«Внешние факторы делают бизнес-образование более востребованным». Интервью Федора Федорова для «Делового квартала»

Дата публикации:
50
0
В статье

ЧИТАТЬ В «ДЕЛОВОМ КВАРТАЛЕ» 

Что хотят получить топ-менеджеры и управленцы от бизнес-образования в эпоху перемен, остаются ли актуальны программы MBA и Executive MBA и что нового предлагают бизнес-школы?

В 2024 г. бизнесу важно быстро реагировать на изменения в экономике и обществе. Многие управленческие инструменты требуют пересмотра. По этой причине растет спрос на образовательные программы переподготовки MBA (Master of Business Administration для менеджеров среднего звена) и Executive MBA (MBA для владельцев бизнеса и топ-менеджеров компаний).

Исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров в интервью DK.RU рассказал, влияет ли геополитика на бизнес-образование, какие темы вызывали наибольший интерес у слушателей в последние годы и почему топ-менеджерам пора обновлять управленческие знания.

Как в последние годы менялось бизнес-образование в России?

— Есть такой миф, что бизнес-образование, управленческие курсы для топ-менеджеров статичны и не меняются из года в год. Но это не относится к МВА и ЕМВА. При своей фундаментальности и важном значении в формировании системного мышления программы учитывают новые тренды и изменения в бизнесе, являясь своего рода «зеркалом» бизнеса. Слушатели приходят на занятия и обсуждают конкретные задачи, стоящие перед ними, преподаватели делятся практическими ситуациями из своей консалтинговой практики.

Более 15 лет назад в Executive MBA появился курс «Эмоциональный интеллект руководителя», без которого сегодня сложно представить учебную программу. Затем мы изучали все аспекты цифровой трансформации бизнеса, гибкого управления, стресс-менеджмента, развития личного и корпоративного брендов, стартапов и проектов внутри компаний.

Конечно, геополитическая ситуация прибавила задач руководителям бизнесов, но при этом вернула к вопросам операционного управления, построения продаж и позиционирования, управления логистикой и проектами, придав этим темам «второе дыхание».

Школа бизнеса в целом уже не просто образовательное пространство, это экосистема развития предпринимателей и управленцев. Хотя еще в 2014 г. мы в МИРБИС говорили об экосистеме бизнес-образования, где каждый из слушателей получает необходимые знания, навыки, инсайды для старта проектов, бизнеса, развития компаний. И мы рады, что коллеги в других школах сегодня поддерживают этот посыл и выносят это в коммуникации.

Как поменялись запросы со стороны слушателей и как менялись программы в связи с этими запросами?

— Если еще год-два назад было ощущение некоторого хаоса, то сегодня руководители видят необходимость заново системно посмотреть на свой бизнес и пересобрать его с учетом изменившихся условий.

Год назад на вопрос: «На какой срок у вас рассчитана стратегия?» руководители компаний отвечали: «До вчера». А сегодня вновь есть попытки строить планы на полгода-год, чтобы иметь горизонт планирования.

Поэтому ключевые темы, на которые сегодня есть максимальный запрос среди слушателей, — это так называемые вечнозеленые темы. Уже упомянутые выше «Управление проектами», «Операционный менеджмент», «Управление продажами» и «Стратегия маркетинга», обязательные «Устойчивое развитие компании» и ESG политика, которые сегодня являются повесткой уже не только крупного бизнеса.

Появился спрос на список по управлению благополучием сотрудников, потому что все дорожат кадрами и понимают, что живут эпоху кадрового голода. Причем этой темой интересуется малый и средний бизнес тоже.

Выросло число запросов на программы по особенностям работы на определенных рынках, например, «Бизнес в Юго-Восточной Азии», «Бизнес в Индии», «Бизнес в Китае».

Если раньше у нас был запрос на стажировки в Европу и США, то сегодня высок спрос на стажировки внутри России. Слушатели хотят изучать специфику работы отечественных компаний: как бизнес справляется с вызовами, как модернизируется, какую стратегию развития выбирает.

Мы видим потребность топ-менеджеров обсуждать с коллегами текущую обстановку, изучать опыт друг друга, обмениваться мнением по поводу развития рынков. Мы уже возили группы на предприятия Подмосковья, Рязани, в этом году едем в Казань и Набережные Челны.

Какие новые программы планируете запускать в МИРБИС?

— Линейка программ MBA и Executive MBA в МИРБИС дополняется третьим элементом — это DBA, или доктор бизнес-администрирования. Это научно-практическая степень для руководителей, которые хотят переосмыслить свою управленческую историю. Кроме того, DBA позволяет подробнее изучить, как интересы компании связать с интересами социума и государства.

Если в программах MBA и ЕMBA есть дисциплина «Экономика для принятия решения», то в DBA мы говорим о том, как экономика, государственное регулирование и работа бизнеса коррелируют друг с другом, как найти точки соприкосновения.   

Запуск программы DBA намечен конец 2024-го — начало 2025 г.

Расскажите подробнее про аккредитацию НАСДОБР, почему она важна для бизнес-школ?

— В прежние годы «золотым стандартом» программ МВА и Executive MBA считалась аккредитация международной организации AMBA, но с 2022 г. они заморозили сотрудничество с российскими бизнес-школами. Сейчас высшую планку поддерживает Национальный аккредитационный совет делового и управленческого образования (НАСДОБР). Аккредитация НАСДОБР была запущена в 2013 г., и МИРБИС стала первой бизнес-школой, которая прошла эту аккредитацию.

Этим летом мы вновь прошли аудит всех программ, а также бизнес-процессов и финансовой устойчивости школы со стороны комиссии НАСДОБР. Комиссия проводила очные встречи со слушателями наших курсов и с работодателями, чтобы понять, насколько эффективна работа школы. Была проделана очень большая работа.

Как правило, НАСДОБР дает аккредитацию на 1 или 3 года. На 5 лет аккредитацию получают только те школы, к которым нет замечаний. И мы с гордостью говорим, что программы МВА и Executive MBA МИРБИС вновь подтвердили свой класс на максимальный срок.

Ключевое, что признала комиссия, — МИРБИС является клиентоцентричной школой. Клиентский сервис и поддержка преподавателей в нашей школе находятся на самом высоком уровне. Аккредитация НАСДОБР дает нам большой творческий импульс для дальнейшей работы.

Как топ-менеджерам оставаться конкурентными в текущих условиях?

— Сегодня очень важно соблюдать баланс эмоционального и рационального. Сейчас у нас учится порядка 500-600 человек на программах МВА и Executive MBA и все они признают, что быть рациональным — важно, но обстоятельства последних лет показывают, что есть большие команды с самыми разными сотрудниками: поколение Z, миллениалы, сотрудники с хард-скилс, сотрудники серебряного возраста. К каждой из таких групп нужен свой подход. В итоге, чтобы компания эффективно работала, у руководителя должен быть выстроен индивидуальный путь коммуникации с каждым типом сотрудника.
Образовательные программы переподготовки МВА и Executive MBA позволяют топ-менеджерам прокачать себя и переформатировать мозг. Они не просто дают новые знания, но и стимулируют на поиск решений для личностного развития, дают возможность встряхнуться и почувствовать себя уверенно.

Управленческие знания — это эффективный инструментарий руководителя для принятия решений и его нужно обновлять.

Материалы по итогам проведения:
Ближайшие мероприятия
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Кросс-культурные особенности отношения с китайскими партнёрами – как выстраивать взаимодействие?

Кросс-культурные особенности отношения с китайскими партнёрами – как выстраивать взаимодействие?

18 июля 2025
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

Телеграм
ЛЕНТА
МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России. Центральной темой форума станет «Цифровая триада: государство, бизнес и наука — код будущего». Участники пленарного заседания обсудят, как выстроить гармоничный баланс между внедрением инноваций, обеспечением кибербезопасности и эффективным регулированием цифровых сервисов. В центре внимания окажутся вопросы доверия пользователей к новым ИТ-решениям, создание кадрового резерва для цифровой экономики, развитие отечественных технологий и формирование устойчивого «цифрового суверенитета» России на горизонте 2025-2030 годов.В программе форума также стратегические сессии о безопасности данных, развитии финтеха, цифровизации промышленности, трансформации ритейла и маркетинга под влиянием искусственного интеллекта.Финальным событием станет Visionlab — открытое пространство для честного разговора с предпринимателями-визионерами о том, как ИИ изменит бизнес, общество и человеческий капитал в ближайшие десять лет.В числе приглашенных спикеров — министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, президент РСПП Александр Шохин, заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак, директор по квантовым технологиям госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева и другие ведущие эксперты.
Как Michelin увеличила продажи шин, создав туристическую мотивациюКогда спрос на шины был крайне низким, братья Мишлен выбрали нестандартный подход: они не стали усиливать рекламу продукта. Вместо этого они создали путеводитель.Michelin Guide включал карты, рекомендации по обслуживанию автомобилей, инструкции по замене шин, а также списки ресторанов и гостиниц. Путеводитель распространялся бесплатно через мастерские и шиномонтажные центры.Логика их кампании была следующей: если у людей появится мотивация к поездкам, они начнут больше ездить. А значит, быстрее изнашивать шины и покупать новые.Со временем путеводитель стал самостоятельным направлением бизнеса. Сегодня Michelin известна во всем мире не только как производитель шин, но и как создатель авторитетной ресторанной системы оценки.Продвижение продукта не всегда связано с его прямой продажей. Иногда гораздо эффективнее создать такие условия, при которых желание купить продукт возникнет само собой. Кроме того, если компания разрабатывает дополнительную инфраструктуру или усиливает интерес к своему продукту, то она не только повысит спрос, но и укрепит свои позиции на рынке. Такой подход требует стратегического мышления, но в конечном итоге он поможет построить доверительные отношения с клиентами и сделает бренд частью их образа жизни.
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех».