Каждый пятый (21%) руководитель малого или среднего предприятия (МСП), опрошенный аналитическим центром НАФИ, показал низкий уровень финансовой грамотности.
«В числе финансово-безграмотных преобладают женщины-предпринимательницы, руководящие микропредприятиями. Лидеры по финансовой грамотности — мужчины-руководители обрабатывающих производств»,— сообщается в обзоре делового климата НАФИ.
Финансовую грамотность предпринимателей оценивали по умению использовать финансовые инструменты, рациональному отношение к финансам как средству развития бизнеса, а также знанию и пониманию основных отраслевых понятий и финансовых продуктов для бизнеса.
Сводный индекс финграмотности российских предпринимателей составил 62 пункта из 100 возможных. Низкую финансовую грамотность (ниже 50 пунктов) в основном продемонстрировали руководители и собственники микропредприятий с годовым оборотом до 10 млн руб. (81%).
Как сообщает НАФИ, среди предпринимателей с самым низким уровнем финансовой грамотности выше доля женщин (37% в сравнении с 31% в среднем по выборке).
«Из-за отсутствия необходимых знаний и сопутствующей ему неуверенности женщины не стремятся привлекать внешнее финансирование для развития своего бизнеса (62% против 55% мужчин), организуют нетехнологичный учет финансовых потоков предприятия (23% ведут учет доходов и расходов в тетради, среди мужчин этот показатель составляет 17%)»,— говорится в обзоре НАФИ.
Репрезентативный всероссийский опрос НАФИ проведен по инициативе Банка России Аналитическим центром НАФИ совместно с Торгово-промышленной Палатой, Опорой России и Российским микрофинансовым центром в марте 2017 г. Опрошено 2033 руководящих сотрудников предприятий микро, малого и среднего бизнеса в 8 федеральных округах России. Критерии разбивки предприятий по размеру. Статистическая погрешность не превышает 2,2%.
Эксперт Института МИРБИС профессор Екатерина Лисицына, руководитель программ МВА «Финансовый менеджмент», считает, что сегодня каждый должен быть немного финансистом, иначе – жизнь накажет за леность рублем.
«Исследование демонстрирует нам хоть и горькую, но правду. В России, действительно, уровень финансовой грамотности чрезвычайно низок. Причем, на простейшие вопросы по финграмотности зачастую не могут ответить и люди, руководящие компаниями!
На мой взгляд главное – формировать финансовую логику принятия решений. Приучаться к этому в быту, на корпоративном уровне или государственном. Ведь люди реально не понимают, как оценить упущенные выгоды или возможности, как понять, что неверные финансовые решения уже поставили подвели бизнес к опасной черте.
Один из самых популярных вопросов сегодня – «Почему прибыль есть, а денег нет?». По моему опыту, сегодняшние бизнесмены, научившись управлять прибылью, еще не умеют администрировать денежные потоки.
Считаю, что есть только один способ победить всеобщую финансовую неграмотность – учиться. Институт МИРБИС отмечает высокий уровень интереса к такой программе, как «Финансы для нефинансистов» - и это говорит о том, что тенденция «я ничего не знаю» понемногу уходит в прошлое.
Можно выбирать разные программы, длительность, преподавателей – от МВА до экспресс-курсов. Вложения в обучение никогда не обесценится», - говорит профессор Лисицына.
Источник:
Проектная команда программы MBA Школы бизнеса МИРБИС провела опрос и выяснила ключевые тенденции в области защиты цифрового контента. Результаты показывают, что подавляющее большинство (более 70%) цифровых контент-мейкеров стремятся защитить свое авторство. Авторы активно осваивают различные способы охраны своего контента, но сталкиваются и с серьезными препятствиями на этом пути.
Как сделать так, чтобы «Аленка» добралась до полок американских супермаркетов, сохранив вкус, цвет и форму? Почему закупки – это не про скуку, а про стратегическое мышление? И как управлять департаментом в сотни человек, не потеряв самоиронию и рабочий драйв? О логистике, международной торговле и шоколадных сюрпризах в большом интервью рассказывает Екатерина Баранова выпускница МИРБИС, и руководитель отдела мониторинга и организации закупок ООО «Объединенные кондитеры».
Разнообразие идей, живая дискуссия и ценные рекомендации от экспертов – так прошла защита предпринимательских проектов слушателей группы MBA-388 в бизнес-школе МИРБИС.
5-го декабря в Доме Правительства Московской области прошла торжественная церемония Единого выпуска слушателей Президентской программы 2025 года.
В чем сила руководителя – в жесткости или доверии? Почему «родительская» роль, проявляющаяся в заботе и обучении, в команде способна дать бизнесу гораздо больше, чем контроль и давление? Об этом мы поговорили с Виталией Аветовой, главой психологического делового клуба Nil Admirari и преподавателем по развитию эмоционального интеллекта в МИРБИС.