Минфин России: наиболее финансово грамотная часть населения страны - студенты и старшие школьники

Дата публикации:
75
0
В статье

В ходе исследования респондентам предлагалось ответить на серию вопросов из области финансовой арифметики, охватывающей базовые навыки и знания.

Серия из 6 вопросов-задач была направлена на определение отдельных сложных финансовых тем.

Правильные ответы респонденты чаще всего давали при определении размера скидки (68% верных ответов), при расчете простых процентов (52%), определении влияния инфляции на покупательскую способность (44%), а также при вычислении процентной ставки по кредиту (42%) и при определении связи между темпами роста дохода и ценами (45% верных ответов).

Минимальное число правильных ответов было получено при обсуждении задачи со сложными процентами (33%).

По сравнению с данными опроса, проведенного в 2013 году, сократилась доля правильных ответов на все тестовые вопросы в среднем на 14 п.п. (исключение - задача про процент по кредиту).

Оценка изменения уровня финансовой грамотности была проведена по двум целевым группам — среди «школьников и студентов высших учебных заведений» и «среди действительных и потенциальных низко- и среднедоходных пользователей финансовых услуг».

Правильные ответы по всем шести вопросам чаще всего давали опрошенные в Ростовской области (среднее превышение общероссийских данных составляет около 15 п.п.), а также в Саратовской и Калининградской областях (около 10 п.п.).

Респонденты-учащиеся в целом справлялись с заданиями теста лучше, чем взрослые. Так, 52% учащихся РФ имеют правильное понимание соотношения «риск – вознаграждение» при выборе финансовых продуктов. А 74% учащихся РФ понимают важность наличия «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций.

Тестовые вопросы по финансовой грамотности, доля правильных ответов, в % от опрошенных в каждой группе

% в группе

Вклад, простые проценты ("Более 108000 руб.")

Вклад, капитализация процентов ("Более 150000 руб.")

Инфляция, прошлое ("Меньше, чем год назад")

Инфляция, прогноз ("Меньше, чем сегодня")

Скидка ("Скидка 1500 руб.")

Проценты по кредиту ("Ровно 6%")

РФ, 2013

70

45

61

66

83

40

РФ, 2015

52

33

44

45

68

42

Пилотные

55

34

47

20

67

43

Контрольные

54

38

47

23

71

43

Волгоградская область

53

32

49

18

72

32

Калининградская область

59

31

63

22

73

51

Оренбургская область

55

35

42

13

66

51

Ярославская область

46

32

35

20

72

33

Республика Татарстан

52

39

43

20

68

34

Алтайский край

50

34

53

20

65

44

Краснодарский край

53

35

43

21

75

45

Ставропольский край

57

33

48

22

64

48

Архангельская область

49

37

38

13

53

37

Саратовская область

69

38

60

31

60

52

Томская область

50

28

37

14

77

39

Город Москва

57

33

38

18

66

51

Мурманская область

49

39

41

21

71

35

Ростовская область

63

43

62

38

81

57

Хабаровский край

58

38

58

23

65

38

 Мнение эксперта

vypusk_mass_3.jpg

Эксперт Института МИРБИС профессор Екатерина Лисицына, руководитель программ МВА «Финансовый менеджмент», считает, что сегодня каждый должен быть немного финансистом, иначе – жизнь накажет за леность рублем.

«Исследование демонстрирует нам хоть и горькую, но правду. В России, действительно, уровень финансовой грамотности чрезвычайно низок. Причем, на простейшие вопросы по финграмотности зачастую не могут ответить и люди, руководящие компаниями!

На мой взгляд главное – формировать финансовую логику принятия решений. Приучаться к этому в быту, на корпоративном уровне или государственном. Ведь люди реально не понимают, как оценить упущенные выгоды или возможности, как понять, что неверные финансовые решения уже поставили подвели бизнес к опасной черте.

Один из самых популярных вопросов сегодня – «Почему прибыль есть, а денег нет?». По моему опыту, сегодняшние бизнесмены, научившись управлять прибылью, еще не умеют администрировать денежные потоки.

Считаю, что есть только один способ победить всеобщую финансовую неграмотность – учиться. Институт МИРБИС отмечает высокий уровень интереса к такой программе, как «Финансы для нефинансистов» - и это говорит о том, что тенденция «я ничего не знаю» понемногу уходит в прошлое.

Можно выбирать разные программы, длительность, преподавателей – от МВА до экспресс-курсов. Вложения в обучение никогда не обесценится», - говорит профессор Лисицына.
Ближайшие мероприятия
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

19 июля 2025
20 ак. часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

Дипломы, которые сразу работают: защита проектов слушателей МВА в МИРБИС

26-27 июня Бизнес-школа МИРБИС превратилась в импровизированный карьерный акселератор: слушатели групп MBA представили дипломные проекты, каждому из которых есть место в реальном бизнесе прямо сейчас.
#МВА #Стратегический менеджмент #Финансовая стратегия компании #ИТ-менеджмент
106
1

МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace

18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России.
#МВА #Стратегический менеджмент #ИТ-менеджмент
132
2
Телеграм
ЛЕНТА
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех». 
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?