Россияне выработали стратегии улучшения материального положения – Мирбис
Связаться с нами

Россияне выработали стратегии улучшения материального положения

К таким выводам пришли специалисты Института социологии РАН в ходе социологического опроса.

Версия для печати
11 июля 2017
новостиопросэкономия
Россияне выработали стратегии улучшения материального положения
Жители России стали меньше экономить на еде, одежде, обуви и даже отдыхе. Если весной 2016-го сокращать расходы на продукты были вынуждены больше половины граждан (51%), то весной 2017-го — немногим больше трети (35%). 

Это связано не только с некоторым ростом доходов, но и c тем, что граждане адаптировались к непростым экономическим условиям. К таким выводам пришли специалисты Института социологии РАН. Кроме того, россияне выработали стратегии улучшения материального положения. Самые популярные среди них — выращивание овощей и фруктов, разовые подработки и сдача недвижимости в аренду.

Институт социологии РАН провел опрос среди четырех тысяч респондентов от 18 лет и старше, чтобы выяснить, как они адаптируются к экономической ситуации. Исследование «Российская повседневность: от кризисной к посткризисной реальности» показало, что весной этого года по сравнению с весной прошлого граждане стали меньше экономить на еде (35% к 51%), одежде и обуви (47% к 61%), отдыхе и туризме (44% к 49%) и больше тратить на товары не первой необходимости.

Также замечен рост займов (с 7% до 10% за три года) и сдачи квартир (с 3% до 5%). При этом накоплений нет у трети населения. По оценке социологов, россияне продолжают находиться в непростых экономических условиях, но большинство сумели к ним адаптироваться.

Самая распространенная стратегия адаптации — экономия. Но за год несколько выросла доля респондентов, которые считают, что их доходы достаточны, чтобы не экономить (с 6% весной 2016-го до 10% весной этого года). Также возросла доля тех, кто планирует продолжать жить, как раньше, а при необходимости «что-то придумать» (с 7 до 11%). Остальные 80% участников опроса отмечают, что кризис внес корректировки в их модели потребления.


Понравилось? Поделитесь с друзьями!