Философия лидерства: DBA – путь для избранных, который начинается с вопроса

Интервью с исполнительным директором МИРБИС Федором Федоровым о новой программе DBA, о философии бизнес-образования, смыслах, экосистеме и взрослении школы, которая ведет за собой тех, кто готов задать главный вопрос: «Зачем я все это делаю?»
Дата публикации:
1091
3
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Федоров Федор Валентинович

Федоров Федор Валентинович

Исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС, руководитель программы Executive MBA «Стратегии и лидерство в бизнесе»

Главный вопрос: зачем в чрезвычайно конкурентной среде, где правят скорость и быстрые знания, МИРБИС сделал такой сложный, долгий и философски нагруженный продукт, как DBA? Где логика?

Все как раз очень логично. МИРБИС всегда был больше, чем просто бизнес-школа. Оглядываясь на наши международные истоки, когда Россия и Италия задумали создать в Москве первую частную профессиональную школу для управленцев, я понимаю, что строилась не просто образовательная платформа – строилась экосистема. Никогда не было задачи просто «научить» чему-то. Мы стремились создать пространство, где учатся, где происходит рост.

Сначала это были программы MBA и Executive MBA. Но потом стал звучать вопрос: а что дальше? Что мы можем дать тем, кто уже многое умеет, но продолжает искать? И поняли, что обучение не заканчивается на управленческом мастерстве. В какой-то момент карьеры человек перестает искать «новые инструменты» и начинает задаваться вопросами: зачем я все это делаю? Как это влияет на других? Каков мой вклад в культуру, в общество?

Мы всегда чувствовали ответственность за то, как развиваются не только наши продукты, но и те, кто к нам приходят. Так для нас и появился новый вызов – программа DBA.

Другими словами, DBA – это и актуальный запрос наших клиентов и логика бренда, который слышит этот запрос и постоянно размышляет о том, что я могу дать своей аудитории. Наверно, именно поэтому уже 36 лет МИРБИС растет вместе со своими слушателями и выпускниками.

Вы сказали, что DBA стала для школы вызовом. Почему?

Потому что DBA — это вообще не массовый продукт. Не только в России, но и во всем мире. Он требует другой глубины. Это не программа, которую можно сделать «по шаблону». Мы уже пробовали ее запускать раньше, но поняли, что до нее нужно вырасти самим. И как школа, и как сообщество.

Теперь мы готовы. Так что для МИРБИС запуск этой программы в 2025 году – не про следующее «звено в линейке», не про «корону всех корон». Это проявление зрелости самой школы. Сегодня мы ощущаем: мы действительно готовы вести таких людей по пути, который начинается не с амбиций, а с внутреннего поиска.

А в чем заключается этот внутренний поиск?

Внутренний поиск – это, прежде всего, интеллектуальное и личностное путешествие. Не про карьерные цели, не про повышение зарплаты, не про оптимизацию бизнес-процессов. Это про способность остановиться и взглянуть на свою жизнь, бизнес, решения и влияние под другим углом.

На уровнях МВА и ЕМВА человек ищет ответы. На уровне DBA – задает вопросы. И часто эти вопросы сложны, неудобны, непривычны.

DBA – это выход на территорию смыслов. И попасть туда можно, только если ты уже не боишься не знать. Не боишься разотождествиться с ролями, масками и внешним успехом.

Но MBA и EMBA – это ведь это тоже серьезные уровни. Как руководителю понять, по какой траектории нужно двигаться именно сейчас?

Безусловно, все программы бизнес-образования – это серьезное обучение, дающее фундаментальные знания. Я бы сказал, что разница здесь не в уровне сложности, а в типе мышления. MBA – это язык бизнеса: финансы, стратегия, операционный менеджмент. EMBA – это язык более зрелого управления: культура, лидерство, трансформация. А DBA – это уже язык философии и мышления. Это пространство, где ты не просто управляешь реальностью, а начинаешь понимать, как она устроена. Как устроено твое мышление, твой выбор, твоя ответственность. И, понимая это изнутри, начинаешь не применять на практике те инструменты, которые тебе дали, а самостоятельно создавать новые смыслы.

Именно поэтому DBA – это не следующая ступень в вертикальной лестнице, не более или самая «продвинутая» степень. Это не про то, как стать еще эффективнее, а про то, как найти собственный вопрос. Такой, на который нельзя «нагуглить» ответ. Но без которого невозможно двигаться дальше.

А если такого вопроса нет? Но есть деньги и хочется получить этот самый дорогой диплом управленческого образования. Что делать?

