Федор Федоров для Forbes. Как искусственный интеллект изменит лидерство

Дата публикации:
105
0
В статье

В своей колонке FORBES COUNCIL Федор Федоров, исполнительный директор школы бизнеса МИРБИС, рассказал как искусственный интеллект меняет лидеров и какими компетенциями они будут обладать в ближайшем будущем.

За 35 лет существования МИРБИС подготовил свыше 50 000 управленцев, что сравнимо с численностью среднего российского города. Первыми студентами бизнес-университета становились зрелые руководители крупнейших предприятий страны, которым в аудиториях читали лекции советские министры и стэнфордские профессора. Современные управленцы достигают успеха, едва перешагнув 30-летний рубеж, а образовательный процесс может быть организован, даже если слушатели и преподаватели находятся в разных точках земного шара. Какие руководители становятся востребованы в цифровом мире криптовалют, метавселенных и GPT-4? И какие ценности позволяют школе по-прежнему создавать эффективных лидеров во времена беспрецедентных трансформаций?

Искусственный интеллект оказывает все большее влияние на бизнес-среду, подталкивая лидерство в новом направлении. Не исключаю наличие руководителей, которых экспансия ИИ повергает в стресс. Но для управленца, который мыслит в парадигме «настоящее — это уже прошлое», такой сценарий просто невозможен.

Сотрудничать, а не конкурировать

Уже очевидно, что искусственный интеллект с легкостью заменяет «технические» элементы лидерства. Он быстрее находит актуальную информацию, качественнее анализирует массивы данных и предсказывает проблемы до малейшего намека на их возникновение. Но худшая новость для тех, кто еще не готов завести дружбу с этим эффективным «парнем», — он учится 24/7.

Исследователи прогнозируют, что в ближайшем будущем будут оцифрованы и автоматизированы до 30% рабочих мест. «Подсидит» ли искусственный интеллект руководителей? Маловероятно. Но он точно сократит количество слабых управленцев, которые не хотят учиться новому и не создают главную коллаборацию нашего времени — коллаборацию с искусственным интеллектом.

Глубже понимать людей

Как это ни парадоксально, но ИИ позволит нам стать более человечными. На первый план необходимых лидерских компетенций, помимо цифровых и когнитивных, выходят навыки межличностного общения. Обязательными становятся черты личности, ценности и поведение, которые позволяют проявлять эмпатию к другим людям, помогать им в достижении целей, в том числе общих. Новый уровень занимают социальные компетенции, а также навыки самоуправления и самосознания.

Полагаю, что следующие поколения лидеров и менеджеров будут иметь более глубокое понимание людей. Для того чтобы расширять возможности своих команд, получая от них максимальную отдачу, а также предсказывать влияние собственных решений на окружающих, руководителям потребуется развитый эмоциональный интеллект.

Раскрывать предпринимательский потенциал

Новая расширенная версия лидерских навыков невозможна без развития предпринимательского потенциала, даже если руководитель не планирует выходить за пределы карьеры в корпоративном сегменте. Предпринимательский подход — это постоянный поиск дополнительных возможностей для масштабирования, несмотря на текущие ограничения, умение извлекать пользу из ошибок, новаторство и страсть, гибкость и интуиция, настойчивость и вера в успех. Природа предпринимательства направлена на созидание и повышение качества жизни.

Помогать предпринимателям, вносящим вклад в научное и инновационное развитие страны, и формировать предпринимательский менталитет и поведение у руководителей —компетенции, на которые МИРБИС опирается с момента своего основания. Только в 2023 году на глобальном рынке предпринимательских проектов МИРБИС представили 40 основателей стартапов, инвестиции в которые составили почти $97 млн.

Развивать системность

Российские управленцы отличаются изобретательностью и креативом. При этом на гораздо более низком уровне находятся системность и внутренняя регуляторика. Это ведет к тому, что на определенном этапе у компаний неизбежно начинаются сложности. К счастью, большинство руководителей осознает эту проблему, так как запрос на систематизацию знаний по-прежнему остается ключевым при поступлении в бизнес-школу.

Сильные организаторы, умеющие уложить креативную идею в структуру и создать эмоциональную модель управления в рамках системных подходов, будут иметь огромное конкурентное преимущество перед своими коллегами.

Делать ответственность императивом

Реализация бизнеса в подходах устойчивого развития сегодня — один из ключевых трендов. Все больше вузов включают соответствующие модули и проекты в свои программы, обучая слушателей ответственному лидерству. Для МИРБИС это обязательная, давно апробированная модель. Еще 10 лет назад бизнес-школа проводила совместные исследования и обучение с правительством Нидерландов по корпоративной социальной ответственности, правам человека и экологической безопасности бизнеса.

Модель ESG гармонично сочетает экономический эффект от деятельности компании с ее воздействием на экологию и социальные группы. Сегодня эту необходимость понимает малый и средний бизнес, особенно если выходит на международные рынки или работает с иностранными клиентами.

На программе МВА в МИРБИС есть специальный интегрированный междисциплинарный проект, на котором мы рассматриваем цели устойчивого развития и пролонгированные импакт-эффекты по направлению «экономика — экология — социум». 2/3 слушателей формулируют бизнес именно по этим принципам: циклическая экономика, переработанные материалы, снижение углеродного следа — все, что повысит качество жизни на конкретной территории.

Мне доводилось наблюдать сильнейшее удивление управленцев, вдруг увидевших, насколько существенное воздействие они могут оказать, усилив положительные стороны проекта либо изменив подход к реализации идеи, если сценарий выглядит потенциально негативным.

Быть убедительным

Лидер несет ответственность за создание культуры поддержки и сотрудничества в команде. Сейчас мы все чаще говорим, что эффективный руководитель не может быть директивным, он является партнером своих сотрудников, подталкивая их к профессиональному и личностному росту, поощряя их инициативу, расширяя зоны их влияния.

Однако, чтобы быть авторитетной фигурой для своей команды, сегодня недостаточно амбиций и представления о том, какую пользу вы можете принести. Важно грамотно, структурированно и связно себя презентовать, быть харизматичным и убедительным в любой ситуации. Если мы хотим, чтобы внедрение ИИ оставалось ориентированным на человека, то можем предположить, что роль руководителей, обладающих соответствующими навыками, станет еще более весомой.

За 35 лет деятельности на рынке бизнес-образования архитектура портфеля МИРБИС многократно изменялась. Сегодня, следуя динамике и трендам, которые задает мир, мы актуализируем программы каждые несколько месяцев. Однако миссия школы бизнеса остается неизменной — готовить управленцев, сочетающих в себе высокий профессионализм, нравственность, гражданскую и социальную ответственность, востребованных во времени и пространстве.

Мы также сохраняем наши ценности. Доступность бизнес-образования при высоком стандарте качества. Непрерывность обучения как возможность получать актуальную экспертизу на любые экономические и геополитические угрозы и шансы. Клиентоцентричность как потребность иметь кастомизированную поддержку для профессионального и личностного роста руководителей. Партнерство как создание особой среды, генерирующей большие идеи и совместные проекты.

Будущее открывает возможности, которые даже трудно себе представить. Развитие искусственного интеллекта не будет означать конец человечества, но однозначно будет означать конец неэффективных руководителей. Чтобы быть малоуязвимыми в быстро изменяющемся мире, нужно также быстро изменять в сторону роста собственные компетенции.

Бизнес-обучение дает лидерам и предпринимателям уверенность, что они будут адаптируемыми и устойчивыми, способными одновременно мыслить творчески и системно, исследовать и созидать, эффективно общаться и находить нетривиальные решения, а главное — соответствовать вызовам времени.

Для этих целей потребуются усилия, но это стратегическая задача каждого руководителя, который хочет максимально использовать свой созидательный потенциал и достигать наилучших результатов, на которые он способен.

Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
Материалы по итогам проведения:
Ближайшие мероприятия
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Кросс-культурные особенности отношения с китайскими партнёрами – как выстраивать взаимодействие?

Кросс-культурные особенности отношения с китайскими партнёрами – как выстраивать взаимодействие?

18 июля 2025
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

Телеграм
ЛЕНТА
МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России. Центральной темой форума станет «Цифровая триада: государство, бизнес и наука — код будущего». Участники пленарного заседания обсудят, как выстроить гармоничный баланс между внедрением инноваций, обеспечением кибербезопасности и эффективным регулированием цифровых сервисов. В центре внимания окажутся вопросы доверия пользователей к новым ИТ-решениям, создание кадрового резерва для цифровой экономики, развитие отечественных технологий и формирование устойчивого «цифрового суверенитета» России на горизонте 2025-2030 годов.В программе форума также стратегические сессии о безопасности данных, развитии финтеха, цифровизации промышленности, трансформации ритейла и маркетинга под влиянием искусственного интеллекта.Финальным событием станет Visionlab — открытое пространство для честного разговора с предпринимателями-визионерами о том, как ИИ изменит бизнес, общество и человеческий капитал в ближайшие десять лет.В числе приглашенных спикеров — министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, президент РСПП Александр Шохин, заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак, директор по квантовым технологиям госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева и другие ведущие эксперты.
Как Michelin увеличила продажи шин, создав туристическую мотивациюКогда спрос на шины был крайне низким, братья Мишлен выбрали нестандартный подход: они не стали усиливать рекламу продукта. Вместо этого они создали путеводитель.Michelin Guide включал карты, рекомендации по обслуживанию автомобилей, инструкции по замене шин, а также списки ресторанов и гостиниц. Путеводитель распространялся бесплатно через мастерские и шиномонтажные центры.Логика их кампании была следующей: если у людей появится мотивация к поездкам, они начнут больше ездить. А значит, быстрее изнашивать шины и покупать новые.Со временем путеводитель стал самостоятельным направлением бизнеса. Сегодня Michelin известна во всем мире не только как производитель шин, но и как создатель авторитетной ресторанной системы оценки.Продвижение продукта не всегда связано с его прямой продажей. Иногда гораздо эффективнее создать такие условия, при которых желание купить продукт возникнет само собой. Кроме того, если компания разрабатывает дополнительную инфраструктуру или усиливает интерес к своему продукту, то она не только повысит спрос, но и укрепит свои позиции на рынке. Такой подход требует стратегического мышления, но в конечном итоге он поможет построить доверительные отношения с клиентами и сделает бренд частью их образа жизни.
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех».