Тренд на профессию коуча: сколько зарабатывают и кому помогают. Статья Дениса Рощина в HH.ru

Дата публикации:
1350
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Рощин Денис Николаевич

Рощин Денис Николаевич

Руководитель направления карьерного консультирования

В последние годы отношение к профессии коуча менялось: интерес то возрастал, то падал, то снова переживал всплеск. О том, как сейчас развивается направление бизнес-коучинга, расскажет Денис Рощин — руководитель коучинговой программы Школы бизнеса МИРБИС, основатель Высшей школы карьерного консультирования и практикующий командный и executive-коуч. 

Читать на НН.ru 

Какие проблемы помогает решить коучинг 

Коучинг особенно хорошо помогает людям в кризисные моменты или переходные периоды, когда стоят амбициозные задачи развития. К примеру, если человек недавно стал директором, у него могут возникать трудности из-за недостатка менеджерских и лидерских компетенций. В таком случае задача коучинга — помочь ему научиться работать со своей эффективностью, с определением новой роли, своего стиля лидерства и коммуникаций — с учётом своих сильных и слабых сторон. 

Другой частый запрос — это помощь топ-менеджерской команде в разработке новых стратегий, в решении задач роста или реструктуризации компании. В таких ситуациях коучей нанимают, чтобы поддержать команду в период изменений, повысить эффективность и мотивацию не только отдельных руководителей, но и всей команды. 

Также коучинг может понадобиться в случае выгорания или демотивации руководителя. Например, если директор испытывает значительные нагрузки и ему нужна поддержка в преодолении стресса. 

Бывают ситуации, когда приглашают коуча для разрешения конфликта в коллективе. Если конфликтуют несколько сторон, коуч может работать параллельно с каждым из участников, а затем провести общую встречу для урегулирования отношений. 

Для кого популярен коучинг

Первыми заказчиками коучинга были и остаются ведущие финансовые и технологические компании, которые, как правило, первыми внедряют новейшие методики управления, за ними подтягиваются и другие сектора — ретейл, промышленные компании, такие как нефтегаз, металлургия и химическая промышленность и т. д. Сейчас инвестируют в коучинг все ведущие компании всех отраслей. 

Раньше коучинг был прерогативой директоров и руководителей высшего звена. Сейчас его заказывают в том числе для руководителей среднего звена. А в последнее время компании развивают пул внутренних коучей, такой подход делает коучинг доступным для всех категорий персонала. 

Когда коуч и клиент могут прекратить или так и не начать сотрудничество 

Как и в любой другой помогающей практике, случается, что у коуча и клиента не происходит личностной сонастройки, «химии». 

Некоторым клиентам нужен комплексный подход, они предпочитают получать больше рекомендаций и экспертизы от коуча, а не только отвечать на вопросы. В таком случае может не сложиться альянс между коучем и клиентом — из-за несовпадения ожиданий и специфики помощи. 

Опытные коучи придерживаются профессиональных стандартов и заботятся о своей репутации, поэтому готовы отказаться от клиента, если понимают, что не смогут ему помочь. Это абсолютно нормальная ситуация. Коучи перед стартом работы проводят с потенциальными клиентами короткие созвоны на 15–30 минут, чтобы определить запрос, смогут ли они быть полезны в том или ином кейсе. 

Как измерить эффективность коучинга 

Сейчас компании используют анкеты обратной связи и индексы удовлетворённости CSI (Customer Satisfaction Index) и NPS (Net Promoter Score). Коучи или HR-специалисты собирают устную обратную связь от клиентов. Также эффективность работы коучинга замеряют через наблюдения позитивных изменений в его поведении, через изменения в его команде. Также реальные изменения в карьере, если это карьерный коучинг. 

Стандартная программа бизнес-коучинга обычно состоит из 8–12 сессий. Такое количество сессий обусловлено сложностью задачи: изменения в поведении, навыках или установках не происходят за 1–2 сессии. Достичь устойчивых и заметных результатов в среднем получается в течение полугода или года. 

Требования к профессиональным бизнес-коучам

Для успешной работы коучи должны понимать бизнес, лидерство, механизмы управления, развивать собственные управленческие компетенции. Опытные коучи часто обучаются вместе с топ-менеджерами на программах МВА, чтобы понимать их потребности и работать на высоком уровне профессионализма. 

Современный коуч должен быть эмоционально устойчивым и уметь выдерживать эмоциональную и интеллектуальную проверку со стороны клиентов. Это особенно актуально в начале работы, когда многие клиенты стремятся испытать профессионализм коуча/консультанта и понять, на что он способен. Ещё важно сохранять нейтральную позицию и стремиться к партнёрским отношениям с клиентом: не навязывать ему своё мировоззрение, а принимать и уважать его точку зрения. 

Ассоциации коучей, например, ICF (Международная федерация коучинга), разработали систему сертификаций и компетенций для специалистов по коучингу разного уровня (ACC/PCC/MCC). Чтобы стать сертифицированным коучем, нужно пройти базовое обучение, которое обычно длится полгода, и накопить практические часы. Это создаёт хороший базис, но настоящий успех в коучинге 

зависит от дальнейшей активной практики, сложных кейсов, супервизий и постоянного повышения квалификации. Образование в сфере коучинга — только начальный этап. Чтобы помогать клиентам достигать результатов, коучи и сами должны постоянно развиваться через менторинг, обучаться управленческим методикам. 

Сколько зарабатывают коучи

Средний доход коуча варьируется в зависимости от специализации, региона и уровня клиента. Например, в бизнес-коучинге нижняя планка — около 20 000 рублей за час работы. Однако есть коучи, которые работают с топ-менеджерами и руководителями крупных корпораций, стоимость сессии может достигать 150 000 — 200 000 рублей за час. 

В регионах покупательная способность ниже, поэтому ставки могут быть скромнее. Опыт — тоже значимый фактор формирования стоимости услуг коуча. Специалисты часто указывают количество часов практики: 1000, 3000 или 5000. Чем больше часов практики, тем выше профессионализм и, соответственно, стоимость услуг. 

Формат работы также влияет на уровень дохода. Индивидуальные сессии, как правило, стоят дешевле, чем командные, которые требуют двойной работы — одновременный фокус работы с руководителем и параллельный фокус работы с ним вместе с его командой. Командный коучинг — это более сложная и высокооплачиваемая специализация. 

Перспективы профессии коуча 

Коучинг продолжит развиваться, требования к профессионализму будут расти, но и спрос на такие услуги будет только увеличиваться. Executive-коучинг, командный коучинг и карьерный коучинг будут востребованы, особенно среди тех, кто движется в управленческом или предпринимательском треке развития. Популярны также аджайл-коучи, которые помогают проектным командам быстрее выводить на рынок новые продукты, — это также профессия с хорошими перспективами. 

Искусственный интеллект, который проник во многие сферы работы и жизни людей, конечно, пока не способен заменить живого коуча. Исследования показали, что даже незначительные ошибки ИИ могут резко снижать уровень доверия к его результатам. Это критично в сфере коучинга, где доверие и безопасность — основа работы. Искусственный интеллект может быть полезным инструментом, но он не способен присоединиться к клиенту на эмоциональном и глубинном уровне, как это делает человек. 

Профессия коуча продолжает активно развиваться и адаптироваться к потребностям современного бизнеса. Роль специалистов не сводится только к обучению или поддержке — они помогают своим клиентам вырабатывать новые стратегии, развивать лидерские качества, осознавать ограничивающие установки, находить баланс в работе и жизни. 

Спрос на коучинг, особенно в бизнес-среде, будет только расти, как и требования к компетенциям коучей. Те, кто готов к постоянному саморазвитию и профессиональному росту, смогут успешно строить карьеру в этой сфере и влиять на бизнес-результаты своих клиентов

Ближайшие мероприятия
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

11 августа 2025
40 ак. часов
Презентация программ MBA & EXECUTIVE MBA

Презентация программ MBA & EXECUTIVE MBA

27 августа 2025
2 часа
Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами

Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами

9 сентября 2025
0

Еще интересное в нашем Блоге

«Бизнес-мафия» в МИРБИС

Cлушатели МИРБИС делили 50 000 мирбискоинов и выводили шпионов на чистую воду.
#МВА #Менеджмент предпринимательских и корпоративных проектов
30
0

«Мой диплом рецензировал Сергей Жуков из "Руки вверх"…»

С 10 по 12 июля в МИРБИС прошла защита слушателей программы MBA.
#МВА #Производственный менеджмент и операционная эффективность #ИТ-менеджмент #Стратегический маркетинг #Стратегический менеджмент #Финансовая стратегия компании #Управление персоналом
121
2
Телеграм
ЛЕНТА
Бунт бариста в Starbucks: некомпетентность СЕО или лень сотрудников? В Starbucks ввели новую внутреннюю политику: бариста теперь должны вручную писать на стаканчиках доброжелательные фразы вроде «Хорошего дня!», «Приходите еще», «Наслаждайтесь». Новый CEO Брайан Никкол хочет вернуть ту самую уютную атмосферу 90-х, когда за чашкой латте человек ощущал тепло и внимание.Но сотрудники восприняли нововведение в штыки. В час пик на счету каждая секунда, и добавлять к процессу обязательные надписи, значит, усложнить и без того напряженную работу. А за отказ угрожают дисциплинарными мерами.Внешне идея кажется хорошей: чуть добавить «человечности» в автоматизированный, холодный ритм города. Но под вопросом сама искренность. Можно ли передать теплое пожелание, если к этому принудили?___________Часто такие инициативы могут «буксовать» не потому, что идея плоха, а потому что некорректно внесены изменения в рабочий процесс. Невозможно транслировать заботу о клиентах, если внутри команды царят принуждение и раздражение. Эмпатия к потребителю не работает без эмпатии к тем, кто этот сервис обеспечивает.
МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России. Центральной темой форума станет «Цифровая триада: государство, бизнес и наука — код будущего». Участники пленарного заседания обсудят, как выстроить гармоничный баланс между внедрением инноваций, обеспечением кибербезопасности и эффективным регулированием цифровых сервисов. В центре внимания окажутся вопросы доверия пользователей к новым ИТ-решениям, создание кадрового резерва для цифровой экономики, развитие отечественных технологий и формирование устойчивого «цифрового суверенитета» России на горизонте 2025-2030 годов.В программе форума также стратегические сессии о безопасности данных, развитии финтеха, цифровизации промышленности, трансформации ритейла и маркетинга под влиянием искусственного интеллекта.Финальным событием станет Visionlab — открытое пространство для честного разговора с предпринимателями-визионерами о том, как ИИ изменит бизнес, общество и человеческий капитал в ближайшие десять лет.В числе приглашенных спикеров — министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, президент РСПП Александр Шохин, заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак, директор по квантовым технологиям госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева и другие ведущие эксперты.
Как Michelin увеличила продажи шин, создав туристическую мотивациюКогда спрос на шины был крайне низким, братья Мишлен выбрали нестандартный подход: они не стали усиливать рекламу продукта. Вместо этого они создали путеводитель.Michelin Guide включал карты, рекомендации по обслуживанию автомобилей, инструкции по замене шин, а также списки ресторанов и гостиниц. Путеводитель распространялся бесплатно через мастерские и шиномонтажные центры.Логика их кампании была следующей: если у людей появится мотивация к поездкам, они начнут больше ездить. А значит, быстрее изнашивать шины и покупать новые.Со временем путеводитель стал самостоятельным направлением бизнеса. Сегодня Michelin известна во всем мире не только как производитель шин, но и как создатель авторитетной ресторанной системы оценки.Продвижение продукта не всегда связано с его прямой продажей. Иногда гораздо эффективнее создать такие условия, при которых желание купить продукт возникнет само собой. Кроме того, если компания разрабатывает дополнительную инфраструктуру или усиливает интерес к своему продукту, то она не только повысит спрос, но и укрепит свои позиции на рынке. Такой подход требует стратегического мышления, но в конечном итоге он поможет построить доверительные отношения с клиентами и сделает бренд частью их образа жизни.