В первую очередь, быть честным с самим собой. Если вопроса нет, скорее всего, ты просто не задержишься на программе. Диплом DBA невозможно получить «для коллекции». В программу невозможно «зайти на пробу», чтобы прицениться. Например, мы регулярно проводим презентации бизнес-программ (дни открытых дверей), где, помимо знакомства со школой, атмосферой, преподавателями, гости получают сертификат на один пробный день занятий на МВА или ЕМВА. Это такой текст-драйв, возможность потусоваться в группе, посмотреть, кто эти люди, которые приходят учиться, кто эксперты, которые будут учить. Это во многом внешняя история, когда судят «по одежке», «понравилось» – «не понравилось».

А DBA – это путь, который изначально начинается с внутреннего импульса. Да, это престижная степень, но мотивация ее получения – точно не диплом на стене в кабинете. Если внутри нет настоящего запроса – рано или поздно человек выпадет из процесса. И не потому, что «не справился», а потому, что не увидел смысла. Мы прямо об этом говорим на старте, потому что учиться на программе нужно три года.

И кто выбирает такой долгий путь?

Те, кому уже недостаточно быть только успешным управленцем, собственником, предпринимателем. Те, кто хочет быть автором и создателем. Например, наши выпускники EMBA, которые говорят: «Я знаю, как работает бизнес. Но теперь мне важно понять – почему это работает. Или почему больше не работает. А поняв, делиться этим знанием с другими».

Это лидеры, у которых за плечами десятки и сотни людей, они уже знают, как управлять. И понимают, что в бизнесе есть вещи, которые вроде бы нельзя измерить, но без них ничего не работает: культура, мышление, влияние, ответственность.

Они не ищут инструкций, а ищут новый язык, чтобы выразить то, что еще не выражено. На DBA компетенции превращаются в концепции. Можно сказать, что на DBA идут люди, которые знают, что у них есть сила и начинают задумываться, во имя чего эту силу использовать.

Складывается впечатление, что программа DBA – для избранных. Это так?

Доля истины есть, но, наверно, не в том смысле, как это обычно понимается. DBA действительно не для всех. Но не потому, что это клуб «успешных и особенных». А потому что это выбор, который подразумевает иную степень ответственности – не только за бизнес, но и за свои мысли.

Мы живем в эпоху, когда успех измеряется не столько масштабом, сколько вкладом. Не тем, сколько ты контролируешь, а тем, насколько ты способен переосмыслить саму суть управления. В DBA главный вопрос – не «Что я получу?», а «Что я могу дать?» и «Как это повлияет на мир вокруг?»

И что же можно создать? С каким активом выходят выпускники?

На выходе – новая интеллектуальная идентичность, система взглядов, оформленная в научное исследование и диссертацию. Сформированная философская позиция лидера, который начинает по-другому смотреть на власть, свободу, влияние, принятие решений. Физически эта позиция может быть выражена в виде опубликованной книги, новой консалтинговой модели или образовательного продукта. А еще выпускники DBA получают способность мыслить в действии.

Что вы имеете в виду под «мышлением в действии»?

Мы живем в эпоху, когда действовать легко. Это время, когда скорость решений уступает глубине намерений. Время избыточной информации и продвинутых технологий. Всего много и все быстро, главное – не упустить момент, нишу, клиента. Нам некогда осознавать и делать «работу над ошибками».

DBA – про осмысленные действия, а не скорость и результат. Мы учим не просто «думать», а «думать в действии». Видеть, как твои решения создают реальность. Как то, что ты думаешь, формирует то, что ты делаешь.

В этом смысле мышление – это не абстракция. Это твой реальный инструмент влияния. Именно поэтому в центре программы – философия, антропология, язык, символы, культура.

Кто об этом рассказывает на программе: это больше теоретики или практики?

Это совершенно особая команда. Мы сознательно собирали людей на пересечении трех миров: бизнеса, философии и педагогики. Среди них – практики с большим управленческим опытом, философы, мыслители, менторы. Это люди, для которых образование – не индустрия, а миссия.

И это не педагоги в классическом понимании, а наставники. Они задают вопросы, направляют, поддерживают. Наставники и слушатели – равнозначные участники глубокого диалога, в котором рождается истина. Это крайне важная часть среды: мы строим не иерархию, а сообщество зрелых людей, где каждый слышит и говорит.

Можно ли сказать, что программа DBA наилучшим образом отражает миссию школы?

Миссия МИРБИС заложена в основе всех наших программ. В основе самой жизнедеятельности школы. Именно поэтому сегодня Школа бизнеса МИРБИС – это успешный, известный, коммерческий и, в то же время, социально ориентированный бренд. Я бы сказал, что наши программы отражают разные грани лидерства, где DBA – это ответственность за будущее.

Это наш вклад в изменение бизнес-культуры в стране, которая готовит не только эффективных, а интеллектуальных управленцев. Лидеров с философской оптикой, способных мыслить, чувствовать, соединять, исследовать и воплощать новые смыслы.

Мероприятия и программы по теме:
[DBA]
Кросс-культурные особенности отношения с китайскими партнёрами – как выстраивать взаимодействие?

Кросс-культурные особенности отношения с китайскими партнёрами – как выстраивать взаимодействие?

18 июля 2025
Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

19 июля 2025
20 ак. часов
Инструменты корпоративного финансирования

Инструменты корпоративного финансирования

19 июля 2025
16 ак. часов
#DBA
#Стратегический менеджмент
3

Еще интересное в нашем Блоге

«Мой диплом рецензировал Сергей Жуков из "Руки вверх"…»

С 10 по 12 июля в МИРБИС прошла защита слушателей программы MBA.
#МВА #Производственный менеджмент и операционная эффективность #ИТ-менеджмент #Стратегический маркетинг #Стратегический менеджмент #Финансовая стратегия компании #Управление персоналом
28
0
Телеграм
ЛЕНТА
Бунт бариста в Starbucks: некомпетентность СЕО или лень сотрудников? В Starbucks ввели новую внутреннюю политику: бариста теперь должны вручную писать на стаканчиках доброжелательные фразы вроде «Хорошего дня!», «Приходите еще», «Наслаждайтесь». Новый CEO Брайан Никкол хочет вернуть ту самую уютную атмосферу 90-х, когда за чашкой латте человек ощущал тепло и внимание.Но сотрудники восприняли нововведение в штыки. В час пик на счету каждая секунда, и добавлять к процессу обязательные надписи, значит, усложнить и без того напряженную работу. А за отказ угрожают дисциплинарными мерами.Внешне идея кажется хорошей: чуть добавить «человечности» в автоматизированный, холодный ритм города. Но под вопросом сама искренность. Можно ли передать теплое пожелание, если к этому принудили?___________Часто такие инициативы могут «буксовать» не потому, что идея плоха, а потому что некорректно внесены изменения в рабочий процесс. Невозможно транслировать заботу о клиентах, если внутри команды царят принуждение и раздражение. Эмпатия к потребителю не работает без эмпатии к тем, кто этот сервис обеспечивает.
МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России. Центральной темой форума станет «Цифровая триада: государство, бизнес и наука — код будущего». Участники пленарного заседания обсудят, как выстроить гармоничный баланс между внедрением инноваций, обеспечением кибербезопасности и эффективным регулированием цифровых сервисов. В центре внимания окажутся вопросы доверия пользователей к новым ИТ-решениям, создание кадрового резерва для цифровой экономики, развитие отечественных технологий и формирование устойчивого «цифрового суверенитета» России на горизонте 2025-2030 годов.В программе форума также стратегические сессии о безопасности данных, развитии финтеха, цифровизации промышленности, трансформации ритейла и маркетинга под влиянием искусственного интеллекта.Финальным событием станет Visionlab — открытое пространство для честного разговора с предпринимателями-визионерами о том, как ИИ изменит бизнес, общество и человеческий капитал в ближайшие десять лет.В числе приглашенных спикеров — министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, президент РСПП Александр Шохин, заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак, директор по квантовым технологиям госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева и другие ведущие эксперты.
Как Michelin увеличила продажи шин, создав туристическую мотивациюКогда спрос на шины был крайне низким, братья Мишлен выбрали нестандартный подход: они не стали усиливать рекламу продукта. Вместо этого они создали путеводитель.Michelin Guide включал карты, рекомендации по обслуживанию автомобилей, инструкции по замене шин, а также списки ресторанов и гостиниц. Путеводитель распространялся бесплатно через мастерские и шиномонтажные центры.Логика их кампании была следующей: если у людей появится мотивация к поездкам, они начнут больше ездить. А значит, быстрее изнашивать шины и покупать новые.Со временем путеводитель стал самостоятельным направлением бизнеса. Сегодня Michelin известна во всем мире не только как производитель шин, но и как создатель авторитетной ресторанной системы оценки.Продвижение продукта не всегда связано с его прямой продажей. Иногда гораздо эффективнее создать такие условия, при которых желание купить продукт возникнет само собой. Кроме того, если компания разрабатывает дополнительную инфраструктуру или усиливает интерес к своему продукту, то она не только повысит спрос, но и укрепит свои позиции на рынке. Такой подход требует стратегического мышления, но в конечном итоге он поможет построить доверительные отношения с клиентами и сделает бренд частью их образа жизни.