Поколение «ни-ни». Почему молодые люди массово отказываются работать. Комментарий Марины Корсаковой для РБК PRO

Дата публикации:
1321
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Корсакова Марина Михайловна

Корсакова Марина Михайловна

Бизнес-тренер, консультант, бизнес-методолог

В мире формируется движение людей, которые не хотят работать. ООН считает его одной из угроз для экономики. Причины – совсем не смешные, а пугающие. Десятки тысяч молодых людей в крупных городах Европы и США добровольно отказываются от учебы и работы. 

Марина Корсакова, к.э.н., преподаватель программ МВА и ЕМВА Школы бизнеса МИРБИC, рассказала, почему набирающее популярность в России движение «ни-ни» – это плохая история. 

ЧИТАТЬ В РБК PRO 

«Ни-ни» в России: кто они, почему не работают и чем живут. 

Российские молодые люди, которые выбирают для себя NEET, редко заявляют о таком выборе как об осознанной позиции, скорее, говорят, что обязательно будут работать, но позже, например, как только найдут что-то по-настоящему интересное для себя. Иногда они совсем не работают и не учатся, иногда – занимаются какой-то самой простой деятельностью для вида, «для галочки». Проблема в том, что «позже» может тянуться месяцы и годы... 

На что живут? Кто-то закредитовывается, и это совсем плохая история. Кому-то помогают родители. Кто-то сводит потребности к минимуму, вплоть до того, что ищет возможности пожить у друзей, там же поесть. Увлекаются потреблением контента, играми, иногда общением. Планируют однажды начать жить счастливой обеспеченной жизнью, рассчитывают на удачное стечение обстоятельств. Но ежедневный свой выбор делают не в пользу упорной работы, которая могла бы это «однажды» приблизить. 

Гендерный перевес: почему «ни-ни» больше среди мужчин? 

Дело не только в том, что в «женских» профессиях быстрее развиваются карьерные возможности, – не уверена, что в России это так, – а, вполне возможно, в том, что у парней более высокая планка притязаний. Проще говоря, многие девушки чаще готовы какое-то время поработать на трудной, скучной, непрестижной работе, «перетерпеть», «повкладываться», чтобы через 2-3 года оказаться в более выгодном для себя положении, а через 5-7 лет – на принципиально ином карьерном и материальном уровне. И это тоже проблема, на самом деле – проблема того, что женщины часто недооценивают себя, соглашаются принимать более низкую оплату за работу, которую за эти деньги не станут выполнять мужчины. 

Но, в контексте обсуждаемой нами темы, возможно, именно поэтому, среди девушек меньше NEET. 

Если говорить о возрасте – то это третье десятилетие, с 20 до 30 лет. У тех, чьи родители продолжают оставаться в работоспособном возрасте и/или обеспечили детей главным ресурсом, то есть, жилплощадью и дальше. 

«Культура саморазвития», блогеры-мотиваторы и «ни-ни» 

Йога, путешествия, развитие соцсетей или бизнеса – это уже не «ни-ни». Это вполне себе шаги по дороге созидания, другое дело, что, иногда они оказываются плохо продуманными и приводят к
убыткам и потерям. Но это само по себе не так уж и страшно, ведь быть предпринимателем – означает принимать рискованные решения, выигрывать и проигрывать. 

Культура саморазвития – это хорошо, да и нелюбовь к монотонной работе – это неплохо, особенно такой, смысл которой непонятен. Проблемы начинаются только тогда, когда у молодого человека есть «идеальная» картинка, в которой он 100 % времени занимается самым интересным, и хочет он перенестись в эту картинку немедленно, как на ковре-самолёте. 

Те, кто занимается йогой или другой физкультурой/спортом – как раз меньше оказываются в зоне риска: занятия приучают и к дисциплине, и к усилиям, и к тому, что, боль в мышцах – непременное условие их роста. И путешествующих я бы не боялась, потому что спланировать и осуществить путешествие не так-то просто, тем более, при сложной современной логистике. Настоящие «ни-ни» не путешествуют, максимум, листают фото чужих путешествий в соцсетях. 

Слепое пятно «ни-ни» 

Наверное, движение «ни-ни» немного похоже на кризис среднего возраста. И в том, и в другом периоде есть «слепое пятно» при ответе на вопрос: где, скажем так, пересечение эйлеровских кругов моих желаний и возможностей? Что есть оно, способное сделать меня счастливым, и, одновременно, находящееся в зоне моего влияния? 

Проблема в том, что кризис среднего возраста – это временное препятствие у человека, который уже находил такое пересечение раньше. Просто старое пересечение работать перестало, и теперь ему нужно понять изменившиеся законы, по которым будет работать новое. 

Ситуация с молодым человеком осложняется тем, что он ещё ни разу не выстраивал свою жизнь своими руками. Время идёт, человеку сначала 20, и все готовы подождать, потом 25... и 30 тоже наступают довольно быстро. Привычка не напрягаться «цементируется»", становится важной частью личности. 

Нейропластичность утрачивается. Освоение новых навыков в единицах энергии обходится всё дороже, а отставание от молодых профессионалов – всё больше. 

Кажется, у меня плохие новости для NEET: с каждым годом всё выше вероятность того, что это «не» – навсегда.

Ближайшие мероприятия
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Кросс-культурные особенности отношения с китайскими партнёрами – как выстраивать взаимодействие?

Кросс-культурные особенности отношения с китайскими партнёрами – как выстраивать взаимодействие?

18 июля 2025
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

Телеграм
ЛЕНТА
МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России. Центральной темой форума станет «Цифровая триада: государство, бизнес и наука — код будущего». Участники пленарного заседания обсудят, как выстроить гармоничный баланс между внедрением инноваций, обеспечением кибербезопасности и эффективным регулированием цифровых сервисов. В центре внимания окажутся вопросы доверия пользователей к новым ИТ-решениям, создание кадрового резерва для цифровой экономики, развитие отечественных технологий и формирование устойчивого «цифрового суверенитета» России на горизонте 2025-2030 годов.В программе форума также стратегические сессии о безопасности данных, развитии финтеха, цифровизации промышленности, трансформации ритейла и маркетинга под влиянием искусственного интеллекта.Финальным событием станет Visionlab — открытое пространство для честного разговора с предпринимателями-визионерами о том, как ИИ изменит бизнес, общество и человеческий капитал в ближайшие десять лет.В числе приглашенных спикеров — министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, президент РСПП Александр Шохин, заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак, директор по квантовым технологиям госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева и другие ведущие эксперты.
Как Michelin увеличила продажи шин, создав туристическую мотивациюКогда спрос на шины был крайне низким, братья Мишлен выбрали нестандартный подход: они не стали усиливать рекламу продукта. Вместо этого они создали путеводитель.Michelin Guide включал карты, рекомендации по обслуживанию автомобилей, инструкции по замене шин, а также списки ресторанов и гостиниц. Путеводитель распространялся бесплатно через мастерские и шиномонтажные центры.Логика их кампании была следующей: если у людей появится мотивация к поездкам, они начнут больше ездить. А значит, быстрее изнашивать шины и покупать новые.Со временем путеводитель стал самостоятельным направлением бизнеса. Сегодня Michelin известна во всем мире не только как производитель шин, но и как создатель авторитетной ресторанной системы оценки.Продвижение продукта не всегда связано с его прямой продажей. Иногда гораздо эффективнее создать такие условия, при которых желание купить продукт возникнет само собой. Кроме того, если компания разрабатывает дополнительную инфраструктуру или усиливает интерес к своему продукту, то она не только повысит спрос, но и укрепит свои позиции на рынке. Такой подход требует стратегического мышления, но в конечном итоге он поможет построить доверительные отношения с клиентами и сделает бренд частью их образа жизни.
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех».