Финансисты нового времени – это лидерство, а не учет: Екатерина Лисицына для Клерк.ру

Дата публикации:
136
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Лисицына Екатерина Викторовна

Лисицына Екатерина Викторовна

Руководитель специализации МВА "Финансовая стратегия компании", д.э.н., профессор

Чего ждет бизнес от современного финансиста и где учиться финансисту нового формата рассказала порталу Клерк.ру  Екатерина ЛИСИЦЫНА, д.э.н., профессор и руководитель программы МВА «Финансовая стратегия компании» Школы бизнеса МИРБИС.

Основа профессии финансиста – учет и отчетность. Важно уметь анализировать, проверять данные на соответствие законодательству, планировать и оценивать эффективность бизнеса. Такие требования были вчера, есть сегодня и будут завтра, однако только этого уже недостаточно. Чего ждут от современного специалиста – разбираемся в статье.

Кто такой финансист нового формата 

Профессия финансиста сейчас состоит из двух частей: аналитической и управленческой. Вторая требует не просто отслеживать показатели и считать цифры, а ещё и управлять рисками и выстраивать стратегии. Так специалист по финансам превращается в лидера изменений: именно он первым видит сигнальные огни финансовых перемен. Но недостаточно просто доложить о них руководству – топы и собственники теперь ждут от финансистов предложений, как изменить ситуацию и превратить эти красные огни в зеленые.

Финансист уже не просто учетчик, который фиксирует снижение или ухудшение каких-то показателей, а лидер, который говорит, как на эти изменения реагировать. 

Важно знать ответ на вопрос «Кто виноват?», но ответ на вопрос «Что делать?» важнее. Именно его ждут от финансистов, а это уже относится к стратегии.

Стратегические аспекты работы финансиста

Можно выделить три направления:

  1. Разработка стратегии компании и контроль её выполнения. Здесь речь идет не только о финансовой стратегии, но и о корпоративной стратегии в целом.
  2. Оптимизация роста. Современный востребованный финансист должен не просто констатировать выполнение или невыполнение плана по бюджетам, а подбирать эффективные шаги роста компании. 
  3. Перспективное планирование. Как учесть черных лебедей и волатильность в различных аспектах бизнеса. 

Кризис финансовых кадров

Руководство компаний оценивает вклад финансиста в развитие бизнеса одним образом, а сами CFO совсем другим. Такой диссонанс сказывается на подготовке качественных кадров. 

Глобальная ассоциация, объединяющая специалистов в области финансов, учета и аудита АССА исследовала, как видят роль финдиректора в будущем собственники, топы, инвесторы и сами руководителей финансовых служб. Существенный рост роли финдиректора спрогнозировали 72% всех опрошенных. Но если посмотреть на ответы разных категорий респондентов, то показатели будут отличаться: увеличение значимости финдиректора отметили 82% собственников и топов, а что касается самих CFO, то только 66% ожидают усиления своей роли. 

Взгляд на компетенции финдиректора тоже у всех свой. Топы на первое место ставят стратегическое видение и лидерские качества, а сами финансисты — опыт бухучета и работы с финансами. Возможно, специалисты недооценивают свое значение в компании и видят зону своей ответственности меньше, чем ее хотели бы видеть собственники.

Как можно повысить авторитет финансистов внутри компании

Раньше финансиста приглашали, чтобы он просчитал эффективность и возможную результативность партнерских предложений. А сейчас специалист по финансам сам становится партнером и не просто может, а даже должен предлагать стратегические решения.

Финансисты сильны в профильных знаниях, но зачастую им не хватает, например, инициативы, харизмы, кругозора, стратегического мышления и навыков управления командой. Чтобы это исправить, нужно, во-первых, чаще говорить об ожиданиях собственников и топ-менеджеров от работы финансистов, и во-вторых, обучать сотрудников дополнительно. Специалисты уже стали профессионалами в области финансов, и теперь их надо учить становиться лидерами.

Где учиться финансисту нового формата

На мой взгляд, все, кто решил связать профессию с финансами, уже имеют лидерские качества: такие люди ответственны и готовы влиять на развитие предприятия. Но во время профильного обучения финансистов акцент делается на расчетно-учетно-аналитической функции. Ее очень хорошо развивают, но при этом совершенно не уделяют внимания лидерским и управленческим навыкам.

Поэтому им нужно учиться отдельно. Но где?

  • В бизнес-школах. Именно там образование и бизнес объединяются: преподают практикующие финансисты, обучение строится на реальных кейсах и примерах из работы самих обучающихся. Это помогает и учиться, и решать рабочие задачи одновременно. 
  • На программах MBA. Если финансист хочет получить степень, лучше обратить внимание на специализированные программы MBA: финансы, финансовая стратегия или финансовый менеджмент.
  • На базовых кафедрах вузов. В некоторых университетах и институтах можно найти интересные финансовые программы, а преподавать там зачастую приглашают практиков.

Если инвестировать ресурсы в обучение, можно сделать рывок в профессии и получать больше возможностей и финансовых результатов. 

Ближайшие мероприятия
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

19 июля 2025
20 ак. часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace

18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России.
#МВА #Стратегический менеджмент #ИТ-менеджмент
86
1
Телеграм
ЛЕНТА
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех». 
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?