Наталья Лебедева: Искусственные помощники. Польза и вред нейросетей-психологов

Дата публикации:
83
0
В статье

Научное издание MultiMedia Modeling опубликовало исследование о нейросети EmoAda, созданной китайскими учеными из Хэфэйского университета. ИИ может считывать эмоции, анализировать голос и мимику лица и на основе этих данных оказывать персональную психологическую помощь собеседнику.

Насколько эффективной может быть поддержка искусственного психолога рассказала преподаватель МИРБИС, к.ф-м.н. Наталья Лебедева.

 

Начнем с того, что китайская разработка – это далеко не первый практический пример использования ИИ для психологической поддержки. Исследования по использованию нейросетей для подобных задач начались в разных университетах и лабораториях по всему миру. Одним из начимых исследований на эту тему был проект Woebot, разработанный командой ученых из Стэнфордского университета в США. Проект стал первым чат-ботом, использующим методы когнитивно-поведенческой терапии и нейросетей для оказания психологической поддержки. Исследования по Woebot начались в 2017 году и уже через год была выпущена практическая версия приложения для широкого использования. Аналогичный проект Replika реализуется в Германии с 2017 года, а индийский Wysa аж с 2015 года. В ряде российских исследовательских центров сегодня также ведутся разработки по использованию нейросетей для психологической поддержки людей.

Преимущества EmoAda

Быстрое и точное распознавание эмоций. Нейросеть «считывает» эмоциональное состояние человека и предлагает соответствующие рекомендации. Это может быть особенно полезно в ситуациях, когда человек нуждается в конфиденциальной и немедленной психологической помощи в сложных и стрессовых ситуациях. Или, наоборот, ситуации не столь критичны, но возникают периодически и могут быть решены без привлечения профессионального психотерапевта, возможно, по его же рекомендации.

Бюджетность и круглосуточная доступность. Нет необходимости записываться на консультации, ожидать сеанса. Кроме того, подобная система может собирать и анализировать данные эмоционального состояния пациента в течение длительного времени и передавать их специалисту.


Риски использования EmoAda

  • Ограниченность в понимании контекста и сложных эмоциональных состояний

  • Отсутствие человеческой эмпатии и профессиональной интуиции

  • Способность нейросети обманывать. Цена ошибки в литературном обзоре диссертации и рекомендации человеку в стрессовом состоянии несопоставима.

  • Потенциальные угрозы безопасности данных и проблемы с этическими аспектами

Подводя итог

Пока замещение «живых» психологов кажется маловероятным. Как и в других сферах использование искусственного интеллекта может быть отличным помощником человека, но требует снижения рисков «ошибочных» рекомендаций. Например, в медицине это возможно за счет объема накопленных исследовательских данных (результаты анализов, снимки МРТ). Модели ИИ дают возможность ставить диагноз с высокой точностью.

Тем не менее подтверждение специалиста и в этом случае необходимо, так как именно человек принимает на себя ответственность за решение и назначаемое лечение.

Решение проблемы одиночества

Есть еще одно неочевидное применение ИИ – психолога: доступная психологическая поддержка поможет решению одной из глубоких проблем современного мира – чувства одиночества. Именно оно, по одной из гипотез, объясняет широкую популярность различных версий нейросетей для повседневного использования – просто поговорить о своей беде, боли, проблеме.

Подводя итог

Если специализированная версия нейросети-психолога сможет, быстро оценив эмоциональное состояние и уровень агрессии, предложить конкретную персонифицированную рекомендацию – пусть это будет отрывки из хорошей психологической книги, посвященной нужной теме, или дыхательная гимнастика «в моменте», конкретная медитация «прямо сейчас» – то такая помощь может оказаться чрезвычайно эффективной.

 

Старт программы МВА – 19 апреля 2024. Успейте подать ЗАЯВКУ


Материалы по итогам проведения:
Ближайшие мероприятия
Кросс-культурные особенности отношения с китайскими партнёрами – как выстраивать взаимодействие?

Кросс-культурные особенности отношения с китайскими партнёрами – как выстраивать взаимодействие?

