Банковский кризис в США и Европе

Дата публикации:
97
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Григорьев Владимир Николаевич

Григорьев Владимир Николаевич

АО «ИФК «Русская компания»,к.э.н., ведущий преподаватель

Автор: Владимир Григорьев, финансовый эксперт, ведущий преподаватель программ МВА и Executive МВА школы бизнеса МИРБИС.

Прошедший март запомнится ярко и резко проявившимися проблемами в финансово-банковской системе Запада. В начале марта в США рухнул Silicon Valley Bank (далее - SVB), 15-й банк страны по активам. За ним последовал Signature Bank, 29 банк по активам. Конечно, он намного меньше, но это тоже крупный банк. И в довершение всех бед зашатался First Republic Bank, 14-й банк по активам. Чтобы не допустить его краха ФРС накачала его ликвидностью почти на 100 млрд. долларов, а 5 крупнейших банков разместили в нем депозиты на 30 млрд. долларов. Это помогло банку удержаться на плаву, но не очень помогло доверию к нему со стороны инвесторов – акции банка торгуются по цене примерно $13.5, что составляет чуть больше 9% от их курсовой стоимости в феврале этого года. Весьма вероятный вариант его будущего – стать объектом поглощения со стороны крупнейших банков США.

Проблемы банков осложняются растущими рисками для вкладчиков. В США есть FDIC (Federal Insurance Deposit Corporation – Федеральная Корпорация Страхования Депозитов), с лимитом ответственности $ 250 000. Но проблема заключается в том, что примерно половина объёма депозитов не покрывается страховкой FDIC. Президент США Байден заявил, что все вкладчики SVB получат свои деньги в полном объёме, а это примерно 175 млрд. долларов. Министр финансов Джанет Йеллен поспешила добавить, что подобные меры не будут автоматически распространяться на все банки, у которых возникнут проблемы. Но очевидно, что эти проблемы не закончились и будут нарастать. Вкладчики теряют доверие к банкам и банкам приходится либо продавать активы, либо прибегать к кредитам ФРС.

Продажа активов, значительную часть которых составляют казначейские облигации США, может загнать их в ту же ловушку, в которую попал SVB. Пытаясь решить проблемы с ликвидностью он продал именно казначейские облигации на сумму 21 млрд. долларов США с убытком 1,8 млрд. долларов. Дело в том, что практически все эти облигации были выпущены в период низких, чуть выше нуля, ставок ФРС и обладают очень низкой доходностью. Но ставка ФРС резко выросла с 0,25 - 0,5 % годовых в феврале прошлого года до 4,75- 5% годовых к настоящему времени. С учётом появления на рынке более доходных инструментов продать старые облигации можно только по цене ниже номинала, т.е. с убытком.

И аналогичные проблемы существуют у банков других стран, имеющих значительные вложения в американские облигации, прежде всего, это банки Японии и Тайваня.

В Западной Европе тоже происходят драматические события. Именно в марте была поставлена точка в судьбе Credit Suisse, банка с 167-летней историей. Его давно преследовали неудачи, и по разным причинам. Но фатальными для него стали последние полгода. С октября 2022 года клиенты забрали из банка около 100 млрд. долларов, что составляет немногим меньше 20% валюты его баланса. Лидировали в этом бегстве капитала китайцы и арабы. И причина понятна. Последовательное присоединение Швейцарии практически ко всем санкциям, введенным США и ЕС против России, если и не сделало её традиционный нейтралитет мифом, то поколебало представление о нём настолько сильно, что иностранные клиенты вместе со своими деньгами начали покидать страну, которая на протяжении нескольких столетий была тихой финансовой гаванью.

В данном случае проявилась ещё одна особенность текущего кризиса – резкое снижение общего доверия к банковской системе Запада. Блокировка, заморозка, а в отдельных случаях уже и изъятие собственности российских клиентов – это акт правового произвола. Тоже самое касается и заморозки активов Банка России. То есть Запад сделал, причём масштабно, грубо и публично то, что в чем многие годы обвинял Россию, Китай и ряд других стран – показал, что собственные законы можно нарушать, если это нарушение соответствует твоим интересам.     

Разумеется, клиенты из других стран и сами страны не могут не понимать, что всё то, что произошло с активами России и российских клиентов может произойти и с ними. И выводят деньги, чтобы себя обезопасить.

Крах Credit Suisse носит знаковый характер. Если SVB – просто крупный американский банк, то Credit Suisse –- один из 30-ти банков, классифицируемых международным Советом по финансовой стабильности, как системно значимые банки для глобальной финансовой системы. Кстати, в эти же 30 банков входит и Deutsche Bank, состояние которого вызывает все большую тревогу и у аналитиков, и у инвесторов.

Удастся ли решить возникшие проблемы и остановить разрастание банковского кризиса? В краткосрочной перспективе, вероятно, да. В среднесрочной и долгосрочной перспективе уже нет.

Дело в том, что единственные решения, которые сейчас принимают власти для спасения банков – это их принудительное слияние (UBS и Credit Suisse) и предоставление кредитов. Именно для кредитования банков страны G7 увеличили предложение доллара в марте. Но кредиты появляются благодаря росту государственного долга, т.е. финансовая система становится все больше похожа на финансовую пирамиду. При этом, никаких изменений в негативных тенденциях нет. Поскольку ключевые ставки растут, и не только ставки ФРС, то стоимость государственных облигаций в активах банков будет и дальше снижаться, следовательно, будет снижаться рыночная стоимость и самих банков. Инвесторы уходят из банковского сектора. При всей разнице ситуаций с SVB и Credit Suisse именно неспособность обоих банков найти инвесторов и увеличить капитал окончательно решила их судьбу. Общий кризис доверия уже уменьшает имеющиеся ресурсы и сократит приток новых клиентов и, следовательно, денег.

Конечно, запас прочности у банковской системы Запада очень большой, но, как говорили древние римляне, «Фортуна ничего не даёт навечно». И очень вероятно, что в недалёком будущем события марта этого года будут восприниматься как начало принципиальных и необратимых изменений в мировой финансовой системе.

Ближайшие мероприятия
Личная эффективность руководителя

Личная эффективность руководителя

18 июля 2025
12 ак. часов
Кросс-культурные особенности отношения с китайскими партнёрами – как выстраивать взаимодействие?

Кросс-культурные особенности отношения с китайскими партнёрами – как выстраивать взаимодействие?

18 июля 2025
Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

19 июля 2025
20 ак. часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

«Мой диплом рецензировал Сергей Жуков из "Руки вверх"…»

С 10 по 12 июля в МИРБИС прошла защита слушателей программы MBA.
#МВА #Производственный менеджмент и операционная эффективность #ИТ-менеджмент #Стратегический маркетинг #Стратегический менеджмент #Финансовая стратегия компании #Управление персоналом
54
1
Телеграм
ЛЕНТА
Бунт бариста в Starbucks: некомпетентность СЕО или лень сотрудников? В Starbucks ввели новую внутреннюю политику: бариста теперь должны вручную писать на стаканчиках доброжелательные фразы вроде «Хорошего дня!», «Приходите еще», «Наслаждайтесь». Новый CEO Брайан Никкол хочет вернуть ту самую уютную атмосферу 90-х, когда за чашкой латте человек ощущал тепло и внимание.Но сотрудники восприняли нововведение в штыки. В час пик на счету каждая секунда, и добавлять к процессу обязательные надписи, значит, усложнить и без того напряженную работу. А за отказ угрожают дисциплинарными мерами.Внешне идея кажется хорошей: чуть добавить «человечности» в автоматизированный, холодный ритм города. Но под вопросом сама искренность. Можно ли передать теплое пожелание, если к этому принудили?___________Часто такие инициативы могут «буксовать» не потому, что идея плоха, а потому что некорректно внесены изменения в рабочий процесс. Невозможно транслировать заботу о клиентах, если внутри команды царят принуждение и раздражение. Эмпатия к потребителю не работает без эмпатии к тем, кто этот сервис обеспечивает.
МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России. Центральной темой форума станет «Цифровая триада: государство, бизнес и наука — код будущего». Участники пленарного заседания обсудят, как выстроить гармоничный баланс между внедрением инноваций, обеспечением кибербезопасности и эффективным регулированием цифровых сервисов. В центре внимания окажутся вопросы доверия пользователей к новым ИТ-решениям, создание кадрового резерва для цифровой экономики, развитие отечественных технологий и формирование устойчивого «цифрового суверенитета» России на горизонте 2025-2030 годов.В программе форума также стратегические сессии о безопасности данных, развитии финтеха, цифровизации промышленности, трансформации ритейла и маркетинга под влиянием искусственного интеллекта.Финальным событием станет Visionlab — открытое пространство для честного разговора с предпринимателями-визионерами о том, как ИИ изменит бизнес, общество и человеческий капитал в ближайшие десять лет.В числе приглашенных спикеров — министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, президент РСПП Александр Шохин, заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак, директор по квантовым технологиям госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева и другие ведущие эксперты.
Как Michelin увеличила продажи шин, создав туристическую мотивациюКогда спрос на шины был крайне низким, братья Мишлен выбрали нестандартный подход: они не стали усиливать рекламу продукта. Вместо этого они создали путеводитель.Michelin Guide включал карты, рекомендации по обслуживанию автомобилей, инструкции по замене шин, а также списки ресторанов и гостиниц. Путеводитель распространялся бесплатно через мастерские и шиномонтажные центры.Логика их кампании была следующей: если у людей появится мотивация к поездкам, они начнут больше ездить. А значит, быстрее изнашивать шины и покупать новые.Со временем путеводитель стал самостоятельным направлением бизнеса. Сегодня Michelin известна во всем мире не только как производитель шин, но и как создатель авторитетной ресторанной системы оценки.Продвижение продукта не всегда связано с его прямой продажей. Иногда гораздо эффективнее создать такие условия, при которых желание купить продукт возникнет само собой. Кроме того, если компания разрабатывает дополнительную инфраструктуру или усиливает интерес к своему продукту, то она не только повысит спрос, но и укрепит свои позиции на рынке. Такой подход требует стратегического мышления, но в конечном итоге он поможет построить доверительные отношения с клиентами и сделает бренд частью их образа жизни.