«Прогулка в темноте» с Еленой Стахеевой

Мы часто мыслим стереотипами, но социум, в котором я находилась несколько лет своей жизни, значительно расширил мои границы восприятия. В какой-то момент я поняла, что может быть не только так, как я привыкла мыслить, но и по-другому, совершенно иначе.
Дата публикации:
109
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС

Как это было

Три года назад мы с моими партнерами поняли, что у нас есть предпринимательские амбиции. Нам хотелось попробовать себя в новой роли и сделать что-то такое, что можно потрогать руками. Мы сразу определили для себя, что это будет некое место, в которое можно прийти и получить положительные эмоции. Просматривая различные концепции, мы в какой-то момент случайно услышали о музеях в темноте. Это очень популярный формат в Европе, но совершенно неизвестный на тот момент в России. 

Конечно, были определенные сомнения, но после того как мы съездили в Европу и почувствовали, что это такое, пришло понимание, что нужно действовать. Мне больше всего понравилось и запомнилось ощущение после. Ведь мы часто забываем о тех важных вещах, которые у нас есть. А когда ты хотя бы на час погружаешься в темноту, ты чувствуешь, каково это – жить и не видеть. Потом ты выходишь на свет и осознаешь, как много у тебя есть.

В темноте

У нас есть свои правила. Прежде всего, мы не разрешаем брать с собой в темноту ничего. Руки должны быть свободными – от сумочек, телефонов и прочих предметов, которые могли бы отвлечь. В нашем музее пять комнат – пять разных жизненных ситуаций, которые гости изучают всеми чувствами, кроме зрения. Первая комната – это обычная квартира. Когда человек оказывается в незнакомой обстановке, у него случается выброс адреналина, а привычная обстановка его немного успокаивает. Мы знаем, что в стандартной квартире должен быть телевизор, холодильник, какие-то бытовые принадлежности. Здесь вы найдете самые обыкновенные предметы, которые помогут вам сориентироваться.

Когда человек привыкает к темноте и готов двигаться дальше, мы переходим в следующее помещение, где посетителей ждут новые чувства и ощущения. Потом – в следующее, и так далее.

Все экскурсии проходят под руководством гида. Все наши гиды – это либо слабовидящие, либо незрячие люди. В этом плане главная цель нашего проекта, на мой взгляд, это говорить с людьми открыто о важных вещах – говорить о том, что среди нас есть люди с инвалидностью, что они такие же, как мы, но с некоторыми особенностями. Поэтому мы очень тщательно подошли к отбору гидов. Все они позитивные и веселые. Для нас очень важно, чтобы общение происходило на равных, без какой-либо жалости. Это основной посыл нашего проекта.

Мы быстро поняли, что люди совершенное разные с точки зрения чувств. Для кого-то на первом месте находятся тактильные ощущения, для кого-то большую роль играют ароматы, есть те, кто ориентируется на звуки. То есть когда человек попадает к нам, он узнает, что у него работает лучше всего. Реакции бывают самые разные. Особо впечатлительные гости начинают плакать, потому что открывают для себя что-то такое, о чем никогда прежде не задумывались. Это ведь не только познание себя, но и погружение в чужую реальность. Мне кажется, что для того чтобы наше общество в дальнейшем стало более инклюзивным, нужно говорить об этом открыто, почувствовать, чтобы знать. У многих людей, которые приходили к нам, в итоге менялось отношение к инвалидам по зрению. И, возможно, в дальнейшем это будет способствовать изменению отношения к людям с инвалидностью в общем.

Уроки жизни

Наши прогулки в темноте – это, как это часто бывает, стечение обстоятельств. Нам всем было интересно, и мы решили попробовать. Сейчас я понимаю, что это был серьезный жизненный урок. Все приходилось изучать самостоятельно и с нуля. С одной стороны, это очень сложно, с другой, безумно интересно, потому что все зависит только от тебя. При этом необходимо понимать, что идея сама по себе мало что значит – очень важен результат. Нужно, чтобы проект нравился не только тебе, но и людям, ради которых ты все это делаешь.

