Свободу – стартапам: что даст новым проектам ослабление госконтроля

Дата публикации:
70
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Кармазин Тимур Ильич

Кармазин Тимур Ильич

ООО «Логрокон», директор по персоналу

Источник: РИАМО

Автор: Илья Смирнов 

На прошедшем совещании правительства РФ, посвященном концепции технологического развития России до 2030 года, представители министерств предложили меры по снижению госконтроля над стартапами.
В частности, представители министерств предложили снять с институтов развития обязанность по контролю за целевым расходованием средств в венчурных (направленных на разработку высокотехнологических продуктов, - ред.)  проектах с господдержкой, где доля внебюджетных источников превышает 25% от всей суммы вложений, снизить риски предъявления обвинений в нецелевом или неэффективном использовании бюджетных средств для добросовестных предпринимателей и усовершенствовать порядок урегулирования споров и проведения оценки стоимости стартапа в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Стартап – это инновационный проект, нацеленный на последующее применение в бизнесе. Стартапер должен доказать ценность новой разработки, найти клиентскую базу, сформировать бизнес-модель продажи своего проекта. Через все эти операции получается готовый для бизнеса продукт, который можно массово реализовывать. Стартап может развиваться как отдельная компания, а может передан в более крупную структуру.

«Когда мы говорим о стартапе как о некоем новом проекте, мы должные понимать, что далеко не каждая инициатива может получиться. Подход, при котором стартапам оказывается поддержка государства, основанная на той же нормативно-правовой базе, что и по отношению к действующему бизнесу, не совсем правильный. Здорово, что сейчас правительство это понимает. Невозможно проектировать новое направление, которого раньше не было, и при этом предугадать все возможные варианты развития событий», – высказывает свое мнение член совета директоров Российской Ассоциации обучения предпринимательству, профессор и преподаватель школы бизнеса МИРБИС Елена Переверзева.

По словам эксперта, нынешняя логика государственной поддержки стартапов предполагает стопроцентную окупаемость вложенных денег, а если этого результата нет, то это расценивается как нецелевое расходование средств. Но в бизнесе невозможно просчитать все: если результат на 100% оправдывает ожидания, то это не новое направление, а копирование, или улучшение того, что уже есть.
«Прорывной проект никогда невозможно спланировать так, чтобы в нем не было проблемных зон, поскольку он настраивается по ходу внедрения и дорабатывается во время тестирования. Это нормальный рыночный механизм. Поэтому ослабление государственного регулирования расходования средств, безусловно, даст толчок развитию новых проектов», – считает профессор.

Больше доверия друг другу

Не секрет, что многие стартаперы не хотят брать госсредства на свои проекты, поскольку не могут гарантировать ожидаемый результат. Иногда получается профанация, когда деньги у государства берут на инновационное решение, но оказывается, что оно уже используется несколько лет.
«Государство должно доверять стартаперам. В проектных документах необходимо прописывать как можно больше возможных исходов, в том числе и неудачные. С другой стороны, сами стартаперы начнут больше доверять государственному финансированию, поскольку больше не будет страха попасть в тюрьму или потерять существующий бизнес в случае, если ожидания государства не оправдались», – подчеркивает Переверзева.

Стартапам нужна комплексная поддержка По ее словам, на сегодняшний день в России создана неплохая система развития стартапов: очень хорошо работают кластерные модели (например, Московский инновационный кластер), поддержка которых включает целый комплекс мер. Финансирование в этом комплексе является очень значимым элементом, но не менее важна юридическая и патентная помощь на этапе разработки, а также организационная поддержка, когда проекту на льготных условиях может быть дана аренда помещения, необходимая техника и оборудование. Только при таком подходе можно стимулировать развитие новых проектов.
«При этом любой стартап должен иметь спрос у бизнеса. Поэтому еще один важный элемент поддержки, который повышает эффективность развития новых проектов – это содействие государства в формировании диалога между стартаперами и компаниями, разъяснении бизнесу пользы инноваций. Это значительно повышает вероятность выживания и реализации новых инициатив», – уверена Переверзева.

Как развивались стартапы в 90-е годы

По словам эксперта, проблема последних десятилетий была в том, что создаваемые в России инновации не пользовались большим спросом у отечественного бизнеса.
«В 90-е годы основными грантодателями новых проектов являлись в основном международные фонды. Государству же было тогда не до поддержки стартапов и бизнеса. Были проекты USAID (Агентство США по международному развитию), проекты "Программы развития ООН". Через эти программы происходило становление системы поддержки предпринимательства и инновационных проектов. В принципе, международные фонды свою задачу выполнили: они сформировали у молодежи понимание, что такое стартап, как его можно создать и развивать», – рассказывает эксперт.
Минусом проектов с международным участием, по ее мнению, была их нацеленность на последующее внедрение на Западе, поскольку интереса к ним со стороны российского бизнеса не было.

«По этой причине огромное число стартапов уходило в Европу, Америку, либо развивалось локально, либо не реализовывалось вообще. В то время очень много интересных решений было в регионах, некоторые из которых развиваются до сих пор», – отмечает преподаватель школы бизнеса.
В 2010-х годах появилось понимание того, что нужно менять систему, работать над тем, чтобы стартапы создавались для своей страны.

Нужен технологический суверенитет

«Сейчас, когда мы находимся в уникальной ситуации, и наш бизнес нуждается в стартапах, необходим постоянный информационный обмен между бизнес-акселераторами и компаниями. Оборудование на предприятиях, среди которого много импортного, необходимо периодически менять», – отмечает спикер.
Она добавляет, что Запад грозит России технологическим голодом и прекращением поставок обновленной техники, программного обеспечения. Поэтому сейчас как никогда большой запрос на отечественные инновации. Сегодня нужны новые разработки как для техобслуживания имеющегося оборудования, так и прорывные решения для усовершенствования технологий.
По словам Переверзевой, желание правительства дать больше свободы стартапам диктуется необходимостью достижения технологического суверенитета России в рамках программ импортозамещения и борьбы с санкциями.

Больше выгоды, чем риска

Елена Переверзева считает, что ослабление государственного контроля за расходованием выделяемых стартапам средств может привести к росту мошеннических афер, но этот риск будет нивелирован теми возможностями и выгодой, которую получат стартапы

Ближайшие мероприятия
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

19 июля 2025
20 ак. часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

Дипломы, которые сразу работают: защита проектов слушателей МВА в МИРБИС

26-27 июня Бизнес-школа МИРБИС превратилась в импровизированный карьерный акселератор: слушатели групп MBA представили дипломные проекты, каждому из которых есть место в реальном бизнесе прямо сейчас.
#МВА #Стратегический менеджмент #Финансовая стратегия компании #ИТ-менеджмент
106
1

МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace

18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России.
#МВА #Стратегический менеджмент #ИТ-менеджмент
132
2
Телеграм
ЛЕНТА
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех». 
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?