Требует ответа: четыре необходимых вопроса для руководителей сегодня

Дата публикации:
166
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Федоров Федор Валентинович

Федоров Федор Валентинович

Исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС, руководитель программы Executive MBA «Стратегии и лидерство в бизнесе»

Бытует мнение, что лидер должен иметь ответы на все вопросы, «видеть лес за деревьями», знать рецепты успеха и т. п., ведь за его спиной — команда, компания. Но руководителями не рождаются. Так же, как не рождаются и с ответами на все вопросы. Управленец сегодня адаптируется на лету — направление ветра меняется слишком часто. В эпоху перемен ничто не может гарантировать отсутствия шквала. Но бизнесмены знают: лучше, чтобы ветер был попутным.

Непрерывное образование (и дополнительное образование как его часть) для управленца сегодня — это попытка наверстать упущенное (давнее первое высшее образование, непрофильное, т. п.), дополнение к приобретенным знаниям и навыкам или навигатор и ключ, открывающий любые двери: от стратегии отдельно взятой компании до прогнозирования мировых трендов.

Фундаментальное бизнес-образование, по нашему мнению, может дать ответы на четыре ключевых вопроса, которые стоят перед каждым руководителем, желающим иметь опору в меняющемся мире.

Вопрос №1: что?

Изменились запросы клиентов, логистические цепочки, подходы к организации работы и коммуникации внутри команд. В конце концов изменились требования времени. Что делать? Затаиться и работать по-прежнему или в корне менять подходы? Выходить на новые рынки внутри страны или за ее пределы? Налаживать новые связи или работать с проверенными партнерами?

Большинство компаний оказывается не готово к резким изменениям. Как сохранить баланс между стратегическими и операционными решениями, а главное, найти выход не только правильно, но и быстро? Перед руководителем лежит мозаика, детали которой далеко не всегда складываются друг с другом. Ее приходится превращать в конструктор, который в любой момент времени можно пересобрать полностью или частично.

На занятиях в одной корпоративной группе, например, мы обсуждали работу с Китаем и кросс-культурные особенности ведения бизнеса. Наши слушатели делились, что ожидание выхода на рынок этой страны не совпадает с действительностью. Российские управленцы, которые отправляются на стажировку в Китай, получают зачастую увлекательную экскурсию, но не инструменты для применения в реальной деятельности. Технологии, нюансы производства остаются закрытыми для наших компаний.

Сегодня мы не можем позволить себе расходовать время. Это значит, что любое действие руководителя должно быть максимально сконцентрированным и практико-ориентированным.

Вопрос № 2: с кем?

Это вопрос про команду. Решить задачу с персоналом — одна из самых частых тем, которая поднимается менеджментом и собственниками компаний, поступающих на программы МВА и Exeсutive МВА. Где находить талантливых сотрудников? Как развивать потенциал команды и создавать сильные рабочие группы? Как правильно мотивировать и разрешать конфликты?

Слушатели делятся наблюдениями: сотрудники все чаще ищут баланс между профессиональной деятельностью и личной жизнью или делают ставку на семью, не желая жертвовать временем, которое они могли бы ей посвящать. Они хотят активно участвовать в воспитании детей, а также уделять больше времени себе и своим потребностям. А значит, они хотят работать меньше или удаленно, имея больше свободы. При этом они отличные специалисты, которых компании не хотят терять.

Еще один распространенный кейс: в команде оказываются разновозрастные сотрудники, 20+ и 40+. И это не только разный возраст. Это разные миры и абсолютно разные подходы к работе. На дисциплине по маркетингу я привожу в пример исследование одной международной IT-компании, которая каждые полгода опрашивает персонал, выявляя отношение к ценностям компании, к команде и к делу. И если опытные сотрудники в основном считают себя частью компании, то молодые сотрудники не всегда привязываются к ее ценностям.

У руководителя много стратегических задач. Но и персонал сейчас не может не быть такой задачей. Команда и коммуникация в ней — это ядро компании.

Вопрос №3: зачем?

Возможно, это самый главный вопрос, который стоило поставить первым.

Я всегда задаю его руководителям на личной консультации / собеседовании на программу Executive MBA «Стратегии и лидерство в бизнесе» и получаю совершенно разные ответы. Да, часто они звучат классически: получить новые знания или систематизировать имеющиеся, расширить деловые связи или вырасти в карьере. Но нередко руководители признаются и в том, что просто устали. Нет сил или даже нет смысла двигаться дальше. Нет направления, нет опоры, нет ресурса.

Обучение — это возможность замедлиться. Выйти в другую среду и со стороны посмотреть на свою жизнь, свою компанию. Правильные ли решения я сейчас принимаю? Правильно ли понимает меня моя команда? Чем бы я еще хотел/хотела заниматься? Что может меня наполнять?

Особенно часто это звучит на программе ЕМВА. У нас немало кейсов, когда после обучения успешные предприниматели брали тайм-аут и кто-то садился писать книгу, кто-то уезжал изучать другую страну, а кто-то погружался в социальные проекты и волонтерство, начинал строить дом и становился родителем.

И это очень важный результат, хоть и не кратный рост бизнеса, не выход на новые рынки. В первую очередь потому, что это новая личная история, в которой человек чувствует себя счастливым.

