Зачем компании увольняют опытных сотрудников: комментарий Натальи Лебедевой для РБК Pro

Дата публикации:
29
0
В статье

Кадр из сериала «Игра в кальмара» (Фото: Netflix) 

Читать статью на РБК Pro

Лояльность ценится в российских компаниях выше профессионализма, и это причина, почему многие из них то и дело балансируют на грани разорения, считают специалисты по кадрам. Наталья Лебедева, преподаватель МВА и ЕМВА МИРБИС, генеральный директор KPG Training Center поделилась мнением, существуют ли компании, которые увольняют или пугают сокращением хорошо работающих специалистов, чтобы повысить эффективность других сотрудников.


Такие компании есть, но, скорее всего, мы говорим о тех компаниях, руководители которых боятся конкуренции и не понимают последствий подобных решений.

В кризис 2007 года большие компании увольняли дорогостоящих сотрудников, чтобы сократить расходы. Практика показала неэффективность этих решений, так как в последствии бизнесу пришлось нанимать их обратно или искать новых, только за еще большие деньги.

Предположим, что действительно принято решение об увольнении кого-то из максимально эффективных сотрудников. Что почувствуют оставшиеся? Угрозу, страх потери работы. Очевидно. Будут ли они работать лучше? Зачем? Они усвоили одно: хорошо работать бессмысленно, уволить могут в любом случае. Значимость тебя не только как личности, но и как специалиста – нулевая.

Маловероятно, что успешные компании и профессиональные руководители будут ставить подобные цели. Принцип «незаменимых нет» не устарел, но трансформировался в «у каждого есть возможность развития».

Цель – удержать лучших – сегодня признанный управленческий приоритет.

Другое дело, если ценный специалист, почувствовав свою необходимость, начинает манипулировать работодателем, требуя больших денег и привилегий. При этом отказывается расти и расширять зону ответственности.

Тогда, действительно, руководителю нужно уметь провести непростые переговоры по согласованию целей компании и личностной мотивации сотрудника. И, если шантаж продолжается, то появляется новая задача – красиво расстаться, снизить риски для компании, не потеряв хороших отношений с сотрудником.

Задача сохранить позитивный имидж бренда работодателя также продолжает быть в тройке самых актуальных сегодня.

Есть и другой вариант развития событий. Когда для сотрудника нет задач для роста, то одно из хороших решений – аутплейсмент (от анг. outplacement), когда компания помогает хорошо работающему сотруднику найти работу у партнеров или через агентства, дает рекомендации, признавая его сильные стороны сотрудника и его достижения. Сотрудник остается лоялен компании и может также рекомендовать ее как работодателя.

Кроме того, за последние 2 года в разы увеличилось количество кейсов, когда сотрудник возвращался обратно на более высокую позицию. Такую HR-стратегию реализовывали в основном западные компании, сейчас ее приняли и многие успешные российские компаний.

Решение «отпустить» сотрудника, который перерос компанию, вызывает глубокое уважение.

Кейсы увольнения или сложных разговоров с профессиональными или хорошо работающими сотрудниками были и будут. Ключевой вопрос заключается в том, чтобы выстроить систему мотивации, обеспечивающую эффективную работу сотрудников и при этом снижающую риски компании при уходе специалистов. А выбор стратегии решения зависит от ценностей компании и ее корпоративной культуры.

Материалы по итогам проведения:
Ближайшие мероприятия
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Кросс-культурные особенности отношения с китайскими партнёрами – как выстраивать взаимодействие?

Кросс-культурные особенности отношения с китайскими партнёрами – как выстраивать взаимодействие?

18 июля 2025
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

Телеграм
ЛЕНТА
МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России. Центральной темой форума станет «Цифровая триада: государство, бизнес и наука — код будущего». Участники пленарного заседания обсудят, как выстроить гармоничный баланс между внедрением инноваций, обеспечением кибербезопасности и эффективным регулированием цифровых сервисов. В центре внимания окажутся вопросы доверия пользователей к новым ИТ-решениям, создание кадрового резерва для цифровой экономики, развитие отечественных технологий и формирование устойчивого «цифрового суверенитета» России на горизонте 2025-2030 годов.В программе форума также стратегические сессии о безопасности данных, развитии финтеха, цифровизации промышленности, трансформации ритейла и маркетинга под влиянием искусственного интеллекта.Финальным событием станет Visionlab — открытое пространство для честного разговора с предпринимателями-визионерами о том, как ИИ изменит бизнес, общество и человеческий капитал в ближайшие десять лет.В числе приглашенных спикеров — министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, президент РСПП Александр Шохин, заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак, директор по квантовым технологиям госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева и другие ведущие эксперты.
Как Michelin увеличила продажи шин, создав туристическую мотивациюКогда спрос на шины был крайне низким, братья Мишлен выбрали нестандартный подход: они не стали усиливать рекламу продукта. Вместо этого они создали путеводитель.Michelin Guide включал карты, рекомендации по обслуживанию автомобилей, инструкции по замене шин, а также списки ресторанов и гостиниц. Путеводитель распространялся бесплатно через мастерские и шиномонтажные центры.Логика их кампании была следующей: если у людей появится мотивация к поездкам, они начнут больше ездить. А значит, быстрее изнашивать шины и покупать новые.Со временем путеводитель стал самостоятельным направлением бизнеса. Сегодня Michelin известна во всем мире не только как производитель шин, но и как создатель авторитетной ресторанной системы оценки.Продвижение продукта не всегда связано с его прямой продажей. Иногда гораздо эффективнее создать такие условия, при которых желание купить продукт возникнет само собой. Кроме того, если компания разрабатывает дополнительную инфраструктуру или усиливает интерес к своему продукту, то она не только повысит спрос, но и укрепит свои позиции на рынке. Такой подход требует стратегического мышления, но в конечном итоге он поможет построить доверительные отношения с клиентами и сделает бренд частью их образа жизни.
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех».