Источник фото Читать на РБК Pro Менее 30% от всех компаний, внедрявших инновационные технологии, получили ожидаемый эффект (McKinsey, 2023 год). Остальные — просто потратили деньги и время. Почему так произошло, и что нужно для достижения результата? Выяснила школа бизнеса МИРБИС. В крупной компании внедряли кадровый электронный документооборот. Локальный и очень простой проект. Использовалось рыночное ИТ-решение, достаточно полно оснащенное всем необходимым функционалом. Однако уже на первых этапах заговорили о необходимости множественных доработок. Причина — решение продукта не учитывало ответвления и исключения процессов кадрового администрирования в компании. Предложение вместо доработок цифрового продукта (по стоимости к тому моменту уже сопоставимых со стоимостью самого продукта) упорядочить и оптимизировать процессы, естественно, столкнулось с преградами в виде «у нас всегда так было», «по-другому не получится», «так исторически сложилось». Когда все-таки усовершенствовали процессы и запустили цифровой инструмент, столкнулись с другой преградой — отказ сотрудников использовать его в решении кадровых вопросов с работодателем. Причины были самые разнообразные — от недоверия цифровым технологиям вообще до стремления стать «невидимым» для государства путем отказа от регистрации на сайте госуслуг. Лишь преодолев преграды в области управления процессами и управления людьми, компании удалось не только внедрить цифровое решение, но и получить от этого ощутимый эффект. Чем надо управлять в компании Системная трансформация компании включает изменения 4-х основных подсистем управления: * управление стратегией — это деятельность, которая позволяет обеспечить достижение целей организации в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды; * управление процессами — анализ, моделирование, документирование, мониторинг и совершенствование как автоматизированных, так и неавтоматизированных процессов; * управление людьми — система мероприятий по эффективному использованию и развитию человеческих ресурсов компании; * управление технологиями — обеспечение компании инструментарием технологического развития. Все эти подсистемы взаимосвязаны. Только если каждая из них достигла зрелости, цифровая трансформация принесет результаты. Как зреют системы управления Под зрелостью подсистем управления мы понимаем соответствие применяемых методов и инструментов в каждой из подсистем масштабу и динамике бизнеса, а также согласованность этих направлений между собой. Можно выделить четыре уровня зрелости систем управления. Нулевой уровень — уровень формирования — реактивное управление и «тушение пожаров»; невозможно долгосрочное планирование и прогнозирование; разрозненное владение информацией и рассогласованность действий; любые изменения нарушают порядок и на какой-то период негативно отражаются на результатах работы компании; развитие не проводится в силу отсутствия ресурсов или осознания необходимости. Первый уровень — уровень систематизации — неоднородное развитие управления на разных участках работы; функция реализуется разными участниками по необходимости; часто имеет место смена решений и приоритетов, отсюда несогласованность действий; носителями структуры процесса и стандартов работы являются отдельные сотрудники; на отдельных участках намечается тенденция к упорядочиванию и систематизации. Второй уровень — уровень интеграции — подсистемы менеджмента работают, но эффективность не всегда соответствует ожиданиям; функция закреплена за ответственными сотрудниками как дополнительная (помимо профильной деятельности); недостаточная либо избыточная формализация и регламентация работы; намеченные изменения реализуются, но требуют времени и дополнительных ресурсов; периодически совершенствуются отдельные процессы / направления работы. Третий уровень — уровень саморазвития — все подсистемы менеджмента обеспечивают движение участников к общим целям; закреплены за выделенными подразделениями или сотрудниками — центрами экспертизы; правила и процедуры закреплены и доступны всем участникам, обеспечивая стандарт выполнения работы; выделяется ресурс на непрерывное развитие и совершенствование систем управления. Почти половина компаний находится на низших уровнях зрелости системы управления Мы предложили респондентам ответить на вопросы, связанные с управлением стратегией, процессами, людьми и технологиями, затрагивая следующие параметры: наличие ответственных сотрудников (команд), в функционале которого закреплено данное направление менеджмента оценка результатов и эффективности реализации каждого направления менеджмента фокус и приоритеты развития каждого направления в ближайшее время. ...