Федор Федоров: «Не приемлю слово «корочка»

Федор Федоров — исполнительный директор Школы бизнеса «МИРБИС» — о том, кому сегодня точно пригодится MBA (журнал РБК).
Дата публикации:
84
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Федоров Федор Валентинович

Федоров Федор Валентинович

Исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС, руководитель программы Executive MBA «Стратегии и лидерство в бизнесе»

- MBA — это роскошь или необходимость в современных условиях?
- Сегодня для предпринимателей-руководителей в сфере малого и среднего бизнеса MBA — скорее, необходимость. Особенно, если у них нет базового экономического образования. Системное представление о бизнесе, повышенное внимание к кросс-функциональным компетенциям, умение правильно донести задание до сотрудников и получить адекватный результат — всё это сегодня жизненно необходимо. Кроме того, очень важны коммуникация, обмен опытом с руководителями других отраслей — а это непременная часть обучения на программах MBA. 

- Как быстро окупаются затраты на обучение? 
- По данным анкет наших выпускников, в среднем — через год-полтора. 

- Две основные программы вашей Школы — это MBA и Executive MBA. В чем их отличия? 
- В российской практике программа Executive MBA (1,5 года) ориентирована на состоявшихся руководителей или собственников. Для тех, кому важно понять, как не закопаться в операционных процессах, а развивать компанию (бизнес) дальше. Это своего рода формирование «дорожной карты». 

Программа MBA (2 года) адресована менеджерам среднего звена, которые хотят выйти на топ-уровень в компании или открыть собственный бизнес. Первые две трети курса слушатели получают и систематизируют фундаментальные управленческие знания, развивают профессиональные компетенции, а последняя треть посвящена обучению по специализациям. Здесь слушатель может сфокусироваться на том, что нужно именно ему: функциональность (например, стратегия, финансы, маркетинг, HR) или решение отраслевых задач (IT, строительный или медицинский бизнес и т. д.). 

Эту последнюю — специализированную — треть программы можно про-слушать отдельно как курс повышения квалификации. Слушатели выбирают, к примеру, HR-блок, продолжительность которого 5 месяцев, и внедряют приобретенные знания в компании. Однако через год после окончания 90% выпускников возвращаются: «Хотим поступить на MBA». Такая возможность есть. Слушатель проходит вступительные испытания наравне со всеми поступающими и начинает путь к квалификационной степени «мастер делового администрирования». 

- Кто ваши сегодняшние слушатели? 
- Публика становится старше: средний возраст — 34 года. Сегодня руководители понимают, что нужны актуальные знания, новый свежий взгляд на бизнес-процессы, четкое позиционирование в голове клиента (бизнес-партнеров, в отрасли, на рынке), продуманные решения. 

Мы всегда очень аккуратно подходим к выбору людей в одну группу. И молодые специалисты 28‒29 лет отлично ладят с 45-летними слушателями: обмен опытом полезен и тем, и другим. 

- Кого не возьмете на программу? 
- Никогда не возьмем того, кто скажет: я пришел за дипломом. Не приемлю слово «корочка» — ради нее тратить время и деньги бессмысленно. 

Скорее всего не примем на программу людей, которые заявляют: я все знаю. Потому что это абсолютно нереально. 
Возможно, выводы о «всезнании» люди делают, пройдя с десяток тренингов. Они приходят в школу бизнеса и говорят: MBA — это всего лишь полсотни тренингов, собранных вместе. Нет. Это абсолютно разные истории. 

Один коллега говорил: тренинг — это когда ты плывешь в лодке, в которую начала медленно просачиваться вода. Ты взял скотч — и заклеил пробоину. MBA — это путешествие на корабле. Здесь в случае течи скотч не поможет, для решения проблемы требуется что-то большое и системное. Тренинг решает конкретные небольшие задачи, MBA дает системное представление о бизнесе. 

- Кто дает эти системные представления в «МИРБИС»?
- Большинство (80‒85%) наших преподавателей — практики, около 15% — преподаватели лучших бизнес-школ (РАНХиГС, МГИМО, ВШЭ). В самом начале программы преподаватели дают базовые, фундаментальные вещи (экономика, менеджмент и маркетинг, бухгалтерский учет и большие данные). В сердцевине программы — когда теория соединяется с практикой — занятия ведут консультанты-практики. В заключительной части программы (на специализациях) работают «чистые» практики: финансисты, логисты, маркетологи... 

Преподаватели проходят такой же конкурсный отбор, как и слушатели. Их отбирает наш экспертный совет, ориентируясь в том числе и на современные запросы рынка. Ведь мы — школа предпринимательских и стратегических решений для реального бизнеса. В первую очередь, для малого и среднего бизнеса, для руководителей среднего и высшего звена, которые сами принимают решения, которые готовы выйти за рамки привычного. Это не всегда просто. 

Впрочем, еще де Голль говорил: «Всегда выбирайте самый трудный путь — там вы не встретите конкурентов». 

- Каков алгоритм действий тех, кто решит пойти на MBA? 
- Сначала необходимо четко ответить на вопрос: зачем я иду на МВА. Например, чтобы найти новые методики для развития бизнеса. Или мне нужно новое пространство для общения с другими предпринимателями. 

Затем нужно составить список школ и посмотреть, как они живут. Мы всегда рекомендуем прийти к нам на пробное занятие: ведь нужно понять — моя ли здесь атмосфера, мои ли преподаватели и подходы к обучению? 

И если все складывается — вперед, в путешествие на полтора-два года за новыми знаниями и инструментарием. А значит, и за новыми возможностями. Нужно просто сделать шаг — и открыть дверь.

Ближайшие мероприятия
Личная эффективность руководителя

Личная эффективность руководителя

20 июля 2025
12 ак. часов
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

11 августа 2025
40 ак. часов
Презентация программ MBA & EXECUTIVE MBA

Презентация программ MBA & EXECUTIVE MBA

27 августа 2025
2 часа
0

Еще интересное в нашем Блоге

«Мой диплом рецензировал Сергей Жуков из "Руки вверх"…»

С 10 по 12 июля в МИРБИС прошла защита слушателей программы MBA.
#МВА #Производственный менеджмент и операционная эффективность #ИТ-менеджмент #Стратегический маркетинг #Стратегический менеджмент #Финансовая стратегия компании #Управление персоналом
92
1
Телеграм
ЛЕНТА
Бунт бариста в Starbucks: некомпетентность СЕО или лень сотрудников? В Starbucks ввели новую внутреннюю политику: бариста теперь должны вручную писать на стаканчиках доброжелательные фразы вроде «Хорошего дня!», «Приходите еще», «Наслаждайтесь». Новый CEO Брайан Никкол хочет вернуть ту самую уютную атмосферу 90-х, когда за чашкой латте человек ощущал тепло и внимание.Но сотрудники восприняли нововведение в штыки. В час пик на счету каждая секунда, и добавлять к процессу обязательные надписи, значит, усложнить и без того напряженную работу. А за отказ угрожают дисциплинарными мерами.Внешне идея кажется хорошей: чуть добавить «человечности» в автоматизированный, холодный ритм города. Но под вопросом сама искренность. Можно ли передать теплое пожелание, если к этому принудили?___________Часто такие инициативы могут «буксовать» не потому, что идея плоха, а потому что некорректно внесены изменения в рабочий процесс. Невозможно транслировать заботу о клиентах, если внутри команды царят принуждение и раздражение. Эмпатия к потребителю не работает без эмпатии к тем, кто этот сервис обеспечивает.
МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России. Центральной темой форума станет «Цифровая триада: государство, бизнес и наука — код будущего». Участники пленарного заседания обсудят, как выстроить гармоничный баланс между внедрением инноваций, обеспечением кибербезопасности и эффективным регулированием цифровых сервисов. В центре внимания окажутся вопросы доверия пользователей к новым ИТ-решениям, создание кадрового резерва для цифровой экономики, развитие отечественных технологий и формирование устойчивого «цифрового суверенитета» России на горизонте 2025-2030 годов.В программе форума также стратегические сессии о безопасности данных, развитии финтеха, цифровизации промышленности, трансформации ритейла и маркетинга под влиянием искусственного интеллекта.Финальным событием станет Visionlab — открытое пространство для честного разговора с предпринимателями-визионерами о том, как ИИ изменит бизнес, общество и человеческий капитал в ближайшие десять лет.В числе приглашенных спикеров — министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, президент РСПП Александр Шохин, заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак, директор по квантовым технологиям госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева и другие ведущие эксперты.
Как Michelin увеличила продажи шин, создав туристическую мотивациюКогда спрос на шины был крайне низким, братья Мишлен выбрали нестандартный подход: они не стали усиливать рекламу продукта. Вместо этого они создали путеводитель.Michelin Guide включал карты, рекомендации по обслуживанию автомобилей, инструкции по замене шин, а также списки ресторанов и гостиниц. Путеводитель распространялся бесплатно через мастерские и шиномонтажные центры.Логика их кампании была следующей: если у людей появится мотивация к поездкам, они начнут больше ездить. А значит, быстрее изнашивать шины и покупать новые.Со временем путеводитель стал самостоятельным направлением бизнеса. Сегодня Michelin известна во всем мире не только как производитель шин, но и как создатель авторитетной ресторанной системы оценки.Продвижение продукта не всегда связано с его прямой продажей. Иногда гораздо эффективнее создать такие условия, при которых желание купить продукт возникнет само собой. Кроме того, если компания разрабатывает дополнительную инфраструктуру или усиливает интерес к своему продукту, то она не только повысит спрос, но и укрепит свои позиции на рынке. Такой подход требует стратегического мышления, но в конечном итоге он поможет построить доверительные отношения с клиентами и сделает бренд частью их образа жизни.