Самым большим уроком для меня в предпринимательстве стало то, что ты не можешь быть всегда правым. Даже если ты уверен на 100%, что все делаешь верно, это ни о чем не говорит. У меня несколько партнеров, и на общих встречах мы очень быстро поняли, как важно слышать друг друга. Например, я прихожу с какой-то гениальной, на мой взгляд, идеей – я счастлива оттого, что придумала ее. Мне кажется, что это просто бомба! А мне отвечают прямым текстом: ну, это же фигня… И я задумываюсь: может быть, действительно, я в чем-то не права? Здесь нужно проявлять гибкость и быть готовым к тому, что все пойдет не по плану и совсем не так, как изначально предполагалось. И, возможно, твоя первоначальная идея переродится в нечто иное. Но иное не значит худшее – возможно, это будет что-то лучшее.

Я помню чувство всепоглощающей радости, когда мы провели для своих сотрудников первый корпоратив. Нашей компании тогда было месяцев девять. Я смотрела на коллег, и у меня было потрясающее ощущение, потому что я понимала: без меня всего этого бы не было.

Глядя в будущее

Сейчас я размышляю о том, чем заняться дальше. «Прогулка» уже достаточно самостоятельный проект, и мое постоянное присутствие здесь необязательно. Сегодня я отталкиваюсь от своих личных интересов и думаю об удовлетворении собственных потребностей. Не только предпринимательских, кстати. Например, мне очень интересна сфера профориентации, причем это относится как к взрослым, так и к детям. Многие мои друзья, находящиеся в возрастной категории 30+, понимают, что то, чем они занимались долгое время, им, на самом деле, никогда не нравилось. Сейчас в тренде поиск себя, своего предназначения и, как следствие, работы мечты. Возможно, я займусь чем-то подобным.

Кроме этого, мне очень интересен формат эдьютейнмента (от education –обучение, entertainment – развлечение), то есть обучения через развлечения. Сейчас у нас очень насыщенная жизнь, и мы не готовы просто сидеть и слушать лекцию, даже весьма насыщенную и полезную. Здесь должен быть другой подход, на мой взгляд. Это могут быть различные игротехники, симуляции. Часто это истории из жизни и общение с носителями знаний, которые рассказывают о своем опыте. Скорее всего, мой следующий проект будет касаться именно этих направлений.

МИРБИС. Как  это было?

Обучение в МИРБИС повлияло на мое видение мира, поскольку огромное значение имеют люди, которые тебя окружают. Это и преподавательский состав, и ребята, которые учились вместе со мной. Мы часто мыслим стереотипами, но социум, в котором я находилась несколько лет своей жизни, значительно расширил мои границы восприятия. В какой-то момент я поняла, что может быть не только так, как я привыкла мыслить, но и по-другому, совершенно иначе.

Я часто вижу своих одногруппников, и мне интересно наблюдать за тем, как складывается их история, иногда равняться на них, даже соревноваться в успешности. Это также стимулирует к тому, чтобы быть смелее в своих мыслях и действиях.

Кроме того, именно благодаря МИРБИС у меня появился интерес к дальнейшему саморазвитию. Мне до сих пор интересно учиться! Это постоянный, непрекращающийся процесс. Например, сейчас я ищу курсы столярного дела. Знаю, что звучит странно, но мне всегда было это интересно, так что я решила попробовать. Почему бы и нет?

Совет начинающим предпринимателям

Для тех, кто сейчас хочет погрузиться в собственное дело, начать что-то свое, я советую не сомневаться, а действовать. Когда вы станете предпринимателем, не будет человека, который возьмет вас за руку и подведет к верному решению. Вы набьете собственные шишки. Да, возможно, иногда это будет болезненно, но это будут важные жизненные уроки, которые обязательно нужно пережить. Кроме того, вы всегда можете найти своего ментора – этот человек, конечно, не станет думать за вас, однако он сможет в нужный момент дать ценные рекомендации.

Еще один важный совет: не стартовать одному. Это невероятно сложно, потому как есть миллион вопросов, которые нужно контролировать, и одна голова не всегда способна обработать всю эту уйму информации. С одной стороны, работать одному легче, поскольку не нужно принимать во внимание мнение партнеров. Не нужно никому ничего объяснять, доказывать. Но, как я уже говорила, каждый способен ошибаться. Кроме того, в идеале предприниматель должен носиться по прериям, искать и заваливать мамонтов. А вот разбирать их должны остальные. Если же вам нужно и завалить мамонта, и разобрать его, а рядом уже появляется другой мамонт, которого нельзя упустить… Нет, это неправильно. Не загоняйте себя в угол ненужными обязанностями, не завязывайте все на себе – и тогда ваша деятельность будет вдохновлять вас, станет вечным двигателем, неисчерпаемым запасом энергии. 

