Развитие технологий в Арктике обсудили в МИРБИС на встрече Клуба директоров по инновациям

Дата публикации:
44
0
В статье

На встрече Клуба директоров по науке и инновациям (iR&Dclub), организованной при поддержке НАТТ, состоялось обсуждение вопросов формирования современной технологической базы для Арктической зоны РФ. Это уже второе мероприятие Клуба, прошедшее на площадке бизнес-школы МИРБИС. В дискуссии приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, вузов, стартапов и компаний, заинтересованных в реализации проектов в Арктике. 

«Исследования и разработки нужны, прежде всего, в сферах транспортной инфраструктуры и судоходства, морских технологий, промышленности и сельского хозяйства, энергетики, геофизики и геологоразведки, экологической безопасности и мониторинга климатических изменений, развития человеческого капитала», – отметил во вступительном слове модератор мероприятия председатель правления Клуба, советник генерального директора по инновационному развитию ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии» Андрей Полозов-Яблонский.

Советник генерального директора ПАО «Совкомфлот» Александр Андреев рассказал о том, как современные технологии могут помочь арктическому судоходству в преддверии круглогодичной навигации по Северному морскому пути, где уже в 2024 г. планируется довести объем грузопотока до 80 млн тонн. Требуются современные отечественные разработки по таким направлениям, как системы связи, навигации, контроля ледовой обстановки, транспортная система, ремонтное техническое обеспечение, сервис, снабжение и другим. Так, например, для обеспечения безопасной навигации и швартовки на терминалах Арктической зоны необходимо применение дополнительных мер безопасности, таких как система лазерной швартовки судов для исключения риска навала судна на причал при ограниченной видимости в тумане и испарениях. По мнению Александра Андреева, также важно совершенствовать правовой режим судоходства в Арктике, предоставляя возможность для быстрого принятия решений с учётом того, что погодные условия, ледовая обстановка могут меняться буквально за сутки, а то и часы.

Директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов раскрыл возможности цифровых инструментов для организации деятельности в Арктической зоне. Так, «Востокгосплан» разработал цифровой двойник Северного морского пути СМП «Арктик Лабс». Эта информационно-аналитическая система поддержки принятия решений описывает структуру системы СМП, работу ее отдельных элементов и процессы их взаимодействия, а также взаимовлияние элементов системы и внешней среды. По словам Михаила Кузнецова, это инструмент для гибкого и широкоформатного планирования на горизонте до 2035 г., с возможностью оценки эффективности проекта при различных сценариях развития событий. У модели много вариантов использования: она позволяет увидеть, какую пользу принесет тот или иной проект коренным жителям, сколько налогов поступит в местную казну, какой возврат на свои инвестиции получит федеральный центр, на какие дивиденды может рассчитывать акционер конкретной компании и т.п.

Много внимания в своем выступлении Михаил Кузнецов уделил первому Арктическому технологическому конкурсу «АркТек» (с общим призовым фондом 10 млн рублей), организаторами которого выступают Минвостокразвития РФ, «Востокгосплан», МИД России, Фонд «Росконгресс».

Участниками конкурса по разработке цифровых решений для Арктики АРКТЕК ДАТА станут представители 110 ИТ-команд с проектами в сфере урбанистики, экологии и туризма. 142 научных коллектива и 96 инженерных команд примут участие в конкурсах АРКТЕК НАУЧНЫЙ ПИТЧ и АРКТЕК ИНЖИНИРИНГ.

Патентный поверенный, генеральный директор ООО «Онлайн патент» Алина Акиншина затронула вопросы управления интеллектуальными правами в условиях ускоренного импортозамещения.

«Создан огромный запрос на разработку замещающих технических решений, и сейчас в России есть все условия для создания сильных патентных портфелей. Развивать патентные портфели российских компаний следует в домашней, российской юрисдикции - с целью защиты национального рынка. А в среднесрочной перспективе нужно формировать патентные портфели, направленные на экспортные поставки и продвижение высокотехнологичной продукции на внешних рынках».

Спикер отметила, что в нашей стране по итогам I квартала 2023 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года наблюдается увеличение числа заявок на изобретения на 11%.

Директор Sk AgrotechHub Наталья Чернышева рассказала о том, как идет технологическое освоение Арктики. По данным спикера, к 2030 г. планируемый объем инвестиций в Арктику по соглашениям должен составить 5 трлн руб., а число проектов, реализуемых с государственной поддержкой, дойдет до 1300.

Наталья Чернышева отметила, что доля сельского хозяйства ВРП в арктических регионах составляет 5,7%. Среди направлений, которые планируется развивать: животноводство, рыболовство и рыбоводство, растениеводство, сбор и переработка дикоросов.  Акселерационными сервисами Фонда «Сколково» уже получено более 4,5 тыс. заявок с новыми проектами.

Участники мероприятия сошлись во мнении, что развитие Крайнего Севера – это серьезный технологический вызов, требующий нестандартных решений. Для разработки и внедрения новых технологий необходимы значительные инвестиции. Такие вложения связаны с высокими рисками для компаний, и это сдерживает приток частных инвестиций в развитие региона. Решением этой задачи могут стать совместные усилия бизнеса, науки и государства. Поиски и разработка технологий, позволяющих создать конкурентоспособный продукт или услугу, удешевить строительство инфраструктуры, будут эффективными при сотрудничестве разработчиков инновационных решений, представителей корпораций, а также обеспечивающих поддержку развития региона госорганов. 

Ближайшие мероприятия
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

19 июля 2025
20 ак. часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace

18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России.
#МВА #Стратегический менеджмент #ИТ-менеджмент
86
1
Телеграм
ЛЕНТА
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех». 
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?