От школы знаний — к школе решений. Интервью Елены Переверзевой журналу Business Excellence – Мирбис
Связаться с нами

От школы знаний — к школе решений. Интервью Елены Переверзевой журналу Business Excellence

О том, в каком направлении должно развиваться в современных реалиях бизнес-образование, как меняется парадигма управления в связи с новой философией лидерства и почему сегодня так важен предпринимательский подход в бизнесе, рассказывает исполнительный директор школы бизнеса ­МИРБИС, кандидат химических наук Елена Переверзева.

Версия для печати
20 ноября 2018
От школы знаний — к школе решений. Интервью Елены Переверзевой журналу Business Excellence

  — Мир стремительно меняется, порождая новые вызовы и возможности для бизнеса. Открываются не охваченные ранее рынки товаров и услуг, с каждым годом растет цифровизация экономики и общества. Изменяются ли в соответствии с потребностями бизнеса и требованиями времени стратегические принципы и инструменты программ МВА?

— Действительно, сегодня вокруг нас происходят серьезные динамические преобразования. Цифровая трансформация полностью меняет конфигурацию компаний: изменяются и бизнес-модели, по которым они работают, и подходы к организации деятельности по созданию новых продуктов и их продвижению. Безусловно, всё это напрямую касается слушателей программ МВА, которые в большинстве своем являются руководителями компаний. И в литературе, и в профессиональном сообществе всё чаще встречаются такие вопросы: а какой должна быть современная программа МВА и что мы должны нести слушателям в качестве основного посыла в этой программе? Как руководитель одной из крупнейших и старейших бизнес-школ в России, я считаю, что в период, когда происходит трансформация буквально всей экономической модели, мы не можем остаться в стороне от этого процесса и постоянно работаем над нашими программами. Тем более что в этом году МИРБИС отмечает свое 30-летие, и все эти годы мы росли и развивались вместе с российским бизнесом. 


Надо сказать, что еще совсем недавно конструкция отечественных программ МВА формировалась вокруг апробированных зарубежных методик, адаптированных к российским реалиям и «разбавленных» российскими кейсами. Сегодня те академические конструкции, которые позволяли нам уверенно работать в течение прошлых десятилетий, становятся очень шаткими, потому что слушатели, которые приходят в аудиторию, зачастую знают о современных проблемах бизнеса гораздо больше, чем преподаватели. Либо они говорят о том, что уже применяли в своем бизнесе ту или иную зарубежную методику, но она не сработала, и что же им в таком случае делать? В настоящее время мы находимся в уникальной ситуации, когда знание рождается непосредственно в аудитории — в результате совместного труда преподавателей и слушателей. Это потрясающе интересный процесс! Но если мы не станем его организовывать и направлять, эффективность будет низкой. 


— Кто в таком случае должен сегодня преподавать в системе бизнес-образования — люди, обладающие компетенциями из разряда hard skills или soft skills?

— Еще одно коренное отличие современных программ МВА от программ, которые существовали еще несколько лет назад, заключается в том, что мы всё больше уходим от конкретных рецептов, от того, чтобы просто передавать слушателям некую информацию. В этой связи меняется сама роль преподавателя — от функции транслятора определенного массива знаний к деятельности фасилитатора. Мы должны понять, что происходит в бизнесе наших слушателей, затем из общей разрозненной массы фактов и данных выявить и сформулировать суть основных проблем и помочь найти адекватные решения. 
К сожалению, не все преподаватели готовы взять на себя такую роль и работать в новом качестве. Но это, как говорится, дело наживное и вопрос времени. Это непрерывный процесс, который еще нуждается в отладке. Ведь при кардинальных изменениях в бизнесе не могут не меняться подходы к бизнес-обучению. Только те школы, руководство которых поймет и примет эти новации, будут занимать лидирующие позиции. 


Вообще преподаватель бизнес-школы по своей сути значительно отличается от преподавателя академического вуза. С одной стороны, он, безусловно, должен иметь академический опыт, чтобы суметь не просто увлекательно излагать различные методики или пересказывать истории успеха, а выявить закономерности, сделать обобщения и интерпретировать разрозненные факты в едином ключе. В противном случае у слушателей никогда не сложится цельная картина. Это умеют немногие, в первую очередь те, кто самостоятельно проводил научные исследования и написал диссертационную работу. 


С другой стороны, преподаватель МВА должен иметь в активе еще и опыт практической работы по реализации бизнес-проектов, а в настоящем — принимать участие в жизни профессионального сообщества, выступать на конференциях, симпозиумах, семинарах: это очень обогащает и позволяет обновлять сложившиеся в преподавании подходы. Таким образом, практический опыт надстраивается на академический фундамент и только тогда становится знанием. 


Образование — это приращение знаний, и формировать их должны профессионалы. При этом надо отметить, что все наши преподаватели не являются штатными сотрудниками МИРБИС. Часть из них — преподаватели таких именитых вузов, как МГУ, МГИМО, РАНХиГС, часть — практики-консультанты из различных бизнесов. Хочу подчеркнуть, что в МИРБИС 40% преподавателей — наши выпускники, которые возвращаются с новыми идеями и предпринимательским опытом. Но, работая здесь, они формируют свою, отличную от других среду. И именно это рождает новые подходы к преподаванию в школе бизнеса и создает совсем другую атмосферу в аудиториях. 


— Тем не менее вокруг не утихают споры о пользе или бесполезности кейсов. Возможно ли повторить успех лидера, просто скопировав его действия? Будь это так, все компании стали бы успешными…

— Мастер-классы не дают должного эффекта, когда они вырваны из контекста, не подкреплены теорией. Их проводят практики; они рассказывают истории своего успеха, демонстрируют выкладки, иллюстрирующие, почему у них всё получилось. Но это не означает, что получится у других. Поэтому в каждом кейсе нужно суметь выделить ключевые факторы, проанализировать их и сопоставить с массой других обстоятельств, таких как, например, влияние внешнего окружения. Это может сделать только тот, кто подкован теоретически. 


Многие наши слушатели говорят о том, что их подвигло поступить на программу МВА: они посещали краткосрочные курсы, мастер-классы и выступления именитых бизнес-тренеров, но эти модные сегодня форматы не являются образованием. Я бы сказала, что это мотивационные шоу, которые действительно заставляют человека задуматься, что пора что-то менять в своей жизни, но не дают ответа на вопрос, что именно и каким образом, потому что полученные таким образом разномастные сведения никак не складываются в систему. 


Поэтому задача программы МВА — в первую очередь помочь руководителю, уже обладающему неким набором знаний по самым разным направлениям своей деятельности, систематизировать их, разложить по полочкам. Бизнес — это единый организм, поэтому, к примеру, маркетолог изучает не только маркетинг, но и финансы, общий менеджмент и другие дисциплины, чтобы понимать, как функционируют разные сферы, чтобы весь организм был здоровым и работоспособным. Задача программы МВА — показать эти взаимосвязи и научить использовать полученное понимание, чтобы диагностировать ту или иную проблему. Согласитесь, если верно поставить диагноз, то гораздо понятнее, как лечить болезнь. 


— Как в этой связи можно предвидеть, какие управленческие навыки будут востребованы через 5, 10, 15 лет? Как спрогнозировать востребованность рынком тех или иных специалистов, ваших выпускников, как оценить их квалификацию?

— В сфере бизнес-образования это должно происходить несколькими путями. Прежде всего в процессе обучения следует использовать такие методики, когда не просто «разжевываются» известные кейсы. Этот прекрасный гарвардский метод больше не работает. Потому что истории о том, как добились успеха GE или Kodak, сегодня являются историями провала. У этих компаний действительно всё было хорошо и правильно организовано, но они не увидели изменившиеся требования рынка, не заметили, что родился новый продукт, и в результате их бизнес рухнул. 

