Правила для руководителей, как управлять зависшими, активными и бегущими подчиненными

Дата публикации:
19
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Козлова Анна Михайловна

Козлова Анна Михайловна

Доцент, преподаватель, бизнес-тренер

Из этой статьи узнаете:

  1. как ставить задачи сотрудникам, которые «зависли» от стресса;

  2. каким сотрудникам нужно дать выпустить пар;

  3. что делать с сотрудниками, у которых синдром «безголовой курицы»

  4. как работать с сотрудниками, у которых на стресс реакция «беги».

Эта статья поможет вам и другим руководителям компании не потерять контроль над паникующими сотрудниками. В этом году я стала чаще слышать жалобу от управленцев: «Что такое с моими сотрудниками? Я за них бьюсь, бронь им выбиваю, делаю так, чтобы компания не развалилась и у них были рабочие места, а они лишнего телодвижения сделать не могут, за всем пассивно наблюдают». Ответ простой — сотрудники находятся в стрессе. Причем их реакция на стресс может быть разной. В статье я рассказываю, как вам управлять людьми в зависимости от того, как они реагируют на стресс.

«Подвисают» и «тормозят»

В стрессовой ситуации некоторые работники как будто «зависают». От них невозможно добиться никакого решения. Для руководителя это сигнал, что такие работники относятся к типу людей, которые в напряженной ситуации неосознанно реагируют на нее стратегией «замри». У работников со стратегией «замри» срабатывает инстинкт сохранения энергии. Поэтому люди подсознательно занимают пассивную позицию. Они не могут продуцировать новые решения, их мозги буквально не работают.

Чтобы вывести из ступора. Необходимо сказать работникам отрезвляющие слова: «Если мы сейчас не будем действовать, нас ждет очень большая *** (проблема). Поэтому...». Далее поставьте четкие краткосрочные задачи с частыми точками контроля.

Если у сотрудника сработает психологическая защита, то он, по сути, станет маленьким испуганным ребенком. Вывести из данного состояния помогут четкие инструкции. Пример: «Сейчас идешь в кабинет 502, там Марья Ивановна, у нее берешь документ формы №***, заполняешь его и приносишь мне». Среди «зависнувших» коллег могут оказаться люди с чувствительным, или эмотивным, типом личности. Фокус внимания таких людей перенаправляйте с проблемной ситуации на помощь другим людям.

Слишком активно спасают бизнес

Не все сотрудники «зависают», находясь в стрессе. Некоторые, наоборот, начинают действовать чересчур активно, то есть выбирают стратегию «бей». Они мобилизуют свои ресурсы, начинают суетиться, что-то предпринимать, искать выход из сложившейся ситуации. С одной стороны, работники, которые предпочитают стратегию «бей», — опора для бизнеса. У них куча идей, как помочь компании, они что-то пытаются делать. Но сиюминутные решения не всегда могут положительно сказаться на бизнесе. Иногда нужно успокоиться, сделать холодные расчеты или просто подождать.

Таблицу для анализа проблем сотрудника скачайте в конце статьи

Чтобы успокоить. Дайте чересчур активным сотрудникам возможность выпустить пар, может быть, даже через гнев и агрессию. Затем они возьмут себя в руки и будут готовы к конструктивным решениям. После этого таким коллегам можно предложить алгоритм анализа проблемной ситуации и обсудить варианты решения. В этом поможет таблица, скачайте ее в конце статьи. Анализировать ситуацию лучше письменно, поскольку тогда эмоции отступят и включится рациональная часть мышления. Вместе с активными работниками сформулируйте цели и задачи, которых необходимо достигнуть для решения проблемы. А затем самое главное — дайте им возможность действовать.

Бегут от проблем

Находясь в состоянии стресса, часто хочется убежать физически и психологически. Этим и занимаются некоторые сотрудники, которые выбирают стратегию поведения «беги». «Бегущие» сотрудники увольняются. Некоторые уходят на больничный — включается психосоматика. Решить стрессовую ситуацию сотрудник не может из-за отсутствия внутреннего ресурса или навыка решения проблем, поэтому и убегает туда, где безопасно — домой. Реакция «беги» у работников проявляется и другими способами. Одни закатывают истерики, в которые втягивают всех окружающих. Другие уходят так глубоко в себя, что до них не достучаться.

Чтобы остановить. Действуйте в зависимости от ситуации. Если работники увольняются, то бесполезно бегать за ними с уговорами остаться. Их уход связан отнюдь не с тем, что в компании плохо. Таких нужно просто понять и отпустить. У вас другие задачи, и времени на то, чтобы заниматься психотерапией, у вас нет.

Если сотрудники уходят на больничные, то вы не вправе запрещать им это. Иначе это чревато последствиями. Ваша задача — найти замену заболевшему, чтобы не остановился бизнес-процесс. На будущее можно поставить себе задачу разработать мероприятия по снижению уровня тревожности у сотрудников и созданию атмосферы психологической безопасности в компании.

С сотрудниками, у которых синдром «безголовой курицы», действуйте так: переводите разговор с ними на другую тему и ставьте задачу в другой, нестрессовой области. Через данную задачу он придет в себя. Затем просите его проанализировать проблему и предложить варианты ее решения. В этом поможет таблица для анализа проблем сотрудника.

Истерящих коллег дистанцируйте от коллектива четкими задачами. Например, поставьте задачу съездить к поставщикам за документами, при этом вы должны назвать конкретные бумаги. Главное, не поддаваться на манипуляции работников, когда они будут пытаться включить и вас в общее обсуждение проблемы. С теми же, кто глубоко уходит в себя и не идет на контакт, решайте проблему так. Ставьте им четкие краткосрочные задачи. Спрашивайте у таких коллег профессиональное мнение по поводу тех или иных вопросов.

Материалы для скачивания:

Таблица для анализа проблем сотрудника.pdf 36 КБ

Ближайшие мероприятия
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

9 июня 2025
40 ак. часов
Антикризисное управление

Антикризисное управление

20 июня 2025
20 ак. часов
Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент

22 июня 2025
28 часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

МИРБИС в шорт-листе Народного рейтинга бизнес-школ – 2025

По итогам анализа анкет более тысячи выпускников со всей страны эксперты включили МИРБИС в число 28 школ, которые примут дальнейшее участие в ежегодном рейтинге.
#МВА #Еxecutive МВА #МВА для регионов РФ и стран СНГ
41
2
Телеграм
ЛЕНТА
HR-Аналитика для бизнес-решений 2025VII HR-конференция + обзор HR-Tech решенийЕсли вы хотите принимать обоснованные управленческие решения в HR, начните с главного — с измерений. Сегодня эффективность HR-функции напрямую влияет на устойчивость бизнеса, а аналитика становится тем инструментом, который помогает не просто наблюдать, а действовать.Именно этому будет посвящена VII HR-конференция «HR-Аналитика для бизнес-решений 2025», информационным партнером которой выступает школа бизнеса МИРБИС. Это мероприятие объединит экспертов и практиков в области управления персоналом, которые ежедневно используют данные для решения конкретных задач: от найма и удержания сотрудников до построения стратегий роста.Основные темы конференции:
Как меняются наука, преподавание и бизнес. Приглашаем на открытую дискуссию 6 июняResearch & Faculty Talks — это встреча для преподавателей и исследователей, которым важно делиться опытом, находить новые идеи, подходы и профессиональные связи. 6 июня в 17:00 приглашаем на заключительное мероприятие научно-методического цикла семинаров. Участников ждет живая дискуссия об изменениях академической среды, исследовательских практик и содержания преподавания.В программе три тематические секции:
Зачем бренды возвращаются в офлайн, и как мерч становится инструментом доверия в 2025? Когда digital-каналы перегружены, а внимание аудитории рассеяно, бренды ищут новые способы выстраивать контакт. Один из самых эффективных — физический маркетинг
В честь Дня российского предпринимательства представим себе 2342 год.На Марсе уже есть университеты, винодельни, свекольные поля и студии ландшафтного дизайна. Люди перемещаются по воздуху в индивидуальных капсулах с нейронавигацией. А еду доставляют дроны за три минуты. Звучит фантастически? Безусловно.Но так же когда-то думали о смартфонах, 3D-принтерах, каршеринге и нейросетях. Они появились не потому, что кто-то однажды отдал распоряжение, а потому, что нашлись люди, которые увидели возможность и начали действовать.Ученые создавали открытия. Инженеры — технологии. А предприниматели искали применение, находили смелость и брали на себя риск. Именно они соединяли ресурсы, запускали процессы, превращали идею в работающий продукт. 
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?
МИРБИС выступит информационным партнером конференции «МСФО и управленческий учет — 2025»С 28 по 30 мая пройдет 19-я практическая конференция «МСФО и управленческий учет — 2025». Бизнес-школа МИРБИС выступит информационным партнером мероприятия, организованного издательством «Методология». Конференция соберет ведущих экспертов и практиков в области МСФО и управленческого учета. В программе сессии в формате «услышал — внедрил», панельные дискуссии и обмен реальными кейсами.30 мая на специальной сессии для нефинансовых организаций выступят эксперты МИРБИС:
Ближайшие мероприятия в МИРБИС:
Live stream started
Преподаватели рекомендуют Сегодня читаем и смотрим по рекомендации Павла Лебедева, д.э.н., профессора бизнес-практики, руководителя программы DBA МИРБИС.Сюжеты из книг и фильмов — это готовые кейсы: как герои преодолевают кризисы, выстраивают альянсы или теряют все из-за слепой уверенности. Почти в каждой «художке» можно найти схемы переговоров, управленческие ловушки или алгоритмы решений. И узнать, как персонаж собирает команду из «ничего», мотивирует без бюджета или превращает поражение в трамплин.
Навыки растут. Зарплата — не всегда? ВЦИОМ опубликовал результаты всероссийского исследования, в котором приняли участие работающие россияне из всех федеральных округов. Опрос показал, как за последние 20 лет изменилась роль профессиональных навыков в карьере, доходах и востребованности на рынке труда.Результаты свели в три ключевых индекса:
Выпускница МИРБИС Анастасия Родина возглавила HR-направление в М.Видео-Эльдорадо
Ближайшие события в МИРБИСС новыми силами врываемся в рабочую неделю
А какую стратегию вы выбрали для первых рабочих дней?Anonymous Poll46% - Сразу включился/включилась в задачи без раскачки23% - Начал/начала с разбора почты и приоритизации3% - Сфокусировался/сфокусировалась на одном крупном проекте18% - Работаю в облегченном режиме — адаптируюсь3% - Пока больше слушаю команду, чем делаю7% - А я еще отдыхаю
Почему после майских праздников сложно вернуться к работе, и что с этим делать руководителюМайские выходные дают сотрудникам долгожданную передышку. Но чем продолжительнее этот перерыв, тем заметнее у некоторых из них потом снижение фокуса, темпа и мотивации. Вместо бодрого старта многие возвращаются в офис с пониженным тонусом и внутренним сопротивлением.Причин несколько
Дорогие друзья!Поздравляю вас с самым светлым и значимым праздником весны — Днем Победы. Мы встречаем его с благодарностью, гордостью и волнением, вспоминая подвиг тех, кто отстоял свободу и мир на нашей земле.Этот день напоминает нам о силе духа, самоотверженности и единстве нашего народа. Память о Великой Победе — святой долг каждого. Мы обязаны хранить ее как историю доблести, патриотизма и мужества, передавая из поколения в поколение.9 Мая мы не только вспоминаем события той страшной войны, но и осознаем, что значит быть гражданином своей страны, приносить ей реальную пользу и по-настоящему любить Родину.От всей души желаю вам, вашим родным и близким мира, добра, уверенности в завтрашнем дне, вдохновения и успехов в делах — на благо нашего Отечества. Пусть в ваших домах всегда царят тепло, согласие и светлая надежда.Сердечная благодарность нашим дедам и прадедам, бабушкам и прабабушкам — тем, кто приблизил этот Великий День!С уважением, ректор Н.А. Цветкови коллектив Института МИРБИС