Требует ответа: четыре необходимых вопроса для руководителей сегодня

Дата публикации:
127
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Федоров Федор Валентинович

Федоров Федор Валентинович

Исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС, руководитель программы Executive MBA «Стратегии и лидерство в бизнесе»

Бытует мнение, что лидер должен иметь ответы на все вопросы, «видеть лес за деревьями», знать рецепты успеха и т. п., ведь за его спиной — команда, компания. Но руководителями не рождаются. Так же, как не рождаются и с ответами на все вопросы. Управленец сегодня адаптируется на лету — направление ветра меняется слишком часто. В эпоху перемен ничто не может гарантировать отсутствия шквала. Но бизнесмены знают: лучше, чтобы ветер был попутным.

Непрерывное образование (и дополнительное образование как его часть) для управленца сегодня — это попытка наверстать упущенное (давнее первое высшее образование, непрофильное, т. п.), дополнение к приобретенным знаниям и навыкам или навигатор и ключ, открывающий любые двери: от стратегии отдельно взятой компании до прогнозирования мировых трендов.

Фундаментальное бизнес-образование, по нашему мнению, может дать ответы на четыре ключевых вопроса, которые стоят перед каждым руководителем, желающим иметь опору в меняющемся мире.

Вопрос №1: что?

Изменились запросы клиентов, логистические цепочки, подходы к организации работы и коммуникации внутри команд. В конце концов изменились требования времени. Что делать? Затаиться и работать по-прежнему или в корне менять подходы? Выходить на новые рынки внутри страны или за ее пределы? Налаживать новые связи или работать с проверенными партнерами?

Большинство компаний оказывается не готово к резким изменениям. Как сохранить баланс между стратегическими и операционными решениями, а главное, найти выход не только правильно, но и быстро? Перед руководителем лежит мозаика, детали которой далеко не всегда складываются друг с другом. Ее приходится превращать в конструктор, который в любой момент времени можно пересобрать полностью или частично.

На занятиях в одной корпоративной группе, например, мы обсуждали работу с Китаем и кросс-культурные особенности ведения бизнеса. Наши слушатели делились, что ожидание выхода на рынок этой страны не совпадает с действительностью. Российские управленцы, которые отправляются на стажировку в Китай, получают зачастую увлекательную экскурсию, но не инструменты для применения в реальной деятельности. Технологии, нюансы производства остаются закрытыми для наших компаний.

Сегодня мы не можем позволить себе расходовать время. Это значит, что любое действие руководителя должно быть максимально сконцентрированным и практико-ориентированным.

Вопрос № 2: с кем?

Это вопрос про команду. Решить задачу с персоналом — одна из самых частых тем, которая поднимается менеджментом и собственниками компаний, поступающих на программы МВА и Exeсutive МВА. Где находить талантливых сотрудников? Как развивать потенциал команды и создавать сильные рабочие группы? Как правильно мотивировать и разрешать конфликты?

Слушатели делятся наблюдениями: сотрудники все чаще ищут баланс между профессиональной деятельностью и личной жизнью или делают ставку на семью, не желая жертвовать временем, которое они могли бы ей посвящать. Они хотят активно участвовать в воспитании детей, а также уделять больше времени себе и своим потребностям. А значит, они хотят работать меньше или удаленно, имея больше свободы. При этом они отличные специалисты, которых компании не хотят терять.

Еще один распространенный кейс: в команде оказываются разновозрастные сотрудники, 20+ и 40+. И это не только разный возраст. Это разные миры и абсолютно разные подходы к работе. На дисциплине по маркетингу я привожу в пример исследование одной международной IT-компании, которая каждые полгода опрашивает персонал, выявляя отношение к ценностям компании, к команде и к делу. И если опытные сотрудники в основном считают себя частью компании, то молодые сотрудники не всегда привязываются к ее ценностям.

У руководителя много стратегических задач. Но и персонал сейчас не может не быть такой задачей. Команда и коммуникация в ней — это ядро компании.

Вопрос №3: зачем?

Возможно, это самый главный вопрос, который стоило поставить первым.