Поэтому наша задача — обучить слушателей видеть новые тренды и научиться именно «под них» искать решения. МИРБИС одна из первых среди российских школ бизнеса ввела в свою программу курс «Внешнее и внутреннее предпринимательство», который проходит своеобразным сквозным кейсом через все базовые учебные дисциплины. Смысл в том, чтобы научить слушателей проектировать возможные изменения продукта или услуги, которые могут быть востребованы завтра. И, что не может не радовать, очень часто ребята пытаются воплотить учебные проекты в жизнь в своих компаниях. Важно, что в МИРБИС они осваивают алгоритм создания таких продуктов. Получается, что знание, которое ранее транслировалось исключительно на аудиторию стартапов из числа малого и среднего бизнеса, мы перенесли в программу МВА. 


И это дает очень интересный результат. Слушатели, разрабатывая учебные проекты, начинают их развивать и реально запускать, как, например, компания ISBC — ведущий российский производитель смарт-карт, учебный центр «Вебераторика» в Екатеринбурге и другие мобильные приложения и агрегаторы. К нам приходят представители крупных компаний, потому что у них создаются отдельные инновационные блоки, которые и занимаются внутренними стартапами, и приглашают внешних аудиторов и разработчиков, для того чтобы прорабатывать проекты будущего. Даже крупные организации должны создать особую среду, экосистему, где начнут развиваться направления, из которых можно будет выбрать, куда идти дальше. Именно это становится ключевым, поворотным моментом в развитии бизнеса. 


— Вообще по каким критериям можно установить «ценность» выпускника бизнес-школы на рынке труда? Какими безусловными качествами и навыками он должен обладать? Как измерить результат, определить, эффективным ли было обучение?

— На мой взгляд, выпускников MBA отличает умение формулировать проблему, анализировать ситуацию, предлагать решения. И здесь мы стремимся, чтобы обучение не только было проектным, но и выходило за рамки аудитории. Начиная с прошлого года часть занятий проходит на производственной базе партнерских компаний. Мы всё больше переориентируемся от школы знаний к школе решений. То, что ты попробовал сделать своими руками, то, что ты прожил, то, во что ты поверил, становится твоим решением, которое ты будешь продвигать и отстаивать. 

При этом мы не убираем из программы основополагающие системообразующие элементы; слушатели должны понимать системы функционирования бизнеса. Задача сегодняшнего дня — совместить классическое знание с текущими изменениями. Это одна из самых важных компетенций. 


— Говорят, что одна из причин, по которой нам трудно конкурировать с Азией, в том, что мы ориентируемся в первую очередь на прибыль, а они — на иную философию жизни и бизнеса. Должны ли программы MBA затрагивать вопросы жизненных ориентиров и личностного развития?

— Да, конечно, вопрос ценности в бизнесе актуален не только для Азии. И современный руководитель не может быть подготовлен вне ценностного контекста. Есть еще и вечная тема — люди, сотрудники, те, кто создает продукт. И сейчас как никогда остро встает проблема баланса жизни и карьеры, общественного и личного. 


Мы кардинально преобразовали программу для HR с учетом новых вызовов времени, а также требований цифровой трансформации экономики и бизнеса, поскольку теперь всё больше компаний автоматизируют рутинные операции по управлению персоналом. Безусловно, невозможно всё отдать на откуп машине, ведь работу с людьми никто не отменял, и только человек способен выстраивать корпоративную культуру, повышать вовлеченность сотрудников, наладить деятельность по управлению талантами и по управлению знаниями. В рамках этой программы мы показываем слушателям, какие функции специалиста по управлению персоналом нуждаются в автоматизации, а для каких, напротив, нужно усиливать человеческий фактор и как ответить на запрос нового поколения, для которого сегодня важнее всего сохранить баланс между работой и личной жизнью. 


