За ценность живого общения: интервью Федора Федорова РБК Уфа – Мирбис
Связаться с нами

За ценность живого общения: интервью Федора Федорова РБК Уфа

Образование и бизнес тотально пошли в онлайн. Почему это сделали не все и что ждет образование и бизнес дальше – рассказал исполнительный директор Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров.
Версия для печати
13 апреля 2020
интервьюmbaбизнес образованиеновости
За ценность живого общения: интервью Федора Федорова РБК Уфа

— Федор, эксперты отнесли образование к числу тех видов деятельности, которым показан уход в онлайн. Дистанционное обучение – начиная от обязательных программ до всевозможных курсов по интересам – давно практикуется и сейчас настало время поставить его на поток.

— Верно, хотя в некоторых случаях дистанционная форма может быть скорее поддержкой обучения, а не его основой. Это, на мой взгляд, относится к программам MBA и Executive MBA. Ведь ключевыми элементами бизнес-образования являются групповая работа, коммуникация слушателей, преподавателей и нетворкинг, отработка заданий в аудитории и главное – генерация новых знаний и решений. В дистанте это не всегда реализуемо.

К счастью, сегодня есть много образовательных платформ, есть скайпы и зумы, с помощью которых совсем не сложно провести лекцию и организовать интерактивное занятие. Однако качество обучения напрямую зависит от среды, которая не может быть всегда виртуальной.

— Как организован образовательный процесс в МИРБИС в апреле?

— Программы высшего образования сейчас реализуются в дистанте, преподаватели читают лекции и проводят семинары в Скайпе, Зуме или через вебинарные платформы.

Группы МВА и ЕМВА частично слушают занятия в онлайн, большая часть – на каникулах до мая.

— Почему Вы приняли такое решение?

— Мы принимаем решение вместе со слушателями, которые выбрали МИРБИС по рекомендациям за очный формат занятий, уровень преподавания, групповую динамику и командную работу. Поэтому мы спросили у руководителей, какой формат обучения им предпочтителен. Некоторые группы согласились на часть занятий в онлайне, большинство единогласно проголосовали за перенос на май. Как я отметил ранее, слушатели МВА подчеркнули ценность очных занятий общения. Одна группа написала мне, что они «копят энергию и драйв для первой сессии после перерыва и уже в мессенджерах генерируют идеи, которые планируют очно обсудить и превратить в решения».

Те, кто выбрал онлайн, дали отличную обратную связь. Но даже студенты, «родившиеся с гаджетами» признают, что очень хотят скорее вернуться в аудитории и общаться вживую.

— Тем не менее, есть ли сейчас, в моменте, запрос на Ваши услуги?

— Если говорить о сегодняшнем дне, то заявки на обучение по программам МВА и ЕМВА с мая и июня есть, мы активно консультируем по образовательным программам. Инвестирование в себя, в карьерные решения и инструментарий для выхода бизнеса из кризиса — это первое, что клиенты сейчас спрашивают. Есть потребность снова обратиться к бизнес-процессам в компаниях. Снова команда выходит в приоритет, задача номер один сейчас — это вовлеченность всех сотрудников. Выстраивание бизнес-процессов, готовность принимать решения условиях неопределенности. Нестандартные маркетинговые решения, инструменты корпоративного финансирования, риск-менеджмент.

— Чем заняты сейчас преподаватели школы бизнеса, когда образовательный процесс на паузе?

— Работа продолжается, публикации наших преподавателей мы распространяем через соцсети, через наш YouTube-канал. Очень востребованы исследования на тему управления стрессом, укрепления иммунитета, организации и поддержки удаленной работы офисов; преподаватели дают рекомендации по бизнес-литературе и управленческим решениям. Во второй половине апреля для слушателей МВА и ЕМВА запустим серию онлайновых мастер-классов. Продолжается методическая работа, сейчас хорошее время для актуализации контента и программ в целом.

— В рекламных материалах МИРБИС позиционирует себя как «школа решений для реального бизнеса». Какие решения будут необходимы для бизнеса в короткой перспективе?

— Банально, наверное, но антикризисный менеджмент. Мы довольно часто на занятиях МВА обсуждаем ситуации (кейсы) и инструментарий, которые бы позволили руководителю предвидеть кризисные сигналы. Также, конечно, управление финансами, финансы для нефинасистов. Некоторым компаниям понадобится пересмотреть вопросы управления персоналом и способы мотивации сотрудников. Дисциплины по прокачиванию мягких навыков тоже будут актуальны. Руководителям может быть интересно, как они смогут применить приобретенные за период пандемии новый опыт и знания. Я имею в виду и стратегию, и отношения в команде, и постановку задач, и операционные процессы, и финансы, и позиционирование компании на VUCA рынке. Роль руководителя усиливается, навыки делегирования, постановки задач будут важны, как никогда. Профессиональные навыки, организационные, баланс личных и корпоративных целей – вот что не уйдет с первого плана.

— Есть ли сейчас понимание, какие отрасли получат дополнительный импульс к развитию?

— Сложно строить прогнозы, скорее можно предполагать, что вследствие трансформации экономики изменятся и многие отрасли. Посмотрите, что происходит с поставками и логистикой, как перегруппировываются силы в здравоохранении. Удаленная работа сейчас уже является обычным делом, могу предположить, что после режима самоизоляции некоторые компании могут оставить сотрудников дома, чтобы сэкономить на транспортных и арендных расходах. Значит, в сфере коммерческой недвижимости может быть ощутимый спад. Торговля, которая по большей части уже в онлайне, может сохраниться в оффлайн только в виде отдельных витрин, в конце концов, доставку и примерку можно уже давно заказать на сайте и, думаю, это приобретет еще большие масштабы.

Мне кажется, люди будут более пристально следить за собой, за своим здоровьем. Будут востребованы клиники, которые комплексно подходят к решению задач по укреплению здоровья. Сфера высоких технологий предложит еще больше цифровых решений для жизни, карьеры и развития бизнеса.

Вместе с тем люди, соскучившиеся по личному общению, будут стремиться встречаться, общаться офлайн, а не посредством онлайн-сервисов. Мне хочется верить, что просевшие за время вирус-кризиса ивент-индустрия, ресторанный бизнес смогут восстановиться. Человек стремится к социализации, а значит, ценность живого общения будет высока как никогда.

Источник: РБК УФА



Понравилось? Поделитесь с друзьями!