Видеоверсия интервью:

Мероприятия и программы по теме:
[Менеджмент предпринимательских и корпоративных проектов]
Кросс-культурные особенности отношения с китайскими партнёрами – как выстраивать взаимодействие?

Кросс-культурные особенности отношения с китайскими партнёрами – как выстраивать взаимодействие?

18 июля 2025
Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

19 июля 2025
20 ак. часов
Инструменты корпоративного финансирования

Инструменты корпоративного финансирования

19 июля 2025
16 ак. часов
#Менеджмент предпринимательских и корпоративных проектов
0

Еще интересное в нашем Блоге

«Мой диплом рецензировал Сергей Жуков из "Руки вверх"…»

С 10 по 12 июля в МИРБИС прошла защита слушателей программы MBA.
#МВА #Производственный менеджмент и операционная эффективность #ИТ-менеджмент #Стратегический маркетинг #Стратегический менеджмент #Финансовая стратегия компании #Управление персоналом
28
0
Телеграм
ЛЕНТА
Бунт бариста в Starbucks: некомпетентность СЕО или лень сотрудников? В Starbucks ввели новую внутреннюю политику: бариста теперь должны вручную писать на стаканчиках доброжелательные фразы вроде «Хорошего дня!», «Приходите еще», «Наслаждайтесь». Новый CEO Брайан Никкол хочет вернуть ту самую уютную атмосферу 90-х, когда за чашкой латте человек ощущал тепло и внимание.Но сотрудники восприняли нововведение в штыки. В час пик на счету каждая секунда, и добавлять к процессу обязательные надписи, значит, усложнить и без того напряженную работу. А за отказ угрожают дисциплинарными мерами.Внешне идея кажется хорошей: чуть добавить «человечности» в автоматизированный, холодный ритм города. Но под вопросом сама искренность. Можно ли передать теплое пожелание, если к этому принудили?___________Часто такие инициативы могут «буксовать» не потому, что идея плоха, а потому что некорректно внесены изменения в рабочий процесс. Невозможно транслировать заботу о клиентах, если внутри команды царят принуждение и раздражение. Эмпатия к потребителю не работает без эмпатии к тем, кто этот сервис обеспечивает.
МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России. Центральной темой форума станет «Цифровая триада: государство, бизнес и наука — код будущего». Участники пленарного заседания обсудят, как выстроить гармоничный баланс между внедрением инноваций, обеспечением кибербезопасности и эффективным регулированием цифровых сервисов. В центре внимания окажутся вопросы доверия пользователей к новым ИТ-решениям, создание кадрового резерва для цифровой экономики, развитие отечественных технологий и формирование устойчивого «цифрового суверенитета» России на горизонте 2025-2030 годов.В программе форума также стратегические сессии о безопасности данных, развитии финтеха, цифровизации промышленности, трансформации ритейла и маркетинга под влиянием искусственного интеллекта.Финальным событием станет Visionlab — открытое пространство для честного разговора с предпринимателями-визионерами о том, как ИИ изменит бизнес, общество и человеческий капитал в ближайшие десять лет.В числе приглашенных спикеров — министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, президент РСПП Александр Шохин, заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак, директор по квантовым технологиям госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева и другие ведущие эксперты.
Как Michelin увеличила продажи шин, создав туристическую мотивациюКогда спрос на шины был крайне низким, братья Мишлен выбрали нестандартный подход: они не стали усиливать рекламу продукта. Вместо этого они создали путеводитель.Michelin Guide включал карты, рекомендации по обслуживанию автомобилей, инструкции по замене шин, а также списки ресторанов и гостиниц. Путеводитель распространялся бесплатно через мастерские и шиномонтажные центры.Логика их кампании была следующей: если у людей появится мотивация к поездкам, они начнут больше ездить. А значит, быстрее изнашивать шины и покупать новые.Со временем путеводитель стал самостоятельным направлением бизнеса. Сегодня Michelin известна во всем мире не только как производитель шин, но и как создатель авторитетной ресторанной системы оценки.Продвижение продукта не всегда связано с его прямой продажей. Иногда гораздо эффективнее создать такие условия, при которых желание купить продукт возникнет само собой. Кроме того, если компания разрабатывает дополнительную инфраструктуру или усиливает интерес к своему продукту, то она не только повысит спрос, но и укрепит свои позиции на рынке. Такой подход требует стратегического мышления, но в конечном итоге он поможет построить доверительные отношения с клиентами и сделает бренд частью их образа жизни.