Думспендинг. Почему люди стали тратить деньги, как перед концом света. Комментарий Тимура Кармазина для РБК Pro

Дата публикации:
20
0
В статье

Тимур Кармазин, к.псх.н., доцент, директор по персоналу «Логрокон», CEO YEx ITG, рассказал РБК Pro, кто подвержен явлению думспендинга, которое набирает обороты в России, и к чему это может привести. 

Из-за чего сегодня в России у людей возникает думспендинг? 

Думспендинг – это явление, которое не связано с географией нахождения. Это своеобразный психологический механизм защиты от стрессовой неопределенности, в частности финансовой. Его можно отнести к симптому «денежного расстройства», которое американское психиатрическое сообщество выделяет уже в отдельный диагноз. 

Попытка «убежать от сложной действительности» в шопоголизм является сублимацией напряженного состояния в состояние «удовольствия». Современная массовая и агрессивная реклама постоянно предлагает «получать удовольствие», «жить легко и просто», чего можно добиться, приобретая новые товары. Тем самым у потребителей, особенно у молодежи, формируется подсознательное стремление таким образом решить все свои проблемы. 

Кроме того, имея «возможность» приобретать все новое, люди получают некое «моральное превосходство» над теми, кто этого сделать не может. 

В России думспендинг получает свое развитие по причине усиления политической и социальной неопределенности, сложности в прогнозировании и программировании своих действий. 

Длительная неопределенность отрицательно влияет возможности работы с информацией, запоминать ее, анализировать, прогнозировать и принимать взвешенные волевые решения. Этот эффект уже влечет за собой думспендинг как защиту от стресса. 

К чему может привести думспендинг? 

Есть три варианта проявления врожденной психологической защиты, которая призвана уберечь психику от разрушения. К ним можно отнести реакции «бей», «беги», «замри». 

Под первой реакцией в современном мире понимается действие, под второй – эмоциональное и мыслительное отстранение, а под третьей – остановка не только физической активности, но и эмоциональной. 

Думспендинг в какой-то степени является синергией этих реакций – рациональное поведение отходит на второй план, подменяясь поведением иррациональным. Получение удовольствия от спонтанных покупок дает лишь краткий психотерапевтический эффект – на некоторое время люди уходят от проблем («эффект страуса»). В длительной перспективе финансовая проблема усугубляется, а поскольку она постоянно находится во внимании человека, то стресс и депрессивное состояние возвращаются к нему. 

Какие могут быть последствия? Это, прежде всего, психосоматические отклонения, появление симптомов хоардинга («синдром Плюшкина»), снижение самооценки, появление суицидальных мыслей.

Какие люди в России чаще всего подвержены думспендингу? 

Думспендингу подвержены несколько категорий людей. 

Первая категория – это люди внушаемые (порой легко поддающиеся гипнотическому влиянию и нейролингвистическому программированию). Они отличаются достаточно слабой нервной системой, несформированностью аналитического и критического мышления. 

Ко второй категории я бы отнес «поглотителей рекламы». Чаще всего это визуалы, их взгляд концентрируется на ярких образах, которыми «грешит» современный маркетинг. Очень часто это люди воспринимают современную рекламу уже как вид искусства, соответственно причисляя себя к творческим людям. Они сконцентрированы на подаваемом контенте, а значит, склонны к спонтанным покупкам как атрибутам определенного социума. 

Если рассматривать категории по гендерным и возрастным основаниям, то тут появятся люди молодого и преклонного возрастов. Причины поведения разные. 

Цифровая молодежь находится на пересечении множества коммуникативных каналов, воздействие через которые идет очень агрессивно. Добавить можно влияние «моды», отсутствие опыта антикризисного поведения и т.п. 

Люди преклонного возраста больше подвержены стрессам и перепадам эмоционального состояния. Кроме того, это для них может быть средством купирования «ощущения одиночества».

Читайте в статье «Думспендинг. Почему люди стали тратить деньги перед концом света»

Ближайшие мероприятия
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

19 июля 2025
20 ак. часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace

18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России.
#МВА #Стратегический менеджмент #ИТ-менеджмент
86
1
Телеграм
ЛЕНТА
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех». 
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?