Что изменится в российском менеджменте с уходом западной культуры управления – Мирбис
Связаться с нами

Что изменится в российском менеджменте с уходом западной культуры управления

Версия для печати
28 ноября 2022
Что изменится в российском менеджменте с уходом западной культуры управления

Ведущий преподаватель программ МВА и Executive МВА, доктор технических наук, профессор Александр Сазанович поделился мнением о том, будет ли утрачена западная культура управления и какие перспективы открываются перед российским менеджментом.


Западная культура менеджмента уходит, как все изменится?

От того, что в 1914 году Петербург был переименован в Петроград, принципы текущего управления в столице и в стране не стали другими. Но сигнал к их изменению был услышан.

В менеджменте есть полезные и бесспорные, полностью оправдавшие себя инструменты, которые впервые появились (были открыты) в западной культуре управления, и там они и получили соответствующие названия. И в этом плане, если это «закон Ома», то он закон Ома на всём земном шаре, он интернационален. Здесь всё как в астрономии и в географии, кто первым открыл, тем именем и назовут. Поэтому такие к примеру управленческие практики, как бизнес-процессы, Scrum, Kanban, SLA, DevOps, Кайдзен, BSC, Lean, управление инцидентами, видение, миссия, экспоненциальные организации или умный бизнес и многие другие – они останутся навсегда такими, какими их сделали первооткрыватели (и в России в том числе).

Но в российской управленческой среде рождение и развитие получат и три других явления.

Интерес к национальным управленческим приемам

Во-первых, вне всякого сомнения возрастёт интерес и к собственным национальным управленческим приёмам, которые оказались неоправданно забытыми, отодвинутыми в сторону или даже на периферию. Я не встречал, например, в известных западных книгах по менеджменту, скажем, Мескона или Дафта таких инструментов как «проектирование должности» или «проектирование работ». А ведь именно эти инструменты иногда более грозное оружие в достижении повседневной производительности, чем даже Lean. Нет в западных источниках прямых аналогов и российскому инструментарию по «оцениванию реализуемости принимаемых (высокотехнологичных) решений», «программно-целевому планированию» и другим

Реализация крупнейших проектов в кратчайшие сроки

Во-вторых, не нашёл до сих пор теоретического осмысления богатейшего опыта организационных конструкций и поведенческих моделей, сопутствующих реализации крупнейших советских проектов в кратчайшие сроки: ядерный (с бюджетом, равным всем расходам на Великую Отечественную войну), космический и вычислительный (БЭСМ-6 – вторая по мощности вычислительная машина в мире) – и всё на своей собственной элементной базе и на своей оснастке. Никто не заявляет сегодня о том, что уже в то время эти работы велись по технологиям гораздо более богатым, чем сегодняшний Agile-Scrum, и в гораздо в большем масштабе.

Мировые «курьезы»

В-третьих, многим известен факт того, что теорема Котельникова в мире называется теоремой Найквиста, а изобретателем радио является, конечно же, не Попов, а Маркони. Аналогичные «курьёзы» имеют место, конечно же, и в управлении. И они будут подправляться.

Это то, что касается трансформации управленческих знаний и их проникновения в бизнес-практику.

Утрата западной культуры в управлении

А что будет с теми компаниями, которыми управлял западный менеджмент, а теперь они стали «обрусевшими»? Часть западной культуры в управлении будет утрачена. Это не требующая никаких доказательств истина. Вместе с этим исчезнут (саморазрушатся) и часть систем, которыми управлялся бизнес. Но разрушатся только те системы, которые не были автоматизированы. Автоматизация и её законы с уходом людей из компаний никуда не исчезают. Компенсировать работу выпавших систем российский менеджмент сможет только растущей требовательностью, собранностью и дисциплинированностью. А также тем, что людям взамен за требовательность будут чаще, щедрее и великодушнее «воздавать должное» в самых многочисленных, разнообразных, своевременных и справедливых формах.