Ждать ли дефицита валюты в России: Владимир Григорьев для Ростов.газета

Дата публикации:
74
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Григорьев Владимир Николаевич

Григорьев Владимир Николаевич

АО «ИФК «Русская компания»,к.э.н., ведущий преподаватель

С марта 2022 года Россия сталкивается с сокращением притока долларов и евро. Введение санкций против Московской Биржи и НКЦ усложняет ситуацию, перенося торги на менее прозрачный внебиржевой рынок. Ждать ли дефицита валюты и роста издержек на операции рассказал Ростов.газета преподаватель программы МВА «Финансовая стратегия компании» МИРБИС Владимир Григорьев.

Снижение притока долларов и евро на российский рынок наблюдается с марта 2022 года, когда рынок покинули или стали покидать нерезиденты. С этого момента основным и практически единственным каналом притока долларов и евро в страну стал экспорт.

Но, начиная с 3-го квартала 2022 года, наблюдается существенное сокращение экспорта. По итогам 2023 года положительное сальдо торгового баланса составило 50,2 млрд. долларов США, что более чем в 4,5 раза меньше, чем в рекордном 2022 году (237,2 млрд.) и 2,39 раза меньше, чем в 2021 году (125 млрд.). Кроме этого, переход на расчёты в национальных валютах привёл к тому, что доля долларов и евро в расчетах за экспорт снизилась с 86,9% в 2021 году (и раньше) до 26,7% по состоянию на 31 декабря 2023 года. В 2024 году этот процесс продолжается.

Но спрос на доллары и евро все равно остаётся, так как есть поставщики, которые не согласны получать платежи в национальных валютах за свою продукцию, и кроме того, есть устойчивый спрос со стороны частных инвесторов.

Санкции против Московской Биржи и НКЦ осложнят ситуацию на российском валютном рынке.

Исторически Московская Биржа была основным поставщиком валютной ликвидности на российский рынок и в таком качестве устраивала всех. Организованный валютный рынок обеспечивал его участников не только ликвидностью, но также понятным и прозрачным механизмом ценообразования и своевременной и точной информацией. НКЦ в качестве центрального контрагента обеспечивал участников торгов гарантиями исполнения сделок. Уход торгов долларами и евро на внебиржевой рынок, безусловно, кардинально меняет ситуацию, потому что, кроме банков и части их клиентов, проводивших сделки не на бирже, а через банки, никто на этом рынке не работал.

Риск введения санкций против НКЦ возник ещё в марте 2022 года и Банк России проводил стресс-тест по переводу расчётов с биржевого рынка на межбанковский. Результаты по оценке регулятора были положительными, но это не решает известную дилемму различий между результатами испытаний любой системы и ее последующей эксплуатацией.

Очевидно, что нерезидентов из дружественных стран больше устраивает известный и прозрачный механизм торгов Московской Биржи, чем непрозрачный и абсолютно им неизвестный механизм российского межбанковского рынка. Он также больше устраивает средние компании и розничных инвесторов, так как у них, в отличие от крупных компаний, нет возможности договориться с банком о более выгодных условиях.

Таким образом, новые санкции ещё больше усложняют доступ российских резидентов к мировому валютному рынку, прежде всего, к доллару и евро. Это приведёт к росту издержек на операции с долларом и евро и, с высокой вероятностью, к

некоторому дефициту этих валют. Но насколько существенному – пока сказать сложно, надо посмотреть, как будет работать новый механизм.

Ближайшие мероприятия
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

19 июля 2025
20 ак. часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

Телеграм
ЛЕНТА
МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России. Центральной темой форума станет «Цифровая триада: государство, бизнес и наука — код будущего». Участники пленарного заседания обсудят, как выстроить гармоничный баланс между внедрением инноваций, обеспечением кибербезопасности и эффективным регулированием цифровых сервисов. В центре внимания окажутся вопросы доверия пользователей к новым ИТ-решениям, создание кадрового резерва для цифровой экономики, развитие отечественных технологий и формирование устойчивого «цифрового суверенитета» России на горизонте 2025-2030 годов.В программе форума также стратегические сессии о безопасности данных, развитии финтеха, цифровизации промышленности, трансформации ритейла и маркетинга под влиянием искусственного интеллекта.Финальным событием станет Visionlab — открытое пространство для честного разговора с предпринимателями-визионерами о том, как ИИ изменит бизнес, общество и человеческий капитал в ближайшие десять лет.В числе приглашенных спикеров — министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, президент РСПП Александр Шохин, заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак, директор по квантовым технологиям госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева и другие ведущие эксперты.
Как Michelin увеличила продажи шин, создав туристическую мотивациюКогда спрос на шины был крайне низким, братья Мишлен выбрали нестандартный подход: они не стали усиливать рекламу продукта. Вместо этого они создали путеводитель.Michelin Guide включал карты, рекомендации по обслуживанию автомобилей, инструкции по замене шин, а также списки ресторанов и гостиниц. Путеводитель распространялся бесплатно через мастерские и шиномонтажные центры.Логика их кампании была следующей: если у людей появится мотивация к поездкам, они начнут больше ездить. А значит, быстрее изнашивать шины и покупать новые.Со временем путеводитель стал самостоятельным направлением бизнеса. Сегодня Michelin известна во всем мире не только как производитель шин, но и как создатель авторитетной ресторанной системы оценки.Продвижение продукта не всегда связано с его прямой продажей. Иногда гораздо эффективнее создать такие условия, при которых желание купить продукт возникнет само собой. Кроме того, если компания разрабатывает дополнительную инфраструктуру или усиливает интерес к своему продукту, то она не только повысит спрос, но и укрепит свои позиции на рынке. Такой подход требует стратегического мышления, но в конечном итоге он поможет построить доверительные отношения с клиентами и сделает бренд частью их образа жизни.
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех».