Ждет ли Россию волна увольнений из мести и как удержать недовольных сотрудников: комментарий Натальи Лебедевой для РБК PRO

Дата публикации:
80
0
В статье

Фото: Михаил Гребенщиков/РБК

Российские кадровики ожидают в 2025 году волну увольнений сотрудников, проработавших несколько лет. Это не только отечественный тренд – о нем уже пишут рекрутеры из США и Европы. Причина – накопившееся за последние 3-4 года недовольство условиями и полной неразберихой в рабочих процессах. На фоне снижающихся реальных доходов россияне ждут от компаний хотя бы адекватного отношения. И не находя его, будут менять работу, просто чтобы показать свое отношение к работодателю – даже без надежды на более высокую зарплату на новом месте.

Как не допустить массовых увольнений? Кадровики говорят, что сделать это будет очень трудно – менеджмент в российских компаниях качественно не изменился. И все же надежда есть.

Наталья Лебедева, профессор бизнес-практики МИРБИС, рассказала РБК Pro, отражается ли на возможности увольнений сотрудников токсичность менеджмента, использующего директивный стиль, и какие инструменты управления будут работать на удержание персонала в текущем году.


Читать полную статью в РБК PRO

Прежде чем предсказывать массовые увольнения, давайте посмотрим на конкретные цифры и итоги 2024 года. Треть россиян (35%) уволились с предыдущего места работы из-за неготовности работодателя повышать зарплату, еще треть (34%) назвали причиной профессиональное выгорание и стресс. Об этом свидетельствуют результаты исследования экспертов СберАналитики и сервиса Работа.ру (данные от 2 декабря 2024, ТАСС)​​​

Эмоциональное выгорание и стресс – причина, которую назвали треть уволившихся. С чем или кем мы связываем стресс на работе?

Если это токсичные руководители, которые управляют жестко и директивно, то в этом случае при поиске работы главный фактор – личность руководителя/стиль управления и т.п. – будет стоять сразу после материальной мотивации. Но так ли это?

Самые важные факторы для работников при поиске работы

Исследование Авито Работа 2024 говорит о том, что самыми значимыми факторами для соискателей являются:

1. Размер предполагаемой заработной платы – 68%
2. Гибкие условия (свободный график, неполный день и т.д) – 44%
3. Официальное трудоустройство – 32%
4. Хорошие отзывы о работодателе от сотрудников – 31%
5. Подробное описание условий и обязанностей на рабочем месте – 30%
6. Хорошая репутация работодателя – 28%

Итак, на первом месте заработная плата с большим перевесом. Далее – гибкие условия работы: свободный график, неполный рабочий день и все, что связано с комфортом, удобством, возможностью иметь свободное время на себя/семью. Далее идут отзывы о компании-работодателе от сотрудников – 31%.

В целом можно сказать, что личность руководителя и то, насколько стиль управления соответствует мотивации сотрудника, остается, как и ранее, важным фактором мотивации на эффективную работу и лишь иногда является причиной увольнения.

Сегодня эмоциональное выгорание часто связано с общей высокой степенью тревожности. В том числе, у самих руководителей.

Все указанные данные говорят только об одном – основная цель 2025, так же, как и 2024 года: удержание действующего персонала в ситуации кадрового голода.

Что конкретно делается: обучение персонала работе в ситуации неопределенности, развитие компетенций эмоционального интеллекта, управление стрессом – это все меры, которые предпринимаются не первый год. 

Что нового и что будет работать в 2025 году

Приведу самые интересные решения, которые я увидела в 2024 году и которые будут работать в текущем году.

• Проведение выходного интервью (exit-интервью) и право на возврат

Такие интервью становятся хорошей традицией в российских компаниях, причем они проходят именно на уровне профессиональной коммуникации, с акцентом на удержание и возврат. Когда сотрудник уже принял решение и даже имеет job offer от другого работодателя, трудно убедить его остаться. Но руководитель может предложить ему задуматься о том, что он теряет и дать право на ошибку, то есть дать возможность возврата.

• Вознаграждение за возврат

Некий бонус, подъемные, или определенная сумма, которая выплачивается сотруднику, решившему вернуться в компанию, например, в течение года или двух, либо даже не привязанная к какому-то конкретному периоду времени. Размеры этих вознаграждений от 100 тысяч и пока это используют единицы компаний.

• KPI на удержание сотрудников для руководителей

Мне кажется чрезвычайно эффективным, но пока не очень привычным для руководителей российских компаний – это появление такой метрики-KPI для руководителя любого уровня, как средний коэффициент удержания сотрудников.

Что такое коэффициент удержания? Это количество сотрудников со стажем больше 12 месяцев к общему количеству сотрудников. Особенно это касается молодых специалистов. При этом учитывается уровень удержания сотрудников на момент утверждения целей компании на каждый год.

Высший пилотаж – удерживание именно тех, которые нам нужны для повышения ключевых показателей эффективности компании и общего поддержания работы.

Коэффициент удержания персонала чрезвычайно важен в создавшихся условиях, потому что это показатель способности организации удерживать стабильную рабочую силу.

Компании, которые внедряют этот показатель для всех своих руководителей, как KPI, и привязывают его к материальному вознаграждению, к годовому бонусу руководителя – это прекрасная история.

Ближайшие мероприятия
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

19 июля 2025
20 ак. часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace

18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России.
#МВА #Стратегический менеджмент #ИТ-менеджмент
86
1
Телеграм
ЛЕНТА
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех». 
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?