Алла Чалова, канд. экономических наук, преподаватель Школы бизнеса МИРБИС
Неритмичность исполнения расходов федерального бюджета, равно как и остальных бюджетов бюджетной системы России – типичная ситуация, характерная не только для 2024 года. Так, средний процент неисполненных к началу IV квартала расходов федерального бюджета за последние 8 лет составляет 34-34,5% (исключение наблюдалось в 2022 году, когда по итогам января-сентября не было исполнено более 37% расходов).
Связано это в основном с необходимостью оплаты государственных контрактов, расчеты по которым должны быть завершены в декабре, выплатой заработной платы, включая компенсационные выплаты по итогам года, денежного содержания и пенсий, в том числе за январь следующего года, перечислением межбюджетных трансфертов, расходы по которым осуществляются в соответствии с законодательством.
Кроме того, существенное влияние на перенос более трети бюджетных расходов на IV квартал связано с внесением в течение финансового года значительных изменений в сводную бюджетную роспись расходов, в результате чего нагрузка на главных распорядителей средств бюджета по исполнению расходов возрастает.
Так, в сравнении с утвержденными в первичном законе о бюджете расходами их объем был увеличен в 2022 году на рекордные 8,2 трлн руб., в 2023 и 2024 годы соответственно на 3,9 и 2,7 трлн. Прежде всего, вносимые изменения, начиная с 2022 года, обусловлены сложившейся геополитической ситуацией. Все это требует от бюджетополучателей повышенной оперативности в освоении увеличенных бюджетных ассигнований, большая часть из которых по времени как раз и приходится на последний квартал года.
Отсюда и рост объемов расходов, приходящихся на IV квартал: если в 2022 году он составлял 11,2 трлн руб., в 2023 г. – 11,6 трлн. руб., то 2024 год планирует стать рекордным по объему необходимого освоения средств за 3 месяца – 13,3 трлн руб.
Однако в этом году настораживает снижение темпов кассового финансирования к декабрю месяцу: по итогам исполнения федерального бюджета за январь-ноябрь в декабре предстоит освоить 6,3 трлн руб. (или более 16%) расходов, что является одним из самых высоких абсолютных, но не относительных показателей – рекорд был установлен в 2022 году, когда на декабрь в связи с изменениями в бюджетном процессе на декабрь пришлось почти 23% расходов федерального бюджета.
Больше всего в 4 квартале приходится на финансирование межбюджетных трансфертов (более 3 трлн руб.), закупку товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд (2,3 трлн руб.), включая оплату оборонных контрактов, выплат персоналу в госучреждениях -свыше 1,6 трлн руб., а также субсидий юрлицам (0,8 трлн руб.) и бюджетным и автономным учреждениям (0,6 трлн руб.)
Обратной стороной такой практики является резкий рост инфляции в начале следующего финансового года ввиду «вброса» в экономику значительного объема денежных средств, а также рост объемов неосвоенных бюджетных ассигнований: в 2022 году они составили 796 млрд руб. или 2,5% к общим расходам, в 2023 году – 603,5 млрд руб. или 1,8% от всех расходов.
Будем надеяться, что 2024 году не будет принадлежать антирекорд по неосвоенным федеральным.