Я всегда задаю его руководителям на личной консультации / собеседовании на программу Executive MBA «Стратегии и лидерство в бизнесе» и получаю совершенно разные ответы. Да, часто они звучат классически: получить новые знания или систематизировать имеющиеся, расширить деловые связи или вырасти в карьере. Но нередко руководители признаются и в том, что просто устали. Нет сил или даже нет смысла двигаться дальше. Нет направления, нет опоры, нет ресурса.

Обучение — это возможность замедлиться. Выйти в другую среду и со стороны посмотреть на свою жизнь, свою компанию. Правильные ли решения я сейчас принимаю? Правильно ли понимает меня моя команда? Чем бы я еще хотел/хотела заниматься? Что может меня наполнять?

Особенно часто это звучит на программе ЕМВА. У нас немало кейсов, когда после обучения успешные предприниматели брали тайм-аут и кто-то садился писать книгу, кто-то уезжал изучать другую страну, а кто-то погружался в социальные проекты и волонтерство, начинал строить дом и становился родителем.

И это очень важный результат, хоть и не кратный рост бизнеса, не выход на новые рынки. В первую очередь потому, что это новая личная история, в которой человек чувствует себя счастливым.

Зачем — во многом про это. По нашей статистике, более половины слушателей меняют траекторию жизни в течение или после обучения.

Вопрос №4: когда?

Мы живем во время высоких скоростей и стремительно обновляющейся информации. Именно поэтому МИРБИС ежегодно актуализирует учебные программы: добавляет новое и интересное, приглашает практиков с новыми ситуациями и подходами. Бизнес может перестраиваться быстро. И у руководителей есть возможность находиться в среде, оперирующей трендами. Иначе можно годами ломать голову над задачей, которую за вас уже решили десятками способов. Просто вы об этом не знаете.

Несмотря на это, многие руководители признаются, что продолжают откладывать обучение. Нет времени, давят шаблоны, что поздно, а может, и не так уж полезно. Но времени больше не станет, и привычные установки сами не рассосутся. При этом за незнание вы все равно будете платить: неоптимизированной структурой компании, несостоявшимися прибыльными проектами, незамеченными возможностями, немотивированными сотрудниками.

Когда — очень важный вопрос. В марафонской дистанции под названием «Жизнь в бизнесе» у руководителей, даже у профи, нет возможностей остановиться и посмотреть на компанию по-новому, трезво оценив ресурсы и перспективу.

Как руководитель, который сам окончил Еxecutive МВА, могу сказать, что это время проходит очень быстро. Но оставляет колоссальный объем знаний, умений, навыков и связей.

Не все слушатели доходят до финала, по нашей статистике таких 7–9%. Но даже среди них есть те, кто возвращается писать диплом, причем вовсе не потому, что нужно бумажное подтверждение прослушанной программы. Возникла необходимость решения определенной задачи, которая и реализуется через дипломную работу. Рекорд МИРБИС — защита диплома через 10 лет!

Еще один важный момент: в обучении дается легче то, что обычно трудно в жизни. Легче признаваться в своих неудачах, в незнании, в незаконченных делах, в нереализованных идеях, в нехватке стратегии.

Все легче, потому что ты приходишь с запросом узнать и научиться. Приходишь в «дающую среду», у которой к тебе одно требование — не лениться брать то, что дают. Ты находишься среди равных, где многие пришли с теми же запросами и ищут похожий ответ в других бизнесах. И когда вы начинаете искать ответ вместе, незнание уходит. А уверенность приходит.

Если быть включенным в процесс и делать домашние задания, сложно представить, что можно что-то недополучить от обучения. Просто потому, что большинство проектов нацелено исключительно на практический результат и решения для стратегического роста компании.

Поэтому не бойтесь перемен. Не бойтесь задавать себе вопросы, которые расширят ваши горизонты. И не бойтесь учиться. Образование будет надежным партнером в поиске ответов, которые дадут вам устойчивую опору.

Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза

Ближайшие мероприятия
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

19 июля 2025
20 ак. часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace

18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России.
#МВА #Стратегический менеджмент #ИТ-менеджмент
87
1
Телеграм
ЛЕНТА
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех». 
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?