18 июля 2025
Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

19 июля 2025
20 ак. часов
Инструменты корпоративного финансирования

Инструменты корпоративного финансирования

19 июля 2025
16 ак. часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

«Мой диплом рецензировал Сергей Жуков из "Руки вверх"…»

С 10 по 12 июля в МИРБИС прошла защита слушателей программы MBA.
#МВА #Производственный менеджмент и операционная эффективность #ИТ-менеджмент #Стратегический маркетинг #Стратегический менеджмент #Финансовая стратегия компании #Управление персоналом
28
0
Телеграм
ЛЕНТА
Бунт бариста в Starbucks: некомпетентность СЕО или лень сотрудников? В Starbucks ввели новую внутреннюю политику: бариста теперь должны вручную писать на стаканчиках доброжелательные фразы вроде «Хорошего дня!», «Приходите еще», «Наслаждайтесь». Новый CEO Брайан Никкол хочет вернуть ту самую уютную атмосферу 90-х, когда за чашкой латте человек ощущал тепло и внимание.Но сотрудники восприняли нововведение в штыки. В час пик на счету каждая секунда, и добавлять к процессу обязательные надписи, значит, усложнить и без того напряженную работу. А за отказ угрожают дисциплинарными мерами.Внешне идея кажется хорошей: чуть добавить «человечности» в автоматизированный, холодный ритм города. Но под вопросом сама искренность. Можно ли передать теплое пожелание, если к этому принудили?___________Часто такие инициативы могут «буксовать» не потому, что идея плоха, а потому что некорректно внесены изменения в рабочий процесс. Невозможно транслировать заботу о клиентах, если внутри команды царят принуждение и раздражение. Эмпатия к потребителю не работает без эмпатии к тем, кто этот сервис обеспечивает.
МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России. Центральной темой форума станет «Цифровая триада: государство, бизнес и наука — код будущего». Участники пленарного заседания обсудят, как выстроить гармоничный баланс между внедрением инноваций, обеспечением кибербезопасности и эффективным регулированием цифровых сервисов. В центре внимания окажутся вопросы доверия пользователей к новым ИТ-решениям, создание кадрового резерва для цифровой экономики, развитие отечественных технологий и формирование устойчивого «цифрового суверенитета» России на горизонте 2025-2030 годов.В программе форума также стратегические сессии о безопасности данных, развитии финтеха, цифровизации промышленности, трансформации ритейла и маркетинга под влиянием искусственного интеллекта.Финальным событием станет Visionlab — открытое пространство для честного разговора с предпринимателями-визионерами о том, как ИИ изменит бизнес, общество и человеческий капитал в ближайшие десять лет.В числе приглашенных спикеров — министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, президент РСПП Александр Шохин, заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак, директор по квантовым технологиям госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева и другие ведущие эксперты.
Как Michelin увеличила продажи шин, создав туристическую мотивациюКогда спрос на шины был крайне низким, братья Мишлен выбрали нестандартный подход: они не стали усиливать рекламу продукта. Вместо этого они создали путеводитель.Michelin Guide включал карты, рекомендации по обслуживанию автомобилей, инструкции по замене шин, а также списки ресторанов и гостиниц. Путеводитель распространялся бесплатно через мастерские и шиномонтажные центры.Логика их кампании была следующей: если у людей появится мотивация к поездкам, они начнут больше ездить. А значит, быстрее изнашивать шины и покупать новые.Со временем путеводитель стал самостоятельным направлением бизнеса. Сегодня Michelin известна во всем мире не только как производитель шин, но и как создатель авторитетной ресторанной системы оценки.Продвижение продукта не всегда связано с его прямой продажей. Иногда гораздо эффективнее создать такие условия, при которых желание купить продукт возникнет само собой. Кроме того, если компания разрабатывает дополнительную инфраструктуру или усиливает интерес к своему продукту, то она не только повысит спрос, но и укрепит свои позиции на рынке. Такой подход требует стратегического мышления, но в конечном итоге он поможет построить доверительные отношения с клиентами и сделает бренд частью их образа жизни.