Правила для руководителей, как управлять зависшими, активными и бегущими подчиненными

Дата публикации:
38
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Козлова Анна Михайловна

Козлова Анна Михайловна

Доцент, преподаватель, бизнес-тренер

Из этой статьи узнаете:

  1. как ставить задачи сотрудникам, которые «зависли» от стресса;

  2. каким сотрудникам нужно дать выпустить пар;

  3. что делать с сотрудниками, у которых синдром «безголовой курицы»

  4. как работать с сотрудниками, у которых на стресс реакция «беги».

Эта статья поможет вам и другим руководителям компании не потерять контроль над паникующими сотрудниками. В этом году я стала чаще слышать жалобу от управленцев: «Что такое с моими сотрудниками? Я за них бьюсь, бронь им выбиваю, делаю так, чтобы компания не развалилась и у них были рабочие места, а они лишнего телодвижения сделать не могут, за всем пассивно наблюдают». Ответ простой — сотрудники находятся в стрессе. Причем их реакция на стресс может быть разной. В статье я рассказываю, как вам управлять людьми в зависимости от того, как они реагируют на стресс.

«Подвисают» и «тормозят»

В стрессовой ситуации некоторые работники как будто «зависают». От них невозможно добиться никакого решения. Для руководителя это сигнал, что такие работники относятся к типу людей, которые в напряженной ситуации неосознанно реагируют на нее стратегией «замри». У работников со стратегией «замри» срабатывает инстинкт сохранения энергии. Поэтому люди подсознательно занимают пассивную позицию. Они не могут продуцировать новые решения, их мозги буквально не работают.

Чтобы вывести из ступора. Необходимо сказать работникам отрезвляющие слова: «Если мы сейчас не будем действовать, нас ждет очень большая *** (проблема). Поэтому...». Далее поставьте четкие краткосрочные задачи с частыми точками контроля.

Если у сотрудника сработает психологическая защита, то он, по сути, станет маленьким испуганным ребенком. Вывести из данного состояния помогут четкие инструкции. Пример: «Сейчас идешь в кабинет 502, там Марья Ивановна, у нее берешь документ формы №***, заполняешь его и приносишь мне». Среди «зависнувших» коллег могут оказаться люди с чувствительным, или эмотивным, типом личности. Фокус внимания таких людей перенаправляйте с проблемной ситуации на помощь другим людям.

Слишком активно спасают бизнес

Не все сотрудники «зависают», находясь в стрессе. Некоторые, наоборот, начинают действовать чересчур активно, то есть выбирают стратегию «бей». Они мобилизуют свои ресурсы, начинают суетиться, что-то предпринимать, искать выход из сложившейся ситуации. С одной стороны, работники, которые предпочитают стратегию «бей», — опора для бизнеса. У них куча идей, как помочь компании, они что-то пытаются делать. Но сиюминутные решения не всегда могут положительно сказаться на бизнесе. Иногда нужно успокоиться, сделать холодные расчеты или просто подождать.

Таблицу для анализа проблем сотрудника скачайте в конце статьи

Чтобы успокоить. Дайте чересчур активным сотрудникам возможность выпустить пар, может быть, даже через гнев и агрессию. Затем они возьмут себя в руки и будут готовы к конструктивным решениям. После этого таким коллегам можно предложить алгоритм анализа проблемной ситуации и обсудить варианты решения. В этом поможет таблица, скачайте ее в конце статьи. Анализировать ситуацию лучше письменно, поскольку тогда эмоции отступят и включится рациональная часть мышления. Вместе с активными работниками сформулируйте цели и задачи, которых необходимо достигнуть для решения проблемы. А затем самое главное — дайте им возможность действовать.

Бегут от проблем

Находясь в состоянии стресса, часто хочется убежать физически и психологически. Этим и занимаются некоторые сотрудники, которые выбирают стратегию поведения «беги». «Бегущие» сотрудники увольняются. Некоторые уходят на больничный — включается психосоматика. Решить стрессовую ситуацию сотрудник не может из-за отсутствия внутреннего ресурса или навыка решения проблем, поэтому и убегает туда, где безопасно — домой. Реакция «беги» у работников проявляется и другими способами. Одни закатывают истерики, в которые втягивают всех окружающих. Другие уходят так глубоко в себя, что до них не достучаться.

Чтобы остановить. Действуйте в зависимости от ситуации. Если работники увольняются, то бесполезно бегать за ними с уговорами остаться. Их уход связан отнюдь не с тем, что в компании плохо. Таких нужно просто понять и отпустить. У вас другие задачи, и времени на то, чтобы заниматься психотерапией, у вас нет.

Если сотрудники уходят на больничные, то вы не вправе запрещать им это. Иначе это чревато последствиями. Ваша задача — найти замену заболевшему, чтобы не остановился бизнес-процесс. На будущее можно поставить себе задачу разработать мероприятия по снижению уровня тревожности у сотрудников и созданию атмосферы психологической безопасности в компании.

С сотрудниками, у которых синдром «безголовой курицы», действуйте так: переводите разговор с ними на другую тему и ставьте задачу в другой, нестрессовой области. Через данную задачу он придет в себя. Затем просите его проанализировать проблему и предложить варианты ее решения. В этом поможет таблица для анализа проблем сотрудника.

Истерящих коллег дистанцируйте от коллектива четкими задачами. Например, поставьте задачу съездить к поставщикам за документами, при этом вы должны назвать конкретные бумаги. Главное, не поддаваться на манипуляции работников, когда они будут пытаться включить и вас в общее обсуждение проблемы. С теми же, кто глубоко уходит в себя и не идет на контакт, решайте проблему так. Ставьте им четкие краткосрочные задачи. Спрашивайте у таких коллег профессиональное мнение по поводу тех или иных вопросов.

Материалы для скачивания:

Таблица для анализа проблем сотрудника.pdf 36 КБ

Ближайшие мероприятия
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

19 июля 2025
20 ак. часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace

18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России.
#МВА #Стратегический менеджмент #ИТ-менеджмент
36
1
Телеграм
ЛЕНТА
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех». 
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?