Почему власти отложили треть расходов бюджета на конец года и повлияет ли это на инфляцию? Комментарий Аллы Чаловой

Дата публикации:
282
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Чалова Алла Юрьевна

Чалова Алла Юрьевна

Преподаватель

Алла Чалова, канд. экономических наук, преподаватель Школы бизнеса МИРБИС 

Неритмичность исполнения расходов федерального бюджета, равно как и остальных бюджетов бюджетной системы России – типичная ситуация, характерная не только для 2024 года. Так, средний процент неисполненных к началу IV квартала расходов федерального бюджета за последние 8 лет составляет 34-34,5% (исключение наблюдалось в 2022 году, когда по итогам января-сентября не было исполнено более 37% расходов). 

Связано это в основном с необходимостью оплаты государственных контрактов, расчеты по которым должны быть завершены в декабре, выплатой заработной платы, включая компенсационные выплаты по итогам года, денежного содержания и пенсий, в том числе за январь следующего года, перечислением межбюджетных трансфертов, расходы по которым осуществляются в соответствии с законодательством. 

Кроме того, существенное влияние на перенос более трети бюджетных расходов на IV квартал связано с внесением в течение финансового года значительных изменений в сводную бюджетную роспись расходов, в результате чего нагрузка на главных распорядителей средств бюджета по исполнению расходов возрастает. 

Так, в сравнении с утвержденными в первичном законе о бюджете расходами их объем был увеличен в 2022 году на рекордные 8,2 трлн руб., в 2023 и 2024 годы соответственно на 3,9 и 2,7 трлн. Прежде всего, вносимые изменения, начиная с 2022 года, обусловлены сложившейся геополитической ситуацией. Все это требует от бюджетополучателей повышенной оперативности в освоении увеличенных бюджетных ассигнований, большая часть из которых по времени как раз и приходится на последний квартал года. 

Отсюда и рост объемов расходов, приходящихся на IV квартал: если в 2022 году он составлял 11,2 трлн руб., в 2023 г. – 11,6 трлн. руб., то 2024 год планирует стать рекордным по объему необходимого освоения средств за 3 месяца – 13,3 трлн руб. 

Однако в этом году настораживает снижение темпов кассового финансирования к декабрю месяцу: по итогам исполнения федерального бюджета за январь-ноябрь в декабре предстоит освоить 6,3 трлн руб. (или более 16%) расходов, что является одним из самых высоких абсолютных, но не относительных показателей – рекорд был установлен в 2022 году, когда на декабрь в связи с изменениями в бюджетном процессе на декабрь пришлось почти 23% расходов федерального бюджета. 

Больше всего в 4 квартале приходится на финансирование межбюджетных трансфертов (более 3 трлн руб.), закупку товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд (2,3 трлн руб.), включая оплату оборонных контрактов, выплат персоналу в госучреждениях -свыше 1,6 трлн руб., а также субсидий юрлицам (0,8 трлн руб.) и бюджетным и автономным учреждениям (0,6 трлн руб.) 

Обратной стороной такой практики является резкий рост инфляции в начале следующего финансового года ввиду «вброса» в экономику значительного объема денежных средств, а также рост объемов неосвоенных бюджетных ассигнований: в 2022 году они составили 796 млрд руб. или 2,5% к общим расходам, в 2023 году – 603,5 млрд руб. или 1,8% от всех расходов. 

Будем надеяться, что 2024 году не будет принадлежать антирекорд по неосвоенным федеральным.

Ближайшие мероприятия
Кросс-культурные особенности отношения с китайскими партнёрами – как выстраивать взаимодействие?

Кросс-культурные особенности отношения с китайскими партнёрами – как выстраивать взаимодействие?

18 июля 2025
Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

19 июля 2025
20 ак. часов
Инструменты корпоративного финансирования

Инструменты корпоративного финансирования

19 июля 2025
16 ак. часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

«Мой диплом рецензировал Сергей Жуков из "Руки вверх"…»

С 10 по 12 июля в МИРБИС прошла защита слушателей программы MBA.
#МВА #Производственный менеджмент и операционная эффективность #ИТ-менеджмент #Стратегический маркетинг #Стратегический менеджмент #Финансовая стратегия компании #Управление персоналом
28
0
Телеграм
ЛЕНТА
Бунт бариста в Starbucks: некомпетентность СЕО или лень сотрудников? В Starbucks ввели новую внутреннюю политику: бариста теперь должны вручную писать на стаканчиках доброжелательные фразы вроде «Хорошего дня!», «Приходите еще», «Наслаждайтесь». Новый CEO Брайан Никкол хочет вернуть ту самую уютную атмосферу 90-х, когда за чашкой латте человек ощущал тепло и внимание.Но сотрудники восприняли нововведение в штыки. В час пик на счету каждая секунда, и добавлять к процессу обязательные надписи, значит, усложнить и без того напряженную работу. А за отказ угрожают дисциплинарными мерами.Внешне идея кажется хорошей: чуть добавить «человечности» в автоматизированный, холодный ритм города. Но под вопросом сама искренность. Можно ли передать теплое пожелание, если к этому принудили?___________Часто такие инициативы могут «буксовать» не потому, что идея плоха, а потому что некорректно внесены изменения в рабочий процесс. Невозможно транслировать заботу о клиентах, если внутри команды царят принуждение и раздражение. Эмпатия к потребителю не работает без эмпатии к тем, кто этот сервис обеспечивает.
МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России. Центральной темой форума станет «Цифровая триада: государство, бизнес и наука — код будущего». Участники пленарного заседания обсудят, как выстроить гармоничный баланс между внедрением инноваций, обеспечением кибербезопасности и эффективным регулированием цифровых сервисов. В центре внимания окажутся вопросы доверия пользователей к новым ИТ-решениям, создание кадрового резерва для цифровой экономики, развитие отечественных технологий и формирование устойчивого «цифрового суверенитета» России на горизонте 2025-2030 годов.В программе форума также стратегические сессии о безопасности данных, развитии финтеха, цифровизации промышленности, трансформации ритейла и маркетинга под влиянием искусственного интеллекта.Финальным событием станет Visionlab — открытое пространство для честного разговора с предпринимателями-визионерами о том, как ИИ изменит бизнес, общество и человеческий капитал в ближайшие десять лет.В числе приглашенных спикеров — министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, президент РСПП Александр Шохин, заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак, директор по квантовым технологиям госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева и другие ведущие эксперты.
Как Michelin увеличила продажи шин, создав туристическую мотивациюКогда спрос на шины был крайне низким, братья Мишлен выбрали нестандартный подход: они не стали усиливать рекламу продукта. Вместо этого они создали путеводитель.Michelin Guide включал карты, рекомендации по обслуживанию автомобилей, инструкции по замене шин, а также списки ресторанов и гостиниц. Путеводитель распространялся бесплатно через мастерские и шиномонтажные центры.Логика их кампании была следующей: если у людей появится мотивация к поездкам, они начнут больше ездить. А значит, быстрее изнашивать шины и покупать новые.Со временем путеводитель стал самостоятельным направлением бизнеса. Сегодня Michelin известна во всем мире не только как производитель шин, но и как создатель авторитетной ресторанной системы оценки.Продвижение продукта не всегда связано с его прямой продажей. Иногда гораздо эффективнее создать такие условия, при которых желание купить продукт возникнет само собой. Кроме того, если компания разрабатывает дополнительную инфраструктуру или усиливает интерес к своему продукту, то она не только повысит спрос, но и укрепит свои позиции на рынке. Такой подход требует стратегического мышления, но в конечном итоге он поможет построить доверительные отношения с клиентами и сделает бренд частью их образа жизни.