Зачем — во многом про это. По нашей статистике, более половины слушателей меняют траекторию жизни в течение или после обучения.

Вопрос №4: когда?

Мы живем во время высоких скоростей и стремительно обновляющейся информации. Именно поэтому МИРБИС ежегодно актуализирует учебные программы: добавляет новое и интересное, приглашает практиков с новыми ситуациями и подходами. Бизнес может перестраиваться быстро. И у руководителей есть возможность находиться в среде, оперирующей трендами. Иначе можно годами ломать голову над задачей, которую за вас уже решили десятками способов. Просто вы об этом не знаете.

Несмотря на это, многие руководители признаются, что продолжают откладывать обучение. Нет времени, давят шаблоны, что поздно, а может, и не так уж полезно. Но времени больше не станет, и привычные установки сами не рассосутся. При этом за незнание вы все равно будете платить: неоптимизированной структурой компании, несостоявшимися прибыльными проектами, незамеченными возможностями, немотивированными сотрудниками.

Когда — очень важный вопрос. В марафонской дистанции под названием «Жизнь в бизнесе» у руководителей, даже у профи, нет возможностей остановиться и посмотреть на компанию по-новому, трезво оценив ресурсы и перспективу.

Как руководитель, который сам окончил Еxecutive МВА, могу сказать, что это время проходит очень быстро. Но оставляет колоссальный объем знаний, умений, навыков и связей.

Не все слушатели доходят до финала, по нашей статистике таких 7–9%. Но даже среди них есть те, кто возвращается писать диплом, причем вовсе не потому, что нужно бумажное подтверждение прослушанной программы. Возникла необходимость решения определенной задачи, которая и реализуется через дипломную работу. Рекорд МИРБИС — защита диплома через 10 лет!

Еще один важный момент: в обучении дается легче то, что обычно трудно в жизни. Легче признаваться в своих неудачах, в незнании, в незаконченных делах, в нереализованных идеях, в нехватке стратегии.

Все легче, потому что ты приходишь с запросом узнать и научиться. Приходишь в «дающую среду», у которой к тебе одно требование — не лениться брать то, что дают. Ты находишься среди равных, где многие пришли с теми же запросами и ищут похожий ответ в других бизнесах. И когда вы начинаете искать ответ вместе, незнание уходит. А уверенность приходит.

Если быть включенным в процесс и делать домашние задания, сложно представить, что можно что-то недополучить от обучения. Просто потому, что большинство проектов нацелено исключительно на практический результат и решения для стратегического роста компании.

Поэтому не бойтесь перемен. Не бойтесь задавать себе вопросы, которые расширят ваши горизонты. И не бойтесь учиться. Образование будет надежным партнером в поиске ответов, которые дадут вам устойчивую опору.

Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза

Ближайшие мероприятия
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Кросс-культурные особенности отношения с китайскими партнёрами – как выстраивать взаимодействие?

Кросс-культурные особенности отношения с китайскими партнёрами – как выстраивать взаимодействие?

18 июля 2025
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

Телеграм
ЛЕНТА
МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России. Центральной темой форума станет «Цифровая триада: государство, бизнес и наука — код будущего». Участники пленарного заседания обсудят, как выстроить гармоничный баланс между внедрением инноваций, обеспечением кибербезопасности и эффективным регулированием цифровых сервисов. В центре внимания окажутся вопросы доверия пользователей к новым ИТ-решениям, создание кадрового резерва для цифровой экономики, развитие отечественных технологий и формирование устойчивого «цифрового суверенитета» России на горизонте 2025-2030 годов.В программе форума также стратегические сессии о безопасности данных, развитии финтеха, цифровизации промышленности, трансформации ритейла и маркетинга под влиянием искусственного интеллекта.Финальным событием станет Visionlab — открытое пространство для честного разговора с предпринимателями-визионерами о том, как ИИ изменит бизнес, общество и человеческий капитал в ближайшие десять лет.В числе приглашенных спикеров — министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, президент РСПП Александр Шохин, заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак, директор по квантовым технологиям госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева и другие ведущие эксперты.
Как Michelin увеличила продажи шин, создав туристическую мотивациюКогда спрос на шины был крайне низким, братья Мишлен выбрали нестандартный подход: они не стали усиливать рекламу продукта. Вместо этого они создали путеводитель.Michelin Guide включал карты, рекомендации по обслуживанию автомобилей, инструкции по замене шин, а также списки ресторанов и гостиниц. Путеводитель распространялся бесплатно через мастерские и шиномонтажные центры.Логика их кампании была следующей: если у людей появится мотивация к поездкам, они начнут больше ездить. А значит, быстрее изнашивать шины и покупать новые.Со временем путеводитель стал самостоятельным направлением бизнеса. Сегодня Michelin известна во всем мире не только как производитель шин, но и как создатель авторитетной ресторанной системы оценки.Продвижение продукта не всегда связано с его прямой продажей. Иногда гораздо эффективнее создать такие условия, при которых желание купить продукт возникнет само собой. Кроме того, если компания разрабатывает дополнительную инфраструктуру или усиливает интерес к своему продукту, то она не только повысит спрос, но и укрепит свои позиции на рынке. Такой подход требует стратегического мышления, но в конечном итоге он поможет построить доверительные отношения с клиентами и сделает бренд частью их образа жизни.
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех».