Дилемма руководителя: продолжать «тонуть» в операционке или заниматься стратегией компании. Интервью Федора Федорова для «Компании»

Дата публикации:
260
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Федоров Федор Валентинович

Федоров Федор Валентинович

Исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС,

Исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров рассказал журналу «Компания» о плюсах бизнес-образования и критериях выбора школы для руководителей

В России число топ-менеджеров, имеющих степень MBA и EMBA, составляет от 2 до 9%. В то время как спрос на выпускников этих программ растет по всему миру — в компаниях из рейтинга Fortune-1000 почти 40% руководителей высшего звена имеют такие степени. Почему в России ситуация отличается, от чего зависит популярность бизнес-школ и чему готовы учиться отечественные предприниматели — в интервью с исполнительным директором школы бизнеса МИРБИС Федором Федоровым.

Как бы вы охарактеризовали ситуацию с обучением управленцев в России?

Квалифицированных менеджеров категорически не хватает ни на уровне «мидл», ни особенно — на топовых позициях. Этот дефицит приводит к тому, что руководители вынуждены работать 24/7, и им просто некому делегировать даже часть задач. Это одна из причин, почему руководители не идут учиться. Учеба требует временного инвестирования: системные программы переподготовки – это не тренинги на 1-2 дня, а программы с домашними заданиями и практическими проектами.

Вторая причина, как мне кажется, кроется в ментальности: пока плохо приживается концепция Life Long Learning (обучения в течение всей жизни). Даже за последние 2 года в большинстве отраслей поменялось очень многое, если не всё. Узнать об этой трансформации из кабинета довольно сложно, а для «полевой работы» опять же нужно время.

Но видите ли вы положительную динамику в численности слушателей? И кто сегодня идет учиться на программу Executive MBA?

В последние 3-4 года интерес к программам уровня Executive (для руководителей высшего звена) вырос на 20-25%, это при том, что мы принципиально держим планку не более 25 человек на курсе, и предварительно отбираем участников из числа менеджеров высшего звена и собственников компаний. 

В слушатели идут предприниматели, в том числе представители малого и среднего бизнеса; руководители российских и совместных предприятий, которые приняли решение не уходить с российского рынка, ищут новые бизнес-модели, точки роста, цепочки поставок, рынки и клиентов. И дипломные проекты они пишут по масштабированию бизнеса, несмотря ни на что.

Один из проектов, который мы делаем на программе Executive МВА по общему менеджменту – полная диагностика компании с оценкой рисков и угроз управленческой модели, внутренней и внешней среды. И руководитель, защищая проект, должен решить для себя, заниматься ли развитием стратегических направлений или продолжать «тушить пожары». 

Для представителей деловой аудитории важен измеряемый эффект, который они получат после обучения. В каких параметрах его следует оценивать и можно ли говорить, например, о прямой связи уровня дохода с бизнес-образованием или о прямой связи, скажем, дохода в компании с наличием в ней топ-менеджеров с такими компетенциями?

На мой взгляд, мы вполне можем ориентироваться на отзывы наших выпускников. По их оценкам, за год-полтора финансовые затраты возвращаются. Во многом монетизация начинается благодаря новым контактам и партнерствам, которые складываются во время учебы. 

Но оценить качественные изменения сложнее: в двух третях случаев наши студенты говорят, что смогли по-другому увидеть собственную компанию, которую знают вдоль и поперек, выявили точки роста, создали подушку безопасности на случай кризиса, потому что поняли, откуда он может исходить, поменяли мировоззрение.

Согласно глобальной статистике, около 10% выпускников бизнес-школ переходит из найма в собственный бизнес. Вы можете подтвердить или опровергнуть эту цифру?

В нашем случае цифры даже больше. Это связано с тем, что программа MBA, а тем более программа Executive МВА, ориентированная на практику, дает возможность смены деятельности. Кто-то из пришедших к нам топ-менеджеров, имея за плечами 15-20 лет опыта, пробует себя в консалтинге или начинает передавать свой опыт в роли преподавателя. У нас есть выпускники, которые запустили собственные социальные проекты. 

Насколько в России распространена модель корпоративного бизнес-обучения, когда за повышение компетенции менеджера платит сам бизнес?

Это достаточно распространенная история. Если бы мы смогли собрать статистику по России, наверное, удивились бы позитивным тенденциям. Даже в небольших компаниях бизнес-обучение становится бонусом для сотрудника, элементом программы лояльности для менеджмента. Компания заинтересована в том, чтобы сотрудник получил новые знания и применил их. У каждого второго-третьего нашего слушателя в компаниях есть некая обучающая структура, где регулярно проходят хотя бы мини-тренинги, семинары или стратегические сессии. 

В ряде компаний для обучения привлекают внешнего провайдера - те же бизнес-школы, которые представляют собой экосистему и могут помочь подготовить программу повышения квалификации или переподготовки сотрудников «под ключ».  

Пандемия нас всех приучила, что учиться можно и в онлайне. А какой формат оптимален, по вашему мнению?

Очное общение более продуктивное, на мой взгляд. В группе часто случаются конструктивные споры, рождаются решения, проходят защиты идей, коллеги ставят вопросы и решают их. Случился перерыв — и все продолжается дальше. В кафе, за чашкой кофе, эти интересные споры, обсуждения, нетворкинг после занятий, вот это точно нельзя заменить онлайном.
Но у нас бывают ситуации, когда слушатель заболел или возникла срочная командировка, он подключается к занятиям группы в онлайне. 

Как за 20 лет изменилась сама программа обучения? По-прежнему ли актуален базис, который был создан на основе опыта крупнейших корпораций двадцатого века, и входит ли в программу курсы, ориентированные на цифровые инновации, в частности на технологии искусственного интеллекта?

В России первая программа MBA появилась в 1988-1990 годах, в отличие от мира, где бизнес-образование в формате МВА было запущено в начале XX века. Когда программа пришла в Россию, она сразу была адаптирована под местную специфику. Но с точки зрения «скелета» программы, почти все темы остались в топе: стратегия, управление финансами, проектный менеджмент, управление изменениями, маркетинговые решения компании.  Меняется внешняя среда и геополитика, экономика – растет, падает, снова растет, но бизнес-проекты возникают, в существующих компаниях происходят изменения, и руководителю нужно знать, как развиваться в новых условиях, как стабилизировать команду, найти свой рынок. Эти знания универсальные. 

Что касается новых тем, то пять лет назад в программе Executive МВА появилась дисциплина «Эмоциональный интеллект руководителя». Затем в программу вошли занятия по цифровым технологиям управления. Появляются темы, связанные с искусственным интеллектом, в том числе в виде дополнительных мастер-классов, на которые приглашаются выпускники прошлых лет, охотно желающие поделиться опытом и знаниями. 

Какие факторы, критерии характеризуют успешную бизнес-школу и кто будет лучшим учителем в ней?

В первую очередь, это бренд школы, за которым есть история, а также команда преподавателей.  В целом в направлении специализированной подготовки MBA и Executive MBA в стране предлагается не более 15 топовых программ. Из них только треть гарантирует, что потенциальные слушатели пройдут отбор, а преподаватели имеют консалтинговую или свою собственную бизнес-практику, реально работали в крупных компаниях или управляли собственным бизнесом.

Еще меньше школ в свое время проходили международный и общественно-профессиональный аудит и получили международную или общественно-профессиональную аккредитацию. МИРБИС такие аккредитации получал несколько раз, а это подтверждает, что учебный план, образовательная инфраструктура и уровень подготовки преподавателей соответствуют высоким стандартам.  

Как часто приходилось вам сталкиваться с мнением, что обучение топ-менеджерским скиллам излишне, так как они нарабатываются исключительно практикой?

