Создатель и глава Института стволовых клеток человека, Гемабанка - крупнейшего в России банка стволовых клеток пуповинной крови, в прошлом финансовый консультант, а еще раньше – врач – это Артур Исаев.
В копилке бизнес-побед Артура Александровича есть удивительные истории: так, Гемабанк (банк пуповинной крови) был выведен им на биржу и принес владельцу 140 млн рублей – а ведь все вокруг сомневались в реализации этой идеи. Затем коллекция инноваций в медицине привлекла от Роснано миллиард рублей на развитие – много ли мы знаем подобных примеров?
Интересно проследить путь ростовского студента-медика, будущего хирурга, на Олимп инвестиционного бизнеса. Для многих бизнесменов эта история может стать полезным кейсом по умению узнавать будущие супер-проекты «в лицо» и не бояться показывать их миру.
В Ростове-на-Дону на излете 80-х годов прошлого века студент-медик без гроша в кармане – это было чудо. Каждый подрабатывал, как мог и умел. Кто «фарцевал», кто разгружал вагоны, кто дежурил на Скорой.
А студент лечфака Артур Исаев видел вокруг океан новых возможностей: неслыханные еще 10 лет назад профессии вроде «рекламщика», брокера, консультанта. Нужно пробовать!
Заметим, что одним из врожденных качеств Артура Исаева было и остается умение увидеть - где, на чем и как можно заработать.
К тому же, новые знания – это невероятно интересно. Они позволяют создать непредсказуемое будущее. Потому что будущее врача в это время выглядело абсолютно предсказуемо и непривлекательно, будем честны.
И Артур с другом основали одно из первых в Ростове рекламных агентств. Снимали видеорекламу – в 1992 году, заметим.
А чтоб два раза не вставать, двумя годами позже занялись и инвестиционно-брокерской деятельностью – основали компанию «Деком». Искали интересные стартапы, как сейчас говорят, акции недооцененных российских предприятий и вкладывали туда деньги.
Важным источником информации для Артура в то время был журнал «Эксперт» и газета «Коммерсант». Новые идеи, термины и новости брались оттуда. Так, в 1993 году мало кто знал, что такое валютный «опцион», что их можно купить и что потом с этим делать.
Прочитав об опционах в любимой газете, друзья нашли способ выйти на официальный валютный рынок.
Сделка состояла в том, что Артур купил несколько опционов на покупку долларов по определенному курсу в следующем году. Спустя год подскочивший курс сделал его богаче на несколько десятков тысяч долларов.
Банковские работники, в начале сделок смотревшие на Артура с недоумением, уже через год последовали его примеру, и валютный отдел одного из ростовских банков стал заниматься опционами.
К 1995 году Артур понял, что дела идут хорошо, но для качественного рывка в бизнесе нужны системные знания. Причем, речь шла уже не только о финансах – Артуру нужны были навыки хорошего управленца, ведь компания стала насчитывать несколько десятков человек.
Стал рассматривать варианты учебы за границей, но тут узнал о том, что в Москве есть Институт МИРБИС (создан в 1988 году). На тот момент только в этом вузе можно было получить МВА по западному образцу.
И в 1995 году Артур выехал в Москву – снова учиться.
Создавая свою первую финансово-брокерскую компанию с Александром Альперовичем, Артур под офис снимал комнату на улице Московской (старый центр Ростова-на-Дону – ред.), затем две – компания росла.
К 1995 году партнеры выделили себе отдельный кабинет в собственном особняке компании – наконец-то. Собственно, из этого кабинета Артур и Александр и поехали получать свои МВА в Москву.
О, тогда фраза «я еду в Москву получать МВА» звучала – непонятно. В моде были красные пиджаки, челночный бизнес и буйные гулянки в ресторанах. Но уже тогда Артур Исаев понимал: качественное бизнес-образование – это инвестиция, которая поможет эффективно развивать бизнес.
В середине 90-х в Институте МИРБИС курс МВА назывался «Предпринимательство» и охватывал все нужные бизнесмену дисциплины – маркетинг, менеджмент, финансы, аналитику, стратегию продвижения продукта.
Учиться было интересно. И выгодно: все знания, полученные в аудитории, тут же шли в дело.
Уже с 1996 года Артур занялся управленческим консалтингом и реструктуризацией предприятий. И параллельно основал с партнером Евгением Бойченко (сейчас преподаватель Института МИРБИС – ред.) компанию «Управленческий и финансовый консалтинг».
Способность Исаева видеть точки приложения сил и средств его по-прежнему не подводила.
Вместе с Бойченко они проводили реструктуризацию советских предприятий под новые экономические условия. Одним из первых проектов, к примеру, был масложирокомбинат, у которого конкуренты давно научились разливать продукцию в бутылки, а он все продавал масло цистернами. Пришлось придумывать стратегии маркетинга, продвижения, организации производства, обучать персонал. Даже вникать в тонкости дизайна!
Затем были крупные проекты с Росгидрометом, Росаэронавигацией – компания Исаева полностью меняла им структуру, делала все, вплоть до разработки нужных законопроектов. Бизнес процветал.