном научном центре трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова, а также в Ростовском научно-исследовательском онкологическом институте. Его стоимость для пациента составляет более 200 тыс. рублей.
Зарубежный опыт
В мировой практике организации медицинского туризма, как правило, выполняют три функции. Они информируют, продвигают и организуют медицинскую помощь и сопровождение пациента на этапе лечения, а также саму поездку и досуг клиента во время пребывания.
В зависимости от потребностей клиентов и специфики отдельных стран спектр предоставляемых этими организациями услуг может варьироваться от информирования (как в Германии и Бельгии) до организации лечения «под ключ» — как делается в Южной Корее, Сингапуре и Малайзии.
Сервис, который предлагают иностранным клиентам страны-лидеры медицинского туризма, может включать в себя офисы, работающие 24/7 (на Филиппинах), услуги по организации поездки и проживания, удаленные консультации с врачами (как, например, в Израиле) и даже индивидуального медицинского консьержа (например, в Доминиканской Республике).
Планы
Россия сможет войти в пятерку стран-лидеров медицинского туризма в ближайшие десять лет, сообщил заместитель министра здравоохранения Сергей Краевой.
Согласно планам ведомства, после реализации программы по выводу России в страны-лидеры медицинского туризма поток иностранных пациентов в нашу страну может превысить 500 тыс. человек в год.
В Минздраве считают, что для обеспечения качества медицинских услуг необходимо создание системы рейтинга медучреждений, основанной на объективных показателях результатов лечения, оснащенности и квалификации персонала.
Подготовка управленцев
Задача проектного офиса Минздрава РФ – спустя десять лет войти в пятерку стран-лидеров медицинского туризма. Как следствие, в России увеличится потребность в управленцах, имеющих компетенции в медицинском бизнесе.
Программа МВА Института МИРБИС «Управление медицинским бизнесом» дает слушателю методы профессионального подхода в управлении медицинским бизнесом, умение оценивать риски, быстро и смело принимать правильные решения, понимая при этом их возможные последствия.
Программа включает в себя фундаментальную подготовку – изучение экономической теории, количественных методов в экономике, высших финансовых вычислений, широкого спектра дисциплин управления компанией – и развитие практических навыков (проводятся тренинги, деловые игры, анализ конкретных ситуаций из практики российских и зарубежных компаний (кейс-метод), решаются актуальные задачи из реальной практики слушателей).
Программа состоит из четырех блоков, каждый из которых разрабатывался группой экспертов в своей области:
Первый блок – общие вопросы организации здравоохранения подготовлен профессорско-преподавательским составом ММА им. И.М. Сеченова – это крупнейший учебно-научный комплекс РФ по подготовке, аттестации и повышению квалификации медицинских и фармацевтических кадров.
Второй блок – коммерческая медицина разработан специалистами ведущих частных и ведомственных лечебных учреждений, ответственных за реализацию платных медицинских услуг.
Третий блок – страховая медицина, разработан врачами экспертами крупнейших страховых компаний, имеющих большой опыт в организации медицинской помощи по страховым программам в РФ и за рубежом.
Четвертый блок – мастер-классы представителей медицинского бизнеса, создан с привлечением ведущих тренеров и консультантов по медицинскому бизнесу в разных направлениях деятельности.
Источник:
Ближайшие мероприятия
Опыт как лаборатория: как устроена, зачем идти и кому полезна DBA
Группа Executive MBA (ЕМВА-54) начала обучение по интенсивному курсу профессиональной переподготовки «Стратегии и лидерство в бизнесе» в удобном формате «Пятница-воскресенье / 1 раз в месяц».
Алексей Юсов, Заведующий лаборатории прикладных продаж и маркетинга школы бизнеса МИРБИС представил методологию и чат-бота для формирования ценностных предложений и аргументации в B2B-переговорах. В пилотной эксплуатации с 19 мая по 29 июля 2025 года инструмент протестировали 116 специалистов, проведя 166 сессий. По итогам апробации время подготовки персонализированной аргументации сократилось на 60%, а средняя оценка полезности составила 8,8 из 10, NPS достиг +62,5, что показывает готовность решения к масштабированию. Исследование опубликовано в журнале “
Маркетинг и маркетинговые исследования”.
Группа Executive MBA (ЕМВА-54) начала обучение по интенсивному курсу профессиональной переподготовки «Стратегии и лидерство в бизнесе» в удобном формате «Пятница-воскресенье / 1 раз в месяц».
22 октября в Школе бизнеса МИРБИС прошла панельная дискуссия «Совет директоров: роль, компетенции, возможности», организованная МИРБИС совместно с Kontakt InterSearch и клубом Business Odyssey. Почти сотня руководителей, предпринимателей и выпускников обсудили, как работает совет директоров изнутри, где проходит граница между стратегическим надзором и операционным управлением, как в него попасть и какие компетенции сегодня ценятся больше всего.
21–23 октября 2025 года команда Школы бизнеса МИРБИС приняла участие в 12-й конференции Responsible Management Education Research Conference (RMERC), прошедшей на факультете организационных наук Белградского университета (FON, Сербия). В программе выступили доктор экономических наук, руководитель программы DBA, профессор бизнес-практики МИРБИС Павел Лебедев, три слушателя программы DBA с докладами по своим исследованиям и ведущий преподаватель программы DBA Евгения Богатова. Команда МИРБИС не только представила результаты исследований, но и выступила соорганизатором одного из самых масштабных треков и специального мероприятия конференции.
Преподаватели и эксперты Школы бизнеса МИРБИС регулярно делятся экспертизой с широкой аудиторией. Именно поэтому Николай Мясников, руководитель программы Executive MBA и основатель бизнес-клуба «Business Odyssey», выступил на New Retail Forum 2025 в конгресс-центре «Альфа». Дискуссия «Финансовая устойчивость: сокращаем риски, поддерживаем продажи» собрала практиков e-commerce и топ-менеджеров, которым важно не просто «держаться на плаву», а находить точки роста в сложной экономике.