Почему нам сложно принимать свою неправоту и как научиться признавать ошибки: отвечает эксперт МИРБИС

Дата публикации:
550
0
В статье

Чем полезен навык признавать ошибки и как научиться принимать критику отвечает д-р экон.наук, канд.психол.наук, основатель и СЕО EILab, преподаватель Executive MBA МИРБИС, Елена Хлевная.



Почему мы не любим признаваться в ошибках

Мы не любим признавать ошибки, так как это сопровождается неприятными эмоциями: вина, стыд, грусть, злость. А это совсем не то, что хотелось бы чувствовать, особенно в рабочем процессе. Проще «забыть» или найти оправдание, сняв с себя ответственность за последствия. Кроме того, кажется, что, признав ошибку, мы еще и расписываемся в своем несовершенстве – это удар под дых собственной самооценке. А в условиях высокой конкуренции можно лишиться каких-то преимуществ по сравнению с остальными. Тогда к выше названным эмоциям прибавляется еще страх. Страх возможных последствий перерастает в страх перед самой неудачей – «уж лучше вообще ничего не делать, чем допустить ошибку!»

Но такая стратегия … ошибочна.

Как реагирует на ошибки наш мозг

Мы учимся на ошибках. Удивительно, но наш мозг реагирует на ошибки быстрее, чем мы успеваем осознать, что допустили оплошность! Всякий раз, когда человек совершает ошибку, проявляется особый паттерн мозговой активности: резкая отрицательная электрическая активность (Error Related Negativity - ERN), исходящая от одной из структур головного мозга. Предполагается, что эта часть мозга фиксирует ошибку и оповещает другие важные отделы, чтобы сфокусировать внимание и уменьшить вероятность повторных неудач.

Кто может извлекать уроки из неудач

Однако учатся на своих ошибках только те люди, которые воспринимают ошибки как неотъемлемую часть пути к совершенству. Таким людям проще сознательно распределять внимание и направлять его на исправление этих самых ошибок в последующем опыте, что ведет к постепенному улучшению производительности, например. А вот у людей, для которых любая неудача – это подрыв уверенности в себе и своих способностях, учиться на ошибках не получается. Хотя они могут извлекать такие уроки из успехов и неудач других людей.

В современном мире меняется отношение к ошибкам, и ценность обучения на ошибках понимают не только в рамках школьного и университетского образования, но и в первую очередь, в бизнес-среде и организационном обучении.

В чем ценность признания ошибок

Признать ошибку – это назваться ее автором и принять на себя ответственность за ее последствия; это извлечение уроков из пережитого опыта. И порой такое признание бывает весьма болезненным, но это необходимое условие для роста себя как личности.

Традиционно «Не ошибается тот, кто ничего не делает».


Программа «MBA – Управление человеческими ресурсами»



 

Источник картинки: Unsplesh

Ближайшие мероприятия
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

19 июля 2025
20 ак. часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

Дипломы, которые сразу работают: защита проектов слушателей МВА в МИРБИС

26-27 июня Бизнес-школа МИРБИС превратилась в импровизированный карьерный акселератор: слушатели групп MBA представили дипломные проекты, каждому из которых есть место в реальном бизнесе прямо сейчас.
#МВА #Стратегический менеджмент #Финансовая стратегия компании #ИТ-менеджмент
106
1

МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace

18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России.
#МВА #Стратегический менеджмент #ИТ-менеджмент
132
2
Телеграм
ЛЕНТА
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех». 
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?