Босс-катастрофа. Почему компании не берут менеджерами альфа-самцов: Комментарий Станислава Казакова для РБК PRO

Дата публикации:
164
1
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Казаков Станислав Владимирович

Казаков Станислав Владимирович

Управляющий партнер консалтинговой компании Big Time Retail.

Читайте статью на РБК PRO 

Исследователи предупреждают: управленцы, уверенные в своем опыте, знаниях и интуиции, – самые опасные люди бизнеса в кризисные времена. В кризис кадровики начали отсеивать управленцев, слишком уверенных в своих силах. Обладающих харизмой «альфа-самцам» легко обаять работодателей, но решения, которые они будут принимать, скорее всего, окажутся опасными для бизнеса. В период экономических кризисов уверенные в своей правоте менеджеры становятся балластом для компаний. Вместо того, чтобы взвешивать разные стратегии и выбирать самую перспективную, они полагаются на свое чутье и опыт, которые склонны преувеличивать.

Станислав Казаков, ведущий преподаватель МИРБИС, рассказал РБК PRO, как выявить и нейтрализовать топ-менеджера с синдромом Лейк-Уобегона (сверхуверенности). 

КАТАЛИЗАТОРЫ ОПАСНОСТИ 

Эта проблема часто встречается и у топ-менеджеров, и у собственников. Причина — в глубинных моделях психики. Можно выделить несколько «катализаторов» запуска изначально провальных проектов, постановки целей, изначально недостижимых. 

Ребенок (по Э.Берну) в топ-менеджере или бизнесмене хочет поиграть 

Только не в песочнице, а на открытом рынке, и не лопаткой и совочком, а активами компании. Это крайне печально заканчивается для бизнеса. А вот «ребенок» далеко не всегда извлекает уроки. 

Собственник ставит цель, агрессивно требует от менеджеров ее достичь, они не имеют мужества и аргументов отказать, проект запущен, проект провален. Виновата команда. 

Эго Альфа-самца требует подкрепления 

Еще одна игра под условным названием «А чем я хуже Илона Маска/Стива Джобса/Васи Петрова из соседнего класса». И запускается проект для «потешить самолюбие». 

Так были множественные попытки запустить «свои» маркетплейсы и на рынке мебели, и на рынке товаров для дома и сада, и на рынке игрушек. 

Недооценка отсутствия компетенций 

У компании (команды/себя любимого) недооценка компетенций, которые нельзя приобрести за 5 минут. Поэтому запускаются ИТ-стартапы вчерашними менеджерами по продажам 1С, или розничные сети «замена Икеи» производителями мебели. Провал неизбежен. 

КАК ВЫЯВИТЬ СВЕРХУВЕРЕННОГО ТОП-МЕНЕДЖЕРА 

Выявлять на этапе отбора помогают несколько критериев: 

Амбиции, существенно превосходящие фактический статус и уровень дохода. Если бы он был способен на взлет, уже были бы промежуточные успехи. 

Легкомысленность по отношению к затратам и рискам. «Главное ввязаться в драчку, а там разберемся». 

Неадекватная самооценка. Уже были провалы, неудачи (они есть у многих), НО виноваты все остальные, кроме него. Его идея — супер, все, что делал он — тоже, а вот с коллегами/партнерами/подчиненными — не повезло, поэтому и провалилась такая мега-идея. 

Такие сотрудники вредны или даже опасны на должностях, где есть право решать по ресурсам и рискам. Деньги потекут рекой на «хотелки», модные тренды или удовлетворении амбиций. 

При этом они могут приносить пользу там, где требуется креатив, поиск новых решений, рынков, продуктов. Но для этого должен быть противовес в лице прагматика, который умеет считать ресурсы и риски. И дает деньги только после того, как все просчитал, и строго не более установленного % на высоко-рисковые инвестиции. 

КАК ОБЕЗВРЕДИТЬ СВЕРХУВЕРЕННОГО ЛИДЕРА 

Необходимо влиять на причину. 

Ребенку напомнить, что он взрослый. Или предложить другую (менее рисковую игрушку). 

Альфе напомнить, что не надо мериться... амбициями рискуя потерять бизнес. 

Также помогает напомнить, чем это кончилось для других (пара примеров знакомых ему провалов и банкротств очень помогают) 

Рядовому сотруднику вбить связь ответственности. Его личной репутационной и материальной ответственности за результат проекта, который он готов так легко запустить на чужие деньги и рискуя дискредитировать бренд компании, создаваемый годами.

Ближайшие мероприятия
Кросс-культурные особенности отношения с китайскими партнёрами – как выстраивать взаимодействие?

Кросс-культурные особенности отношения с китайскими партнёрами – как выстраивать взаимодействие?

18 июля 2025
Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

19 июля 2025
20 ак. часов
Инструменты корпоративного финансирования

Инструменты корпоративного финансирования

19 июля 2025
16 ак. часов
1

Еще интересное в нашем Блоге

Телеграм
ЛЕНТА
МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России. Центральной темой форума станет «Цифровая триада: государство, бизнес и наука — код будущего». Участники пленарного заседания обсудят, как выстроить гармоничный баланс между внедрением инноваций, обеспечением кибербезопасности и эффективным регулированием цифровых сервисов. В центре внимания окажутся вопросы доверия пользователей к новым ИТ-решениям, создание кадрового резерва для цифровой экономики, развитие отечественных технологий и формирование устойчивого «цифрового суверенитета» России на горизонте 2025-2030 годов.В программе форума также стратегические сессии о безопасности данных, развитии финтеха, цифровизации промышленности, трансформации ритейла и маркетинга под влиянием искусственного интеллекта.Финальным событием станет Visionlab — открытое пространство для честного разговора с предпринимателями-визионерами о том, как ИИ изменит бизнес, общество и человеческий капитал в ближайшие десять лет.В числе приглашенных спикеров — министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, президент РСПП Александр Шохин, заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак, директор по квантовым технологиям госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева и другие ведущие эксперты.
Как Michelin увеличила продажи шин, создав туристическую мотивациюКогда спрос на шины был крайне низким, братья Мишлен выбрали нестандартный подход: они не стали усиливать рекламу продукта. Вместо этого они создали путеводитель.Michelin Guide включал карты, рекомендации по обслуживанию автомобилей, инструкции по замене шин, а также списки ресторанов и гостиниц. Путеводитель распространялся бесплатно через мастерские и шиномонтажные центры.Логика их кампании была следующей: если у людей появится мотивация к поездкам, они начнут больше ездить. А значит, быстрее изнашивать шины и покупать новые.Со временем путеводитель стал самостоятельным направлением бизнеса. Сегодня Michelin известна во всем мире не только как производитель шин, но и как создатель авторитетной ресторанной системы оценки.Продвижение продукта не всегда связано с его прямой продажей. Иногда гораздо эффективнее создать такие условия, при которых желание купить продукт возникнет само собой. Кроме того, если компания разрабатывает дополнительную инфраструктуру или усиливает интерес к своему продукту, то она не только повысит спрос, но и укрепит свои позиции на рынке. Такой подход требует стратегического мышления, но в конечном итоге он поможет построить доверительные отношения с клиентами и сделает бренд частью их образа жизни.
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех».