Глобализация, высокая конкуренция и явный тренд на консолидацию рынков, с укрупнением игроков и вытеснением не выдержавших темпа игроков создают весьма жесткие условия ведения бизнеса. Компании всё отчетливее будут нуждаться в исключительно профессиональных управленческих кадрах, способных к грамотному управлению ограниченными ресурсами, быстрой реакции, комплексной оценке ситуации и разработке стратегий. Несмотря на большое количество школ, предлагающих различные варианты MBA, очень немногие институты обладают квалификацией, позволяющей их ученикам добиваться практических результатов.
В статье «12 трендов, которые будут формировать бизнес-образование в 2019 году» на портале BusinessBecause приводятся мнения, наглядно свидетельствующие о том, что стоящие перед программами MBA вызовы по-настоящему глобальны.
С одной стороны – спрос на программы MBA падает. Однако, эта тенденция вызвана не потерей актуальности бизнес-образования, как такового, а недостаточной практичностью программ, которые предлагаются массовому потребителю. И в этом смысле, рынок бизнес-образования подвержен тем же явлениям, что и вся деловая среда – выдерживать конкуренцию удается тем, кто способен меняться, опираясь на богатый опыт, широкую базу контактов, позволяющих своевременно реагировать на изменения внешних условий, и возможность оценивать практический эффект от программ обучения.
«В некоторых кругах стало модным говорить о завершении эры MBA – я не могу с этим согласиться. Опыт MBA дает критически важные навыки - возможность изучать язык бизнеса, развивать способность вдохновлять людей на действия.
Актуальность MBA образования не исчезнет, хотя со временем мы будем видеть новые форматы MBA и средства преподавания, навыки и умения, предлагаемые этой ученой степенью, останутся первостепенными для бизнеса и общества в краткосрочной и долгосрочной перспективе», - подчеркивает Рагху Сундарам из «Школы бизнеса Стерна».
С этим утверждением согласуются данные, которые обнародовали аналитики Spring Professional – компании-консультанта по выбору менеджеров среднего и высшего звена. По их прогнозам, в 2019 году наиболее актуальными будут такие качества управленцев, как многодисциплинарный профиль, высокий уровень профессиональной поливалентности, аналитические способности и ориентирование на результат. А также умением удерживать и мотивировать сотрудников, способностью ориентироваться в новых технологиях и сфере исследований, развития и инноваций.
Лейла Герра из Imperial College Business School признает, что «высшее бизнес-образование находится на распутье и требует революции для преодоления неопределенности, нестабильности и огромного потока информации в дополнение к демографическим изменениям и смене поколений, а также меняющейся экономике».
Однако, она уверена, что школы, «предлагающие интересные и инновационные программы, будут процветать». Для этого, указывает она, «школы должны будут тесно сотрудничать со студентами и преподавателями, на практике вовлеченных в бизнес, разрабатывать учебные программы, ориентированные на эффективность, и более эффективно интегрировать практический опыт».
Согласно открытым данным, после 2014 года в России число желающих получить диплом MBA или EMBA сократилось в среднем на треть, с рынка начали уходить те учебные заведения, которые не обладали реально полезным багажом программ MBA, но пробовали свои силы на «модном» и «респектабельном» направлении MBA-образования.
Консолидация рынка очевидна – кроме старейшей в России школы МИРБИС, уже тридцать лет предлагающей менеджерам эффективные и актуальные программы образования, существует буквально несколько структур, предлагающих те или иные рекомендации.
Те же явления наблюдаются и в США. Где видят возможность повышения спроса на MBA в иностранных студентах.
«Нынешняя тенденция, которую мы наблюдаем в плане снижения количества интереса к бизнес-образованию в США, будет сохраняться, пока существуют причины для неё. Школы должны реагировать на это и выяснять, как они могут сделать себя более приветливыми к людям, приезжающим из-за пределов США, потому что, если вы не сможете ответить на этот вопрос, вы все равно увидите эту тенденцию», - предполагает Билл Боулдинг из Fuqua.
В условиях мировой и региональной экономической нестабильности, менеджеры не слишком охотно идут учиться, и дело не в том, что у людей нет денег. В 2019 году от школ бизнеса потребуется максимум конкретного результата – если до 2014-2015 гг. в отдельных направлениях корпоративные клиенты составляли до 50% слушателей программ MBA, то сейчас их число упало до 20%.
Однако, ужесточение конкуренции приводит к закономерному результату: сохранившие компетенцию и актуальность бизнес-академии действительно дают студентам то, что работает на практике.
«Чтобы быть полезным, есть совершенно простое правило – развиваться быстрее, чем твои клиенты», - объясняет Андрей Кулинич, автор и преподаватель курсов Executive MBA МИРБИС.
Так как курс EMBA «молодеет» — раньше средний возраст слушателей 45, а сейчас — 35 лет, это требует особого подхода не только в подготовке самой программы, которая должна соответствовать динамичным условиям, гарантируя результат для студентов, но и инновационных технологий преподавания.
«С учетом того, что рынок очень быстро меняется, мне приходится каждый год менять на 30-40% курсы, которые я лично читаю. Я обновляю их, потому что появляются новые идеи, возможности, модели, кейсы. В своих лекциях я использую тот опыт управления проектами, который есть лично у меня, либо у коллег, с которыми я общаюсь. И я стараюсь включать эти кейсы в программу обучения для того, чтобы лекции соответствовали реалиям текущего дня. Другие преподаватели действуют аналогично. Они все из полей, они в рынке, они не «академики», они - практики. У них свежий и обновляемый материал», - поясняет руководитель программы МИРБИС «MBA – Телеком» Евгений Соломатин.
То, что в 2019 году практическая вовлеченность бизнес-образования в процессы, которые относятся к сфере преподавания будет главным залогом успеха подтверждают и европейские эксперты.
«Студенты будут стремиться к большей заинтересованности в крупном бизнесе и захотят развить свои технологические и цифровые навыки, чтобы идти в ногу с современной промышленностью. Я думаю, что нужно будет уделять больше внимания обучению на основе опыта и интеграции академических знаний с современной деловой практикой в режиме реального времени, а не привлекать учащихся к обучению в классе и затем применять их знания на практике», - отмечает Амир Майкл, директор бизнес-школы Даремского Университета.
«Люди твердо верят в сетевой эффект MBA, пока мы работаем как люди, нам нужно почувствовать наших партнеров, выпить вечером, обсудить вопросы, не только связанные с MBA. В конце концов, сеть - это доверие, а вы устанавливаете доверие только в личных отношениях», - указывает ещё одну компоненту эффективного MBA Барбара Стоттингер из австрийской WU Executive Academy.
«Я стараюсь всегда поддерживать выпускников, рекомендовать их при любой возможности трудоустройства, пиарить их на рынке – поскольку я знаю лично многих топ-менеджеров из компаний-операторов.
С другой стороны, я привлекаю своих бывших выпускников к чтению мастер-классов для сегодняшних групп, они рассказывают о своём конкретном профессиональном опыте.
Так что лично я уделяю достаточно большое внимание поддержанию такой «тусовки обмена» выпускников программы, чтобы она жила и развивалась.
Наши выпускники и сегодняшние студенты — это коммьюнити, которые позитивно относится к МИРБИС, как к бизнес школе, участники которого вынесли из него хорошие воспоминания и позитивный опыт из обучения. До 50% новых слушателей – как правило, приходят по рекомендации своих коллег, руководителей, кого-то ещё», - описал отдельные ноу-хау высшей бизнес-школы МИРБИС Евгений Соломатин.
Александр Вишняков