Как ИИ и омникальность изменят сектор розничной торговли: Алексей Андреев для It.Speaker

Дата публикации:
144
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Андреев Алексей Викторович

Андреев Алексей Викторович

ООО «Летутех» (ЛЭТУАЛЬ), Директор по цифровым продуктам

Читать на It.Speaker

Алексей Андреев, преподаватель МВА «ИТ-менеджмент» Школы бизнеса МИРБИС, директор по цифровым продуктам, консультант по цифровой трансформации компаний, построению платформ электронной коммерции и маркетплейсов.

Понятие цифровизации появилось в 1995 году вместе с понятием «цифровая экономика». Есть разные точки зрения на то, кто первым назвал экономику, базирующуюся на использовании информационных и компьютерных технологиях – цифровой экономикой, а процесс перехода к ней – цифровизацией, но это и не важно. Важен тот факт, что сейчас мы уже не представляем себе нашу жизнь без «цифры». Где-то больше, где-то меньше, но исключений нет.

Розничная торговля остается одной из самых динамически развивающихся областей за последние 10–15 лет. За это время многие компании прошли путь от классической продажи товаров в «каменных» или интернет-магазинах и развились в крупнейшие омниканальные бизнесы, маркетплейсы, представленные по всей территории России.

Под цифровизацией процессов розничной торговли понимается внедрение технологий в системы и процессы розничной торговли для улучшения клиентского опыта, повышения эффективности и стимулирования роста. Внедряя цифровую трансформацию, ритейлеры могут быстрее адаптироваться к изменениям на постоянно меняющемся и высококонкурентном рынке, создавать новые бизнес-модели и за счет новых технологий обеспечивать себе доминирование.

Какие же направления являются основными в цифровизации ритейла?

Конечно, это зависит от конкретной компании и уровня ее технологического развития. Но есть несколько направлений, обусловленных изменением моделей потребления (например, уход в онлайн на фоне ковида) или развитием новых технологий (нейросети и генеративные технологии), без которых уже невозможно представить себе современного ритейлера:

  • Омниканальность

Еще в 1995 году Билл Гейтс сказал: «В ближайшие 5 лет будет только два типа компаний. Те, кто есть в интернете, и те, кто вне бизнеса». Само по себе присутствие розничной компании в интернете уже давно не конкурентное преимущество, а скорее фактор выживания.

Сейчас от компаний уже требуется взаимодействовать с покупателем вне зависимости от каналов коммуникации, омниканально. Начинать общение в одном канале, продолжать в другом и завершать в третьем. Появились синонимы омниканальности: фиджитал как соединение цифрового и физического клиентского опыта и оптиканальность как взаимодействие с клиентом по оптимальному для него в настоящий момент каналу.

Исследования подтверждают, что покупатели, взаимодействующие с компанией омниканально тратят от 4 до 10 раз больше, чем покупатели только в физических или интернет-магазинах.

  • Аналитика данных

Вроде бы аналитике данных столько же лет, сколько и торговле – всегда решения принимались на основании истории доходов и расходов. Но фокус классической аналитики – аналитики ретроспективы, сейчас активно смещается в сторону прогнозной аналитики. Разумеется, никакая аналитика невозможна без сбора данных. А данных нужно значительно больше, чем просто история заказов и продаж.

Сейчас ритейлеры собирают и анализируют информацию по клиентам, их клиентскому пути в магазине, мобильном приложении или на сайте, конверсионные показатели воронки продаж, времени сборки и доставки заказов и так далее, чем больше данных, тем лучше. Критичным для аналитики является качество данных, поэтому зачастую работа с качеством данных выделяется в отдельное приоритетное направление.

  • Искусственный интеллект и генеративные технологии

Применением моделей машинного обучения и нейросетей для предиктивной аналитики тоже сложно кого-то удивить, они уже прочно прописались в арсенале аналитиков данных. Так же многие крупные маркетплейсы применяют модели машинного обучения для модерирования карточек товара и анализа визуального контента. А вот генеративные нейросети и построенные на них технологии – это главный хайп последних лет.

Разумеется, ритейл не мог остаться в стороне от поиска эффективного применения данной технологии.

Из очевидных способов:

– генерация «вкусного» уникального контента для продажи товаров, как на своих сайтах, так и на многочисленных маркетплейсах

– быстрый перевод контента на иностранные языки при выходе на рынки других стран

– умные ассистенты и консультирующие чат-боты, способные по профилю клиента и его запросам подобрать товар, а в случае его отсутствия – полноценный аналог.

Потенциал этой технологии уравновешивается пока рисками ее применения, которые обязательно нужно учитывать: от «галлюцинирования» нейросетей до безопасности данных и защиты от «промпт-инъекций».

  • Гибкость и адаптивность

Ситуация со скоростью изменения рынка и пользовательского поведения напоминает классику из Алисы в зазеркалье Льюиса Кэрролла: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!».

Например, пандемия 2022 года и режим изоляции, вначале подстегнул рост интернет-продаж и доставки продуктов питания и FMCG товаров (рынок e-Grocery вырос в 2020 году в три раза), а в конце закрепил де-факто новую модель покупок. Не все ритейлеры были к этому готовы. Лишь небольшое количество компаний смогли в короткие сроки переориентировать работу магазинов с работы с физическими покупателями на сборку заказов и взаимодействие со службами доставки.

Фактором успеха послужила адаптивность ИТ-архитектуры компаний и гибкость процессов создания и изменения их информационных систем.

И это только один из примеров. Поэтому одним из фокусов развития компаний розничной торговли является построение современной ИТ-архитектуры, позволяющей легко адаптироваться к новым процессам и требованиям, проверять новые гипотезы и строить новые продукты для клиентов, переходить на процессы гибкой разработки.

Путь цифровой трансформации – тяжелый путь. Скорость изменений крайне высока и не все ритейлеры готовы держать такой темп.

Внедрение культуры непрерывных изменений, переход на гибкие методики разработки и постановки целей может помочь преодолеть сопротивление преобразованиям на всех уровнях компании.

Сложность современных цифровых технологий приводит к необходимости поиска высококвалифицированных специалистов на крайне перегретом ИТ-рынке труда, конкурировать за них с крупными компаниями или прибегать к услугам консалтинга.

Ну и нельзя обойти стороной вопрос бюджетирования. Недооценка инвестиций в новые процессы и технологии, обучение персонала могут замедлить процесс цифровизации или совсем его остановить. А здесь есть риск того, что крупные ритейлеры, которые уже давно встали на путь цифровизации или могут позволить себе значительные инвестиции, чтобы догнать и перегнать конкурентов, выдавят с рынка своих более мелких или не настолько быстрых и дальновидных собратьев.

Читать канал эксперта Будни Digital CTO

Ближайшие мероприятия
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Кросс-культурные особенности отношения с китайскими партнёрами – как выстраивать взаимодействие?

Кросс-культурные особенности отношения с китайскими партнёрами – как выстраивать взаимодействие?

18 июля 2025
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

Телеграм
ЛЕНТА
МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России. Центральной темой форума станет «Цифровая триада: государство, бизнес и наука — код будущего». Участники пленарного заседания обсудят, как выстроить гармоничный баланс между внедрением инноваций, обеспечением кибербезопасности и эффективным регулированием цифровых сервисов. В центре внимания окажутся вопросы доверия пользователей к новым ИТ-решениям, создание кадрового резерва для цифровой экономики, развитие отечественных технологий и формирование устойчивого «цифрового суверенитета» России на горизонте 2025-2030 годов.В программе форума также стратегические сессии о безопасности данных, развитии финтеха, цифровизации промышленности, трансформации ритейла и маркетинга под влиянием искусственного интеллекта.Финальным событием станет Visionlab — открытое пространство для честного разговора с предпринимателями-визионерами о том, как ИИ изменит бизнес, общество и человеческий капитал в ближайшие десять лет.В числе приглашенных спикеров — министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, президент РСПП Александр Шохин, заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак, директор по квантовым технологиям госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева и другие ведущие эксперты.
Как Michelin увеличила продажи шин, создав туристическую мотивациюКогда спрос на шины был крайне низким, братья Мишлен выбрали нестандартный подход: они не стали усиливать рекламу продукта. Вместо этого они создали путеводитель.Michelin Guide включал карты, рекомендации по обслуживанию автомобилей, инструкции по замене шин, а также списки ресторанов и гостиниц. Путеводитель распространялся бесплатно через мастерские и шиномонтажные центры.Логика их кампании была следующей: если у людей появится мотивация к поездкам, они начнут больше ездить. А значит, быстрее изнашивать шины и покупать новые.Со временем путеводитель стал самостоятельным направлением бизнеса. Сегодня Michelin известна во всем мире не только как производитель шин, но и как создатель авторитетной ресторанной системы оценки.Продвижение продукта не всегда связано с его прямой продажей. Иногда гораздо эффективнее создать такие условия, при которых желание купить продукт возникнет само собой. Кроме того, если компания разрабатывает дополнительную инфраструктуру или усиливает интерес к своему продукту, то она не только повысит спрос, но и укрепит свои позиции на рынке. Такой подход требует стратегического мышления, но в конечном итоге он поможет построить доверительные отношения с клиентами и сделает бренд частью их образа жизни.
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех».