Михаил Сумбатян: Создать колледж, за выпускниками которого работодатели выстраиваются в очередь – вот моя мечта! – Мирбис
Связаться с нами

Михаил Сумбатян: Создать колледж, за выпускниками которого работодатели выстраиваются в очередь – вот моя мечта!

Директор IT-колледжа Института МИРБИС Михаил Сумбатян сам закончил одно из первых в Москве средних учебных заведений, готовящих бизнес-управленцев. А спустя 20 лет линия судьбы вновь привела его на порог колледжа – того, который он придумал и создал сам – в качестве директора. Неужели в XXI веке еще остались люди, которым небезразличны подростки и их образование, их мечты и будущее? Похоже, что да – остались. И уже воплощают свои мечты в реальность.
Версия для печати
14 ноября 2017
колледжбизнес образование
Михаил Сумбатян: Создать колледж, за выпускниками которого работодатели выстраиваются в очередь – вот моя мечта!
«Мечта о необыкновенном, исключительном, лучшем в мире колледже прошла долгий путь от идеи к воплощению. И на этом пути главными были три точки. Первая – это судьба. Я считаю, что все, или почти все, что происходит с нами – это судьба, в нее нужно верить. Вторая точка – это встреча с необыкновенным человеком в возрасте моих 17-ти лет. И третья – опыт, который провел меня через образование, бизнес, руководство несколькими колледжами к реализации моей мечты», - говорит Михаил Сумбатян.

Точка первая. Эксперименты и вера в себя

Сумбатян7.jpg

В 1997 году, как и во времена классиков, разные события происходили и в «большом» мире, и в «маленьком».
В этом году Москва праздновала 850-летие, миллионы фанатов встретили фильмы «Титаник» и «Пятый элемент», королева Великобритании Елизавета II открыла первый официальный королевский сайт, в Шотландии на свет появилась клонированная овечка Долли, компания Intel официально представила микропроцессор Pentium II, а 102-летняя ирландка Бриджет Диррен получила диплом с отличием Национального университета Великобритании.

В мире поменьше 19-летний Миша Сумбатян закончил экспериментальный московский колледж управления и маркетинга (сейчас – колледж № 11) и готовился стать великим маркетологом.

Этот парень ангелом во плоти явно не был. Начитанный, коммуникабельный, бойкий – и необыкновенно свободолюбивый. Головная боль преподавателей, и одновременно – их же гордость.

В этом колледже из 150 человек первого набора, к финалу учебы подошли только 30 выпускников. И среди них Михаил.

Он выдержал все эксперименты, которые проводили в классах фанаты-преподаватели и психологи. Он, вместе с сокурсниками искал и добывал информацию, анализировал ее и продавал – это было условием обучения. Он спал по 2-3 часа, сдавая свои проекты и снова мчался в колледж. Он сам заразился убеждением, что в бизнесе важны информация, интеллект и свобода воображения. А, значит, в бизнесе важно правильное образование.

Что значит – правильное? Это образование, которое меняет жизнь. Которое позволяет родиться мечте и вере в свои силы. Которое формирует желание развиваться, не останавливаясь.

Точка вторая. Бизнес-опыт

Сумбатян4.jpg

После колледжа, поступив в институт на специальность «психология», Михаил Сумбатян сразу же нашел работу. Сферой его интересов стала международная дистрибуция продуктов.

Найти лучший товар, договориться с крупнейшими ритейлерами России о сотрудничестве, привезти товар, поставить на полку, проконтролировать продажи – после своего экспериментального колледжа парень не боялся новых задач. Не вылезал из командировок по всему миру. Учился. Постоянно искал новые знания о продуктах, финансах, продвижении.

В 19 лет начав карьеру с должности менеджера по продажам, в 23 года Михаил стал генеральным директором компании.
В 25 лет освоил факторинг, победив особенности документооборота французских и американских торговых сетей. Стал совладельцем компании, в которой работал.
До 30 лет пережил два экономических кризиса и два разорения компании.

«Не расстреляли, сумел договориться с кредиторами. Это уже победа в тех условиях. При кризисном разрушении бизнеса давал расписки о долгах и всегда выполнял обещанное. Даже, если на это требовался не месяц, не год, а два», - вспоминает «лихие» времена Михаил Суренович.

И все же компанию пришлось закрыть. Конкуренты были слишком сильны. Однако, им не удалось «навесить» на Михаила и его соучредителей долгов. Два года жизни, тонны документов, гигабайты освоенной информации, твердая и аргументированная позиция в судебных тяжбах – Михаил Сумбатян получил несокрушимый «Ноль» при ликвидации дел и бесценный опыт кризисного управления.

Собственно, именно он и кормил семью Михаила следующие два года – многие компании нуждались в квалифицированном консалтинге при взаимодействии бизнеса и государства, при создании компаний, при выстраивании логистики. Другой человек на месте Сумбатяна большего бы и не хотел. Но то – другой человек.

Точка третья. Вечерний революционер

Сумбатян2.jpg

- У меня потребность работать где-то на границе между образованием и психологией сформировалась уже лет в 25. Но все никак не складывались обстоятельства. А жаль, я скучал за той невероятной атмосферой азартной погони за новыми знаниями, которой было так много в нашем колледже. И чем старше я становился, чем больше набирался различного бизнес-опыта, тем ярче становилась потребность все это передать. Но кому?

И вот уже в 2010 году случайно (на самом деле Михаил считает, что и здесь свое слово сказала Судьба) в разговоре с друзьями он узнал, что департамент среднего профобразования Москвы объявляет конкурс на должности директоров колледжей – составляет кадровый резерв.

Не прошло и месяца, как Михаил Суренович прошел испытания и стал директором колледжа «Малый бизнес».

Три здания на Юго-Западе Москвы. 1,5 тысячи студентов. 350 преподавателей и сотрудников. Все это стало в одночасье зоной ответственности 30-летнего экс-бизнесмена с психологическим образованием.

В стены колледжа Сумбатян входил с памятью о своих любимых преподавателях, с памятью себя – студента, с благоговением и большими надеждами.

Весь этот нежный флер слетел с новоиспечённого директора в одночасье. Действительность из кабинета руководителя колледжа выглядела совершенно иначе, чем из классной комнаты учащегося Миши Сумбатяна. Из 13 замов директора 11 оказались родственниками – но кто считает? То, что ученикам давали на лекциях, как знания по бизнесу, невозможно было применить на практике и 10 лет назад – но отчетность в норме же?

Здесь нужно все менять и менять кардинально, понял Михаил Суренович. Легче сказать, чем сделать, понял он месяцем позже. Старая система, позволявшая безболезненно учить чему-нибудь и как-нибудь, сопротивлялась бешено.

 В лицо директору все улыбались, но попытки ввести новые лица в состав преподавателей или сотрудников выливались в тысячи жалоб руководству департамента. 
Казалось, недовольны новым директором все – от завуча, до технички.

- Знаний, как квалифицированно победить в данной системе у меня не было. Да и откуда бы они взялись? Я же из бизнеса пришел. Но и в бизнесе, и здесь есть то, что я умею делать: вычленять проблему, формулировать ее и находить пути разрешения. Не получается с педсоставом? Пойдем … к ученикам.

Я пришел в аудитории и говорю: ребята, давайте знакомиться. Я такой-то, опыт есть в таких-то областях. Интересно? Да, отвечают!

Начал делать курс технологии продаж. Стал работать по этой программе с выпускным курсом. Вечерами. Отличное же время! В колледже никого нет (все ж рвутся домой!), кроме детей и меня.

Через полгода в колледже появился сайт, бренд-бук, новые программы. На занятия директора можно было продавать билеты.

- Чтобы я ни делал, я всегда уважал детей и говорил с ними честно. Мог о чем-то умолчать, конечно. Но то, что говорил – было правдой. И они это увидели.

Еще через несколько недель студенты сами показали мне тех настоящих, умных и любящих детей учителей, которые в этом колледже оказались в немилости у прежней администрации и уже собирались уходить. Конечно, никуда я их не отпустил!

Возможно, сложись все иначе, Михаил Суренович до сих пор бы работал в этом колледже. Но укрупнения и разукрупнения учебных заведений, чехарда с назначениями в определенный период заставила его на время выбыть из «игры».
Однако, желание сделать лучший колледж, помноженное на бизнес-опыт и кейс реального управления учебным заведением, заставили, наконец, сформулировать на бумаге свои идеи.

Два месяца Михаил писал концепцию нового колледжа. Колледжа-мечты. Пожалуй, лучшего колледжа, который мог бы быть.

Круг замкнулся. Пожалуй, лучший

Сумбатян6.jpg

Что такое сегодня хорошее профессиональное образование, задал себе вопрос Михаил Сумбатян. И ответил так: это комплексное внедрение тех знаний, тех компетенций, которые создают сами компании-работодатели.

Это то образование, которое поддается сертификации – российской и международной. Выпускник нашего колледжа пришел на предприятие, работодатель посмотрел твои документы, увидел, что у тебя профессиональный уровень сертификации, он дает проект, и ты его делаешь. Он будет уверен, что ты его сделаешь, потому что ты принес документ, который подтверждает твою компетенцию, то есть освоенное профессиональное знание, умения, навыки.

Это такое образование, которое задает тебе траекторию на 7-10 лет вперед. Колледж – вуз – МВА. Интерес к развитию, азарт в поиске знаний, расширение профессиональных и личных компетенций.

И такой колледж появился – сначала в планах Михаила Суреновича, а через рекордно короткое время, менее года, и в реале.

- Жизнь не ломает. Она тренирует. Все, что я проходил до того, как получил возможность построить колледж своей мечты – все это пригодилось мне сейчас. Вот смотрите: в концепции нашего колледжа есть три основополагающих закона.
Актуальность знаний для будущих профессионалов - первый. Объективность в оценке образования – второй. Самостоятельность в процессе обучения – третий.

Первый закон мы реализовали, просто открыв двери для IT-компаний. Мы сказали: посоветуйте «крутых» специалистов, которые могут возглавить кафедры, могут преподавать, могут вести реальные IT-проекты с нашими ребятами. И у нас эти люди появились! Параллельно открываем авторизованные академии разных вендоров. Все это вместе дает нашим учащимся не теоретическое, а реальное, профессиональное образование.

Второй закон мы реализовали через внедрение сертификации знаний. Это объективная процедура – независимая оценка, когда в оценке не участвует человек и потому она не зависит от человеческого фактора. Нравится мне ученик или не нравится - неважно. Человек сел за компьютер, подключился к международной платформе и за определенное количество времени прошел эту процедуру. Это не тест, это именно сертификация как процедура, она гораздо сложнее.

Задача сертификации – оценить, насколько ты освоил компетенцию. Ты пришел на предприятие, работодатель посмотрел твои документы, увидел, что у тебя профессиональный уровень сертификации, он дает проект, и ты его делаешь. Он будет уверен, что ты его сделаешь, потому что ты принес документ, который подтверждает твою компетенцию, то есть освоенное профессиональное знание, умения, навыки. Вот такие сертификации мы вводим сегодня у себя.

И, наконец, третий наш закон – самостоятельность. Когда мы готовились к открытию колледжа, я голову ломал, как все устроить для наших детей получше и поудобнее. Тысячи вариантов прокручивал в голове. А потом вдруг подумал: зачем я мучаюсь? Пусть решают сами – как будут выглядеть их аудитории, какие дополнительные знания им потребуются, кого приглашать на разговор из мира IT, как поддерживать дисциплину… И тогда возникла идея Студсовета. В вузах они есть, почему бы и в колледже не создать?

И действительно, вскоре после начала учебного года учащиеся колледжа – познакомившись и немного узнав друг друга – уже выбирали своего Президента и остальной кабинет министров.

Мы только в начале пути, работаем только первый год. Но я хочу, чтобы наши студенты никогда не забывали это время, как я не забыл свой экспериментальный колледж, - увлеченно рассказывает Михаил Сумбатян.
Автор: Светлана Морозова