Как профайлинг помогает в HR-практике

Дата публикации:
103
0
В статье

Анна Козлова, ведущий преподаватель программ МВА и Executive MBA в МИРБИС, рассказала о том, как отбирать кандидатов при помощи профайлинга.



Сегодня модным направлением в HR области становится кадровый профайлинг (HR-профайлинг). Давайте разберемся в особенностях данного направления профайлинга и поймем, как наиболее эффективно можно его использовать.  

Слово «профайлинг» (от английского слова profile – профиль) включает в себя различные психологические методики, которые позволяют не только составить  психологический портрет человека, но и на основе данной информации спрогнозировать его дальнейшее поведение. 

Что мы обычно профилируем?

1. Психологический тип личности

Здесь мы имеем дело с разными типологиями. Например, наибольшей популярностью сегодня пользуются методики MBTI, DISK, PAEI, пятифакторный опросник (Big-five), метапрограммный профиль. Полученная в ходе диагностики информация позволяет понять, кто перед нами, какие у кандидата черты характера и темперамента, возможные слабые стороны, как он будет реагировать на те или иные задачи. 

Среди профайлеров чаще всего используется методика Виктора Пономаренко «7 радикалов» (или «8 радикалов» Международной академии исследования лжи). Главное ее отличие от других личностных опросников в том, что она базируется на особенностях нервной системы человека (это то, с чем мы рождаемся). Зная, какой тип у нашего кандидата, какая у него нервная система, мы можем спрогнозировать, как он будет вести себя в стрессовой или нестандартной ситуации. Особенно важна такая информация на вакансии, связанные с безопасностью и те, где надо быстро реагировать на непредвиденные ситуации. 

2. Профессиональный тип личности

Данные методики позволяют понять, что для кандидата важно в работе и его профессиональные склонности. Для этих целей мы можем использовать «Тест профессионального личностного типа» Джона Голланда, тесты профессиональных склонностей и способностей.

В практике профайлинга можно встретить малоизвестный тест «Профессиональные типы личности» (Авторское название методики «Архетипы» – Институт прикладной креативности, Германия. Адаптация и модификация Е.А. Родионовой, В.И. Доминяка). Он позволяет оценить модель поведения кандидата в ходе выполнения профессиональных задач, его мотивацию, его карьерные притязания.

Порой так хочется сделать отличного работника руководителем отдела, но потом мы разочаровываемся в данном решении, поскольку у сотрудника не было внутреннего потенциала для управляющей функции. Такой ситуации можно было избежать, если бы мы изначально знали его профессиональный тип.

3. Склонность к рисковому поведению

Если в силу выполнения профессиональных обязанностей сотруднику придется сталкиваться с ситуациями повышенного риска, возможностью получения травм, а также, если от него зависит безопасность других людей, то для диагностики можно использовать тест «Риск травматизма и заболеваемости», чтобы изначально исключить кандидатов с повышенным уровнем к рисковому поведению и травматизму. Пройти тест и познакомиться с данной методикой можно по этой ссылке

А теперь давайте посмотрим, как это работает на практике. 

Пример HR-профайлинга на практике

         У вас открыта вакансия «Персональный водитель для руководителя». 

Основные задачи: обеспечение безопасного передвижения, подача автомобиля в нужное время и место, своевременное обслуживание автомобиля на СТО, безопасное и безаварийное вождение автомобиля.

В ходе общения с руководителем вы отметили еще ряд требований к водителю: чтобы хорошо знал город, умел выстраивать самостоятельно маршрут, если придется действовать в непредвиденных ситуациях, был немногословным, соблюдал конфиденциальность. 

Каким должен быть соискатель по трем рассмотренным выше параметрам:

  • Психологический тип личности: с одной стороны, кандидат должен быть пунктуальный, внимательный (в том числе и к деталям) исполнительный, интроверт, а, с другой, стрессоустойчивый, умеющий быстро оценивать ситуацию и принимать самостоятельные  решения, как лучше выполнить задачу; метапрограммный профиль: мотивация ОТ, внешняя референция, процедуры.
  • Профессиональный тип личности: по типологии «Профессиональные типы личности»  (Е.А. Родионова, В.И. Доминяк) – у кандидата должны быть высокие баллы по типам «специалист-профессионал» и «стратег».
  • Склонность к риску: тип адаптивный. 

Имея такой профиль для вакансии, в дальнейшем вы будете выстраивать отбор кандидатов с учетом данной информации.

Также рекомендуется включить в собеседование вопросы типа: 

  • «Когда у вас была последняя аварийная ситуация? Расскажите о ней подробнее». 
  • «Представьте ситуацию: вы везете руководителя на важную встречу и  заметили слежку за автомобилем. Что вы будете делать?»
  • «У вас в жизни произошло что-то хорошее и вам хочется поделиться этой информацией с боссом, как вы поступите?»
  • «Вам через 30 минут необходимо подать машину к офису, чтобы отвести босса в аэропорт. Но вы заметили, что в машине есть какие-то небольшие неполадки. Как вы поступите?»
  • «Как вы думаете, от каких руководителей уходят водители?»

При ответе на данные вопросы важно не столько, что скажет кандидат, а как он ответит. Какой эмоциональный отклик будет при ответе. Покажет ли он стресс-реакции. Как отреагирует его нервная система.

* * *

Итак, что же такое профайлинг? Это новая модная тенденция в HR или стандартные методы, известные уже давно менеджерам по отбору персонала?  

Пожалуй, и то и другое. Ведь профайлинг включает в себя и психологические инструменты, которые используются на протяжении многих лет, и их новое применение в связке с верификацией. 


Узнать больше о привлечении талантов и об инновационных технологиях рекрутинга можно на программе МВА Управление человеческими ресурсами. Ближайшие старты – 23 сентября и 27 октября


Ближайшие мероприятия
Презентация программ MBA & EXECUTIVE MBA Презентация программ MBA & EXECUTIVE MBA Презентация программ MBA & EXECUTIVE MBA

Презентация программ MBA & EXECUTIVE MBA

4 июня 2025
2 часа
Research & Faculty Talks: диалог об идеях, исследованиях и преподавании

Research & Faculty Talks: диалог об идеях, исследованиях и преподавании

6 июня 2025
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

9 июня 2025
40 ак. часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

Телеграм
ЛЕНТА
HR-Аналитика для бизнес-решений 2025VII HR-конференция + обзор HR-Tech решенийЕсли вы хотите принимать обоснованные управленческие решения в HR, начните с главного — с измерений. Сегодня эффективность HR-функции напрямую влияет на устойчивость бизнеса, а аналитика становится тем инструментом, который помогает не просто наблюдать, а действовать.Именно этому будет посвящена VII HR-конференция «HR-Аналитика для бизнес-решений 2025», информационным партнером которой выступает школа бизнеса МИРБИС. Это мероприятие объединит экспертов и практиков в области управления персоналом, которые ежедневно используют данные для решения конкретных задач: от найма и удержания сотрудников до построения стратегий роста.Основные темы конференции:
Как меняются наука, преподавание и бизнес. Приглашаем на открытую дискуссию 6 июняResearch & Faculty Talks — это встреча для преподавателей и исследователей, которым важно делиться опытом, находить новые идеи, подходы и профессиональные связи. 6 июня в 17:00 приглашаем на заключительное мероприятие научно-методического цикла семинаров. Участников ждет живая дискуссия об изменениях академической среды, исследовательских практик и содержания преподавания.В программе три тематические секции:
Зачем бренды возвращаются в офлайн, и как мерч становится инструментом доверия в 2025? Когда digital-каналы перегружены, а внимание аудитории рассеяно, бренды ищут новые способы выстраивать контакт. Один из самых эффективных — физический маркетинг
В честь Дня российского предпринимательства представим себе 2342 год.На Марсе уже есть университеты, винодельни, свекольные поля и студии ландшафтного дизайна. Люди перемещаются по воздуху в индивидуальных капсулах с нейронавигацией. А еду доставляют дроны за три минуты. Звучит фантастически? Безусловно.Но так же когда-то думали о смартфонах, 3D-принтерах, каршеринге и нейросетях. Они появились не потому, что кто-то однажды отдал распоряжение, а потому, что нашлись люди, которые увидели возможность и начали действовать.Ученые создавали открытия. Инженеры — технологии. А предприниматели искали применение, находили смелость и брали на себя риск. Именно они соединяли ресурсы, запускали процессы, превращали идею в работающий продукт. 
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?
МИРБИС выступит информационным партнером конференции «МСФО и управленческий учет — 2025»С 28 по 30 мая пройдет 19-я практическая конференция «МСФО и управленческий учет — 2025». Бизнес-школа МИРБИС выступит информационным партнером мероприятия, организованного издательством «Методология». Конференция соберет ведущих экспертов и практиков в области МСФО и управленческого учета. В программе сессии в формате «услышал — внедрил», панельные дискуссии и обмен реальными кейсами.30 мая на специальной сессии для нефинансовых организаций выступят эксперты МИРБИС:
Ближайшие мероприятия в МИРБИС:
Live stream started
Преподаватели рекомендуют Сегодня читаем и смотрим по рекомендации Павла Лебедева, д.э.н., профессора бизнес-практики, руководителя программы DBA МИРБИС.Сюжеты из книг и фильмов — это готовые кейсы: как герои преодолевают кризисы, выстраивают альянсы или теряют все из-за слепой уверенности. Почти в каждой «художке» можно найти схемы переговоров, управленческие ловушки или алгоритмы решений. И узнать, как персонаж собирает команду из «ничего», мотивирует без бюджета или превращает поражение в трамплин.
Навыки растут. Зарплата — не всегда? ВЦИОМ опубликовал результаты всероссийского исследования, в котором приняли участие работающие россияне из всех федеральных округов. Опрос показал, как за последние 20 лет изменилась роль профессиональных навыков в карьере, доходах и востребованности на рынке труда.Результаты свели в три ключевых индекса:
Выпускница МИРБИС Анастасия Родина возглавила HR-направление в М.Видео-Эльдорадо
Ближайшие события в МИРБИСС новыми силами врываемся в рабочую неделю
А какую стратегию вы выбрали для первых рабочих дней?Anonymous Poll46% - Сразу включился/включилась в задачи без раскачки23% - Начал/начала с разбора почты и приоритизации3% - Сфокусировался/сфокусировалась на одном крупном проекте18% - Работаю в облегченном режиме — адаптируюсь3% - Пока больше слушаю команду, чем делаю7% - А я еще отдыхаю
Почему после майских праздников сложно вернуться к работе, и что с этим делать руководителюМайские выходные дают сотрудникам долгожданную передышку. Но чем продолжительнее этот перерыв, тем заметнее у некоторых из них потом снижение фокуса, темпа и мотивации. Вместо бодрого старта многие возвращаются в офис с пониженным тонусом и внутренним сопротивлением.Причин несколько
Дорогие друзья!Поздравляю вас с самым светлым и значимым праздником весны — Днем Победы. Мы встречаем его с благодарностью, гордостью и волнением, вспоминая подвиг тех, кто отстоял свободу и мир на нашей земле.Этот день напоминает нам о силе духа, самоотверженности и единстве нашего народа. Память о Великой Победе — святой долг каждого. Мы обязаны хранить ее как историю доблести, патриотизма и мужества, передавая из поколения в поколение.9 Мая мы не только вспоминаем события той страшной войны, но и осознаем, что значит быть гражданином своей страны, приносить ей реальную пользу и по-настоящему любить Родину.От всей души желаю вам, вашим родным и близким мира, добра, уверенности в завтрашнем дне, вдохновения и успехов в делах — на благо нашего Отечества. Пусть в ваших домах всегда царят тепло, согласие и светлая надежда.Сердечная благодарность нашим дедам и прадедам, бабушкам и прабабушкам — тем, кто приблизил этот Великий День!С уважением, ректор Н.А. Цветкови коллектив Института МИРБИС