Сегодня подавляющее большинство эйчаров, к сожалению, недостаточно компетентны, чтобы учитывать в своей работе все эти важные моменты и, главное, чтобы объяснить руководству компаний, что рынок труда изменился. Но требования к персоналу не меняются: всем руководителям хочется, чтобы люди трудились вовлеченно, много думали только о том, чтобы создать как можно больше благ для своей компании. А сотрудники, наоборот, хотят работать, чтобы жить, а не жить, чтобы работать. Поэтому мы и задались целью сфокусировать эту программу на ключевых современных новациях, на вопросах, связанных с новыми жизненными ориентирами. 


— В таком случае как вы считаете, на что следует ориентироваться современному руководителю и какими качествами он должен обладать?

— Я глубоко убеждена, что в современном изменяющемся мире к успеху может привести только предпринимательский подход. Именно поэтому, если компания хочет выжить, она должна развивать новые направления деятельности, поскольку предпринимательство тесно связано с инновациями. Это может быть разработка и вывод на рынок нового продукта, либо внедрение старого продукта на новый рынок каким-то инновационным образом, либо речь может идти о мультипликативном эффекте, о масштабировании деятельности. 


Сегодня, как никогда прежде, именно такой подход к ведению бизнеса необходим современным руководителям. Наша задача — вооружить слушателей соответствующим инструментарием для того, чтобы они в первую очередь понимали, что могут управлять процессом, и знали, как именно это делать. Перед ними действительно открываются новые горизонты, и они, вооружившись новым знанием, начнут что-то менять внутри своих компаний. 


Происходит смена парадигмы управления. Еще некоторое время назад такое понятие, как лидерство, воспринималось только с точки зрения установки жесткой иерархии и авторитарного стиля руководства. Сегодня общество понимает, что один человек не в силах ничего изменить, — необходим командный подход, нужно понимать, как создавать ключевой актив знаний и, главное, как управлять им; сознавать, что лидерство должно быть вовлекающим, развивающим, поддерживающим, а не доминирующим. Те компании, которые пришли к этому пониманию, начинают развиваться гораздо быстрее. Это новая философия лидерства. И она напрямую связана с перспективным проектированием и развитием бизнеса. 


— Как мы уже говорили, в этом году МИРБИС отмечает свое 30-летие. Расскажите о векторах дальнейшего развития. Что будет в фокусе вашего внимания в ближайшее время и в долгосрочной перспективе?

— Прежде всего упор будет сделан на развитие и усиление роли предпринимательского подхода в экономике и бизнесе. Затем, безусловно, мы намерены уделять самое пристальное внимание всем тем изменениям, которые несет с собой цифровая трансформация. Далее мы планируем развиваться в рамках концепции школы решений на основе тесного взаимодействия со слушателями, продолжая углублять сотрудничество с бизнесом. Сейчас как никогда важно создание экосистемы, где динамичные образовательные учреждения, такие как бизнес-школы, помогут топ-менеджерам и собственникам находить новые решения, формировать из них новое знание, с помощью которого те придут к пониманию, что же делать дальше в системе управления компанией, которая постоянно меняется. И еще в рамках этой экосистемы мы хотели бы формировать пул надежных партнеров, которые позволят сделать нашу программу максимально современной и яркой. 


Вообще надо сказать, что нам интересно то, что мы делаем, поэтому мы работаем с душой, с драйвом, с внутренним горением. Именно поэтому МИРБИС — школа с человеческим лицом. И еще именно поэтому мы столько времени существуем в условиях свободного рынка. Это, пожалуй, единственный подобный пример. Легко быть лидером государственному вузу с огромным бюджетным финансированием, но мы-то пытаемся эту позицию сохранять в рыночных условиях. И это также привлекает наших слушателей. Вместе с ними мы создаем решения, которые работают, потому что не являются готовыми рецептами. Казалось бы, парадокс. Но, только научившись разрабатывать алгоритм, слушатель поймет, как нужно изменить его с переменой какого-либо параметра. Так и осуществляется сегодня трансформация школы знаний в школу решений. 


Беседовала Т. Киселева, 
главный редактор журнала 
Business Excellence

Источник





Понравилось? Поделитесь с друзьями!