Зачем российские компании публикуют фейковые вакансии: комментарий Анны Козловой для РБК Pro

Дата публикации:
380
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Козлова Анна Михайловна

Козлова Анна Михайловна

Доцент, преподаватель, бизнес-тренер

Читать статью на РБК Pro

Раньше несуществующие вакансии публиковали в основном мошенники. Теперь за это взяли недобросовестные эйчары и пиарщики, которые вытаются выполнить свою работу не самым честным образом. Ведущий преподаватель Школы бизнеса МИРБИС Анна Козлова рассказала о том, что должно насторожить кандидата при выборе вакансии.

10 причин задуматься, тратить ли время на вакансию

В ходе карьерного консультирования и подготовки соискателей к собеседованию я заметила, что есть ряд «звоночков», которые сигнализируют, что не надо тратить время на открытую вакансию.

1. Нет конкретики ни в названии компании, ни в сфере ее деятельности: «Международная компания», «Мы лучшие из лучших!», «Российский лидер в продажах».

2. Нет конкретики в требованиях к компетенциям кандидатов. Формулировки слишком расплывчатые: коммуникабельность, оптимизм, желание работать и развиваться. Но ни слова о технических навыках, которые необходимы под задачи должности.

Если текст составляет профессиональный рекрутер, то в требованиях по компетенциям всегда есть технические, коммуникативные и личностные компетенции.

3. Слишком большая вилка по зарплате наталкивает соискателя на мысль: платить скорее всего будут по нижней планке, а остальное на усмотрение работодателя (а это не гарантировано). Соискатели сегодня примерно знают среднюю зарплату по рынку.

4. Слишком высокая оплата по рынку – это гарантированно «заманиловка» деньгами. Если кандидат не высококлассный специалист, не штучный экземпляр на рынке труда, то, какой резон работодателю столько платить обыкновенному сотруднику? Что он покупает у него за эти деньги?

5. Вакансия с неконкретными формулировками висит на сайте длительное время и никаким образом не обновляется. Более того, для контактов с сотрудником компании указаны только мессенджеры.

6. Перед приглашением на собеседование предлагают пройти анкетирование с предоставлением большого объема персональной информации (например, с вопросами про ваш уровень жизни, доходы, количество детей, где они учатся, контакты ваших родственников).

7. Диссонанс между тем, что хочет компания от сотрудника (задачи должности и требования к компетенциям) и тем, что она предлагает (условия работы). Если от соискателя ничего не требуется (ни опыта, ни специальных знаний, только приходите к нам работать), а предлагают за это слишком много (корпоративные льготы, обучение, гибки график, хорошую зарплату, дружный коллектив, современный офис), то в большинстве случаев — это «лохотрон». Работодатели очень рациональные люди, они не разбрасываются деньгами направо и налево.

8. Предлагают неоплачиваемую стажировку или испытательный срок по заниженной ставке по заработной плате. Сюда же можно отнести задание выполнить трудозатратный по времени кейс (как правило, присылают по электронной почте или в мессенджере). В соответствии с ТК РФ любая стажировка должна оплачиваться.

9. После отклика на вакансию, вам сразу же перезванивают и предлагают подъехать на встречу, а в разговоре становится понятно, что рекрутеру не важно, подходите вы или не подходите под требования должности, главное, чтобы вы приехали. При этом в разговоре с рекрутером нет ни одного конкретного ответа на ваши вопросы по задачам, полномочиям, структуре оплаты труда.

10. Предлагают не оформлять трудовой договор, чтобы побольше вам заплатить.

Что может указывать на ложь и обман в общении с рекрутером

Отсутствие конкретики в коммуникации (задачи, полномочия, система вознаграждения, условия договора) и уход от прямого ответа на четко заданный вопрос.

Информация предоставляется излишне позитивно. Создается ощущение слишком «сладко».

Дистанцирование от компании – нет ссылки на официальный сайт компании, собеседование проводится в кафе или в полуподвальном помещении, нет ссылки на социальные сети компании, (должны вестись на регулярной основе), указывается электронная почта, не привязанная к бренду компании.

Ближайшие мероприятия
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Кросс-культурные особенности отношения с китайскими партнёрами – как выстраивать взаимодействие?

Кросс-культурные особенности отношения с китайскими партнёрами – как выстраивать взаимодействие?

18 июля 2025
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

Телеграм
ЛЕНТА
МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России. Центральной темой форума станет «Цифровая триада: государство, бизнес и наука — код будущего». Участники пленарного заседания обсудят, как выстроить гармоничный баланс между внедрением инноваций, обеспечением кибербезопасности и эффективным регулированием цифровых сервисов. В центре внимания окажутся вопросы доверия пользователей к новым ИТ-решениям, создание кадрового резерва для цифровой экономики, развитие отечественных технологий и формирование устойчивого «цифрового суверенитета» России на горизонте 2025-2030 годов.В программе форума также стратегические сессии о безопасности данных, развитии финтеха, цифровизации промышленности, трансформации ритейла и маркетинга под влиянием искусственного интеллекта.Финальным событием станет Visionlab — открытое пространство для честного разговора с предпринимателями-визионерами о том, как ИИ изменит бизнес, общество и человеческий капитал в ближайшие десять лет.В числе приглашенных спикеров — министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, президент РСПП Александр Шохин, заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак, директор по квантовым технологиям госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева и другие ведущие эксперты.
Как Michelin увеличила продажи шин, создав туристическую мотивациюКогда спрос на шины был крайне низким, братья Мишлен выбрали нестандартный подход: они не стали усиливать рекламу продукта. Вместо этого они создали путеводитель.Michelin Guide включал карты, рекомендации по обслуживанию автомобилей, инструкции по замене шин, а также списки ресторанов и гостиниц. Путеводитель распространялся бесплатно через мастерские и шиномонтажные центры.Логика их кампании была следующей: если у людей появится мотивация к поездкам, они начнут больше ездить. А значит, быстрее изнашивать шины и покупать новые.Со временем путеводитель стал самостоятельным направлением бизнеса. Сегодня Michelin известна во всем мире не только как производитель шин, но и как создатель авторитетной ресторанной системы оценки.Продвижение продукта не всегда связано с его прямой продажей. Иногда гораздо эффективнее создать такие условия, при которых желание купить продукт возникнет само собой. Кроме того, если компания разрабатывает дополнительную инфраструктуру или усиливает интерес к своему продукту, то она не только повысит спрос, но и укрепит свои позиции на рынке. Такой подход требует стратегического мышления, но в конечном итоге он поможет построить доверительные отношения с клиентами и сделает бренд частью их образа жизни.
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех».