Клуб директоров по науке и инновациям (iR&Dclub) обсудил в МИРБИС итоги и перспективы импортозамещения

Дата публикации:
331
0
В статье

22 декабря на площадке школы бизнеса МИРБИС состоялась итоговая в текущем году встреча Клуба директоров по науке и инновациям, в рамках которой прошла экспертная дискуссия на тему: «Импортозамещение технологий в условиях ограничения доступа: итоги 2022 года и перспективы». В ней приняли участие руководители научно-инновационных и проектных направлений крупного и среднего бизнеса, а также представители инфраструктуры поддержки.

Исполнительный директор Клуба директоров по науке и инновациям и Национальной ассоциации трансфера технологий (НАТТ) Алексей Филимонов поблагодарил МИРБИС за предоставленную площадку и подвел итоги работы Клуба в течение года:

«В 2022 году Клуб провел 10 мероприятий в различных форматах (и очно, и онлайн), и красной нитью в них проходила тема импортозамещения. Их результатом стала выработка мер методической и экспертной поддержки ускоренного развития циклов R&D российских компаний, достижения кооперации вузов и индустриальных партнёров. Весь год мы вели экспертное обсуждение сквозных технологических задач и кейсов по предложениям членов Клуба и партнёров. Также мы актуализировали совместные предложения Клуба, МГУ имени М.В. Ломоносова и НИУ «Высшая школа экономики» по внедрению инструментов технологического прогнозирования, включая форсайт-исследования. А в следующем году мы планируем усилить это направление, организовав цикл отраслевых встреч о научно-технические заделах и движении к импортозамещению в промышленности (добыча, металлургия, электроэнергетика, машиностроение и др.)».

О противодействии санкциям рассказал председатель Правления Клуба директоров по науке и инновациям, советник генерального директора – руководитель инновационного направления ПАО «Аэрофлот» Андрей Полозов-Яблонский. Он отметил, что в рамках программы импортозамещения «Аэрофлотом» и «Объединенной авиастроительной корпорацией» было подписано соглашение на поставку 339 самолетов до 2030 года. Планируется, что поставки начнутся уже с 2023 года.

«Мы сохранили авиапарк крупнейшего российского авиаперевозчика, на своей базе проводим Техобслуживание и ремонт, достигли значительных успехов в области импортозамещения программного обеспечения, внедрили российскую основную производственную систему за 5 месяцев вместо двух лет, создали центр конструкторских компетенций. Таким образом выполнена задача по обеспечению авиационной мобильности населения и достижению суверенитета в авиатранспортной сфере. Для авиакомпаний масштаба «Аэрофлот» – это уникальные результаты», – отметил Андрей Полозов-Яблонский.

 

Александр Каширин, заместитель председателя научно-технического совета государственной корпорации «Ростех» представил пилотную программу по формированию системоопережающего инновационного технологического развития.

«Наша цель – формирование такой экосистемы, которая позволяет разрабатывать, производить и продвигать на рынок продукты и технологии уровня глобального превосходства и глобальной конкурентоспособности».

По мнению Александра Каширина, ведущими механизмам для достижения этой цели являются уникальные технологические и уникальные управленческие компетенции. Однако, если первые достаточно хорошо освоены, то последние являются объектом научного изучения.

Новые подходы в области оценки эффективности деятельности государственных научных центров и инициативы, направленные на повышение компетенций студентов в области технологического предпринимательства, представил Виктор Калинин, заместитель директора Департамента инноваций и перспективных исследований Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Алексей Митькин, директор по стратегическим программам и инновационному развитию ПАО «Ростелеком» рассказал о мировых трендах цифровизации:

«На сегодняшний день в мире выделяются два лидера и до прошлого года общий интегральный рейтинг возглавляли США, а на втором месте был Китай. В этом году Китай опередил США, увеличив отрыв по научным публикациям и патентам, но все еще проигрывая по инвестициям. Лидером рейтинга технологий остается искусственный интеллект».

Управляющий директор Инновационного хаба «Московский кредитный банк» Рената Джордж выступила с докладом «Непрерывный процесс внедрения инноваций». Она подчеркнула, что инновации – «это выдающееся, неочевидное решение проблемы» и выделила их несколько типов, включая инновации на уровне бизнес-модели, ключевых процессов и уникальных методов ведения бизнеса, функциональных характеристик продуктов, сервиса и модели обслуживания потребителей, каналов продаж и клиентского опыта. Рассматривая инновации, созданные предпринимателями и корпорациями, спикер отметила, что 22 из 30 инноваций были созданы, развивались и масштабировались именно благодаря последним.

Заместитель руководителя Проектного офиса Федерального института промышленной собственности (ФИПС) Андрей Лаенко также отметил, что результаты импортозамещения в России проявляются, но нужны более активные действия всех заинтересованных сторон в отношении работы с технологиями:

«Импортозамещение проводится, но, возможно, не в полном объеме осуществляется собственное производство, поскольку на это нужно время, минимум от года до трех. И импортозамещение – это не только воспроизводство технических решений, но это и возможность получения тех технологий и аналогов тех технологии, к которым нам ограничили доступ».

Андрей Лаенко также сделал акцент на необходимости бизнес-образования для технологических предпринимателей:

«Предпринимателей нужно учить коммерциализации, а это, в первую очередь, правильная коммуникация, понимание бизнес-моделей и бизнес-процессов. Именно такие знания дает бизнес-школа. К тому же, несмотря на мнение, что у нас в России много хороших специалистов по продажам, я думаю, что это не совсем так. Предпринимателям самим нужно учиться грамотно продавать, учиться глобальному мышлению и общению на международном уровне. Это как раз одна из основных компетенций, приобретаемых в бизнес-школах. Сейчас это важно, как никогда, поскольку к традиционным рынкам (Европа, Северная Америка) доступа практически нет, а значит мы должны осваивать новые и пока непривычные нам рынки (страны Персидского залива, Африки, Азии и другие). А как это делать? Можно, конечно, заняться самообразованием, но лучше пойти в профессиональную школу бизнеса».

________________________________________________________________________________

Клуб директоров по науке и инновациям (iR&Dclub) – это профессиональное сообщество топ-менеджеров крупных российских корпораций, отвечающих за инновационное развитие, технологическую политику, исследования и разработки. Клуб выступает площадкой по обмену опытом и лучшими практиками, установлению горизонтальных связей, формулированию и отстаиванию интересов профессионалов в сфере управления инновациями и R&D – iR&D. В 2022 году исполнилось 10 лет со дня официальной регистрации Клуба.

 МИРБИС – первая в России независимая частная бизнес-школа. Основанная в 1988 году, она продолжает успешно развиваться как одно из крупнейших в России учебных заведений для подготовки управленческих кадров. Образовательные программы для менеджеров среднего и высшего звена, руководителей и собственников бизнеса максимально адаптированы под разнообразие и особенности бизнеса в России. Сообщество бизнес-школы сегодня насчитывает свыше 38 тысяч выпускников. В рейтингах специализированных ассоциаций и компаний МИРБИС стабильно входит в тройку лидеров. Согласно опросам слушателей практическое применение знаний оценивается на 9 из 10 баллов, экспертность преподавателей-практиков на 9.7 из 10 баллов. МИРБИС – школа решений.

 

Материалы по итогам проведения:
Ближайшие мероприятия
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

19 июля 2025
20 ак. часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

Телеграм
ЛЕНТА
МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России. Центральной темой форума станет «Цифровая триада: государство, бизнес и наука — код будущего». Участники пленарного заседания обсудят, как выстроить гармоничный баланс между внедрением инноваций, обеспечением кибербезопасности и эффективным регулированием цифровых сервисов. В центре внимания окажутся вопросы доверия пользователей к новым ИТ-решениям, создание кадрового резерва для цифровой экономики, развитие отечественных технологий и формирование устойчивого «цифрового суверенитета» России на горизонте 2025-2030 годов.В программе форума также стратегические сессии о безопасности данных, развитии финтеха, цифровизации промышленности, трансформации ритейла и маркетинга под влиянием искусственного интеллекта.Финальным событием станет Visionlab — открытое пространство для честного разговора с предпринимателями-визионерами о том, как ИИ изменит бизнес, общество и человеческий капитал в ближайшие десять лет.В числе приглашенных спикеров — министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, президент РСПП Александр Шохин, заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак, директор по квантовым технологиям госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева и другие ведущие эксперты.
Как Michelin увеличила продажи шин, создав туристическую мотивациюКогда спрос на шины был крайне низким, братья Мишлен выбрали нестандартный подход: они не стали усиливать рекламу продукта. Вместо этого они создали путеводитель.Michelin Guide включал карты, рекомендации по обслуживанию автомобилей, инструкции по замене шин, а также списки ресторанов и гостиниц. Путеводитель распространялся бесплатно через мастерские и шиномонтажные центры.Логика их кампании была следующей: если у людей появится мотивация к поездкам, они начнут больше ездить. А значит, быстрее изнашивать шины и покупать новые.Со временем путеводитель стал самостоятельным направлением бизнеса. Сегодня Michelin известна во всем мире не только как производитель шин, но и как создатель авторитетной ресторанной системы оценки.Продвижение продукта не всегда связано с его прямой продажей. Иногда гораздо эффективнее создать такие условия, при которых желание купить продукт возникнет само собой. Кроме того, если компания разрабатывает дополнительную инфраструктуру или усиливает интерес к своему продукту, то она не только повысит спрос, но и укрепит свои позиции на рынке. Такой подход требует стратегического мышления, но в конечном итоге он поможет построить доверительные отношения с клиентами и сделает бренд частью их образа жизни.
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех».