Тимур Кармазин,
к.пс.н., доцент,
преподаватель школы бизнеса МИРБИС
генеральный директор YEx ITG
Личная эффективность руководителя
Часто мы слышим и читаем про эффективность сотрудников, руководителя, процессов и результатов. Менеджеры всех уровней постоянно «ее повышают», иногда на деле, а порой только на словах. Попробуйте задать им несколько вопросов: в чем будем измерять эффективность, с какого и до какого уровня повышать и зачем? Нередко в ответ можно услышать тишину, поскольку «наговоренный пафосный термин» никак не ассоциируется у ряда управленцев с реальными делами, и заботятся они больше о произведенном эффекте, нежели о достижении эффективности. Жорж Мельес, французский предприниматель, сказал: «К моему глубокому сожалению, самые простые трюки производят наибольший эффект».
Сегодня разговор не о трюкачестве, а об эффективности, поэтому будем логичны – сначала разберемся с терминологией, а потом уйдём в частности. Если исследовать материалы по соответствующему запросу, то получим рекомендации по десяткам факторов влияния: от поддержания здоровья, до развития эмпатии. Опровергнуть это сложно, хотя часть из предложенного относится больше к личным качествам, а не к результирующей эффективности. Мы сегодня рамки рассуждений будем сужать.
Итак, эффективность – это отношение результатов к затратам. Значит, чем лучше результат и оптимальнее затраты на него, тем выше эффективность. Следующие вопросы – в чем ключевая роль руководителя и что от него ждет команда? Прежде всего, основная управленческая функция – принятие решения, к которому предъявляются высокие требования. Оно должно разрабатываться в векторе стратегии компании, быть рассчитанным по ресурсам, по способам его достижения, соотнесено с факторами неопределенности и рисков. Чем быстрее руководитель способен принять такое решение, тем оперативнее оно будет реализовано.
Исходя из сказанного приходим к выводу: личная эффективность руководителя во-многом определяется качеством самоменеджмента, скоростью выработки и принятия решения, управлением результатами, расставленными приоритетами, а также реализацией при оптимальных ресурсных затратах.
В этой логике и будем рассуждать.
Чтобы принимать взвешенные и быстрые решения руководитель должен:
Решение неразрывно связано с работой на результат. Во-первых, требуется четкое понимание целей компании и своего подразделения, своих целей, а также целей членов команды. Способность объединить и сбалансировать их приводит к синергии общего результата. Во-вторых, во главу угла всех усилий ставится результат, он должен быть детально описан, при необходимости визуализирован или отражен в цифровых системах. Первичным является его достижение, а методы и процесс остаются на втором плане. Но это не значит, то «цель оправдывает средства»! Для того, чтобы не выходить за рамки стандартов и принципов, от руководителя потребуется дивергентное мышление, т.е. способность находить множество решений одной и той же проблемы в рамках политик организации.
Чтобы не утонуть в потоках информации и задач, следующей компетенцией становится расстановка приоритетов. Неспособность или игнорирование этого приводит к хаосу в управлении, наслаиванию «служебных долгов», усталости, демотивации «всех причастных», перекладыванию ответственности и, как следствие, к конфликтам. Если речь идет о приоритезации задач, то руководитель должен разбираться в принципах выделения оснований для расстановки приоритетов (важность, срочность, значимость и т.п.), а также владеть технологиями и инструментами, позволяющими делать это системно и результативно.
Теперь о затратах на процесс выработки решения и его реализацию, об управлении ресурсами.
Безусловно, затраты на процесс достижения результата не должны быть больше, чем итоговый экономический эффект. Время, люди, деньги, технологии и техника – все относится к ресурсу руководителя, но управление им начинается с самоменеджмента, поскольку «я – это тоже ресурс». Тут подразумевается реализация всего диапазона требований управленческого цикла относительно своей деятельности (цели, решения, планирование, реализация, контроль и корректировка). Способность распределять время и делегировать задачи – одно из ключевых компетенций руководителя. Меньше времени на решение задачи – меньше затрат в чел./часах и, как следствие, в снижение стоимости результата. Правильное делегирование – это, кроме обучения и мотивации сотрудников, еще и увеличение прибыли. Как? Задача, решенная специалистом, чел./час которого равен 1000 рублям, станет менее затратной, если ее так же качественно решит сотрудник рангом ниже, чел./час которого составляет 500 рублей. Куда дельта? В прибыль!
Что же еще повысит личную эффективность руководителя в современных условиях? Каким он должен быть сегодняшний лидер? Нельзя рассматривать ответы на эти вопросы, не опираясь на гигантские и стремительные изменения, связанные с цифровизацией. Эти процессы предъявляют новые требования к управленцам, заставляя их меняться.
Прежде всего, это когнитивные изменения (думать по-другому): концептуализировать возможности в новом цифровом мире; обрабатывать возрастающую сложность новых знаний; развивать аналитическое, системное, рефлексивное, критическое, дивергентное и креативное мышление; учиться быстро принимать решения без обладания всей полнотой информации и в условиях возрастающих рисков.
Далее – поведенческая трансформация (действовать по-другому): адаптация к постоянно изменяющимся принципам реализации власти и влияния в условиях управления распределенными группами, проектными и продуктовыми командами на основе философии agile; инвестирование значительных сил в инновации и следующие за ними изменения; внешний и внутренний нетворкинг, расширение контактов, поиск новых партнеров по работе, оценка их вклада в результат.
Без эмоциональной эффективности высокого результата руководителю не добиться. Необходимо учиться и реагировать по-новому, что потребует толерантного отношения к риску и неопределенности, устойчивости в условиях постоянных и динамичных изменений, смелости в принятии вызовов времени и сложности задач, доверия себе и команде. В копилку эмоциональной эффективности прибавим позитивность настроя руководителя, его способность отмечать положительные стороны событий, окружающих людей и себя самого, делать акценты на позитивном.
Таким образом, можем еще раз отметить, что личная эффективность руководителя – это явление многоаспектное, сочетающее в себе характерологические особенности и лидерские качества человека, его управленческие компетенции и накопленный опыт.
Виталия Аветова
В МИРБИС апробировали новый формат интерактивные занятия «Менторская гостиная прикладных продаж - О сложных продажах просто». Автор и ведущий встречи Алексей Юсов, заведующий лабораторией прикладных продаж и маркетинга Школы бизнеса МИРБИС, эксперт по B2B продажам, предложил участникам разбор реальных кейсов вместо абстрактных схем. Слушатели и выпускники МИРБИС приносили свои бизнес задачи, а вместе с экспертом учились смотреть на продажи как на систему, где маркетинг, коммерческая стратегия и инструменты управления сбытовой функцией работают на один результат. За время гостиной удалось разобрать более десятка кейсов из разных отраслей - от возобновляемой энергетики до FMCG, от малого бизнеса до крупной IT компании.
Он не пахнет кофе, в нем нет open-space и строгих дедлайнов. Но именно здесь, среди стеллажей и коробок, компания каждый день теряет или зарабатывает свои деньги. Наш герой – склад. Почему его игнорируют до последнего? И как технологии меняют «дыру» в логистике на центр прибыли? Об этом говорим с Николаем Сериковым, основателем «Ай Ти Скан», слушателем программы EMBA МИРБИС и экспертом, который превращает склады в умные системы.
Партнеру МИРБИС в Беларуси по реализации программы Executive MBA «Стратегии промышленной интеграции для устойчивого роста» присвоен статус бизнес-школы, сообщили Министерство промышленности Республики Беларусь, Министерство экономики и республиканские СМИ. Что это дает рынку и какой импульс может придать международному сотрудничеству, расскажем в материале.
С 20 по 21 ноября в Высшей школе экономики прошел Форум ДПО 2025, который стал площадкой для разговора об экономике будущего и роли дополнительного профессионального образования. В секции «Бизнес-образование и подготовка кадров для экономики будущего. Бизнес-школы» выступил исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров, обозначив главные вызовы для бизнес-школ и предложив свои ответы на вопрос, как им расти в условиях неопределенности.
В Москве прошли защиты выпускных квалификационных работ слушателей программы MBA «Стратегический менеджмент», которую Школа бизнеса МИРБИС уже 15 лет реализует совместно с Центром бизнес-образования в Екатеринбурге. Руководители и собственники уральских компаний представили реальные бизнес-проекты: от новой модели продаж промышленного холдинга до инклюзивного жилого комплекса и сервиса премиального ремонта вещей в премиальном сегменте.