Приходилось, но не часто. Во-первых, потому что у нас учатся люди уже ориентированные на развитие. Они используют, а не игнорируют новые возможности, из которых знания – одна из самых ценных и сильных.

Во-вторых, бизнес-образование – это и есть практика, только еще более широкая, чем та, с которой вы ежедневно сталкиваетесь в офисе или на производстве. В аудиториях мы рассматриваем реальные кейсы конкретных компаний из множества отраслей, а потом даем практические инструменты, которые слушатели сразу проверяют в деле и видят результат.

В-третьих, быть руководителем сегодня стало резко сложнее, потому что одной из важнейших компетенций топ-менеджера и предпринимателя стало умение взаимодействовать с командой. Ваши люди – это успех вашей компании. Или неуспех. Набивать шишки, учась на собственных ошибках, особенно, когда кадровый голод продолжает расти – это очень дорого для руководителя. И никто не даст гарантии, что в результате эффективно.

Бизнес-образование – это гарантированная поддержка, импульс и катализатор роста бизнеса и личностного развития руководителя.

Что бы вы возразили скептикам, которые считают, что набирающий популярность тренд пожизненного обучения только отвлекает от профессиональной жизни?

Я бы улыбнулся, потому что понимаю, что без критики ни одна сильная идея не созревает. А если серьезно, то Life Long Learning – концепция, которой уже много десятков лет. Она хороша тем, что дает возможность получить актуальные знания, прокачать мозг, активировать новые нейронные связи. Кроме того, и это подтверждают многие слушатели нашей Executive MBA, совместное обучение — это шанс найти новых друзей, что после 30-35 лет сделать достаточно проблематично, а в безумном ритме топ-менеджера вообще невозможно. Экосистема бизнес-школы и программы EMBA, позволяет в течение двух лет пообщаться с разными людьми, найти собратьев по профессиональным вопросам или по личным увлечениям. Я знаю, что и после обучения очень многие выпускники дружат семьями. А это, конечно, очень дорогого стоит.

 

Ближайшие мероприятия
EMBA: Стратегии промышленной интеграции для устойчивого роста EMBA: Стратегии промышленной интеграции для устойчивого роста EMBA: Стратегии промышленной интеграции для устойчивого роста

EMBA: Стратегии промышленной интеграции для устойчивого роста

27 ноября 2025
Управленческая экономика для менеджеров

Управленческая экономика для менеджеров

29 ноября 2025
20 ак. часов
Продажи как система. Инструменты управления системой продаж

Продажи как система. Инструменты управления системой продаж

29 ноября 2025
20 ак. часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

Федор Федоров на Форуме ДПО рассказал, что нужно делать бизнес-школам, чтобы развиваться в новой реальности

С 20 по 21 ноября в Высшей школе экономики прошел Форум ДПО 2025, который стал площадкой для разговора об экономике будущего и роли дополнительного профессионального образования. В секции «Бизнес-образование и подготовка кадров для экономики будущего. Бизнес-школы» выступил исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров, обозначив главные вызовы для бизнес-школ и предложив свои ответы на вопрос, как им расти в условиях неопределенности.
184
2

Федор Федоров на Форуме ДПО рассказал, что нужно делать бизнес-школам, чтобы развиваться в новой реальности

С 20 по 21 ноября в Высшей школе экономики прошел Форум ДПО 2025, который стал площадкой для разговора об экономике будущего и роли дополнительного профессионального образования. В секции «Бизнес-образование и подготовка кадров для экономики будущего. Бизнес-школы» выступил исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров, обозначив главные вызовы для бизнес-школ и предложив свои ответы на вопрос, как им расти в условиях неопределенности.

Слушатели MBA МИРБИС и Центра бизнес-образования Екатеринбурга защитили свои проекты в Москве

В Москве прошли защиты выпускных квалификационных работ слушателей программы MBA «Стратегический менеджмент», которую Школа бизнеса МИРБИС уже 15 лет реализует совместно с Центром бизнес-образования в Екатеринбурге. Руководители и собственники уральских компаний представили реальные бизнес-проекты: от новой модели продаж промышленного холдинга до инклюзивного жилого комплекса и сервиса премиального ремонта вещей в премиальном сегменте.

МИРБИС и Президентская программа: какие управленцы нужны экономике будущего

15 ноября 2025 года во Всероссийской академии внешней торговли прошла ежегодная конференция организаторов и участников Президентской программы подготовки управленческих кадров. Площадка собрала свыше 300 представителей власти, бизнеса и образования, чтобы обсудить, как меняются запросы к управленческим компетенциям и каким должен быть курс на развитие российской экономики. От бизнес-школы МИРБИС на конференции присутствовал директор департамента повышения квалификации и профессиональной переподготовки Валерий Залко, который принял участие в обсуждениях и рабочих контактах с партнерами Президентской программы.

Владимир Туровцев рассказал, какие практики технологических компаний могут использовать органы правопорядка

12 ноября в Академии управления МВД России прошла международная научно-практическая конференция «Государственное управление в правоохранительной сфере». Владимир Туровцев, профессор бизнес-практики и руководитель программы «Стратегический менеджмент» Школы бизнеса МИРБИС, победитель конкурса «Лидеры России», представил доклад «Возможности использования в органах правопорядка лучших практик технологических компаний».

Телеграм
ЛЕНТА
Владимир Туровцев оценил прогноз Gartner, Inc. о сокращениях из‑за ИИGartner опубликовал новый прогноз о влиянии ИИ на рынок труда. Согласно данным, ежегодно, начиная с 2028-29 годов будут перестраиваться более 32 млн должностей. Ежедневно около 150 000 рабочих мест подвергнуться изменению через повышение квалификации, а еще порядка 70 000 — через переосмысление обязанностей. Но долгосрочный итог, по мнению аналитиков, окажется не разрушительным. Рынок сможет найти баланс между людьми и ИИ, а новые виды занятости компенсируют потери традиционных профессий.Эти выводы и стали предметом анализа Владимира Туровцева, руководителя программы МВА «Стратегический менеджмент» МИРБИС. Он соглашается с тем, что волна сокращений неизбежна, на это сегодня указывают все крупные исследования. Но вторая часть прогноза, где Gartner ожидает «отката обратно» и уверяет, что «все вернется на круги своя», вызывает у него серьезные сомнения.По словам Туровцева, механизмы прошлых индустриальных трансформаций и нынешней ситуации принципиально различаются. Когда-то автоматизация действительно открывала новые фабрики и создавалась дополнительная занятость, но только потому, что спрос на товары стремительно рос, а экономика испытывала нехватку рабочей силы.«Я не понимаю, при каких условиях сейчас рынок будет расти, за счет какого драйвера. Сейчас, наоборот, есть некоторый избыток производства, затоваривание.Покупательская способность снижается, потому что кризис — и в Европе, и у нас. За счет чего будут создаваться новые рабочие места?»Сомнения вызывает и ставка Gartner на переобучение. Чтобы человек мог перейти в новую профессию, нужны время, деньги и мотивация, а массовый переход требует работающих институтов. Сейчас же, по словам Туровцева, темпы высвобождения людей могут превысить темпы их подготовки.«А чтобы они переучивались, нужно вкладывать деньги в обучение, готовить программы — кто-то готов это финансировать? Боюсь, переучивать отправят тоже ИИ. Но переучиваться с помощью ИИ смогут только те, у кого изначально есть определенная квалификация».Отдельный риск — разрушение карьерных лестниц. На примере IT Туровцев показывает, как ИИ вытесняет типовые задачи младших специалистов. Через пять-семь лет, когда нынешние школьники выйдут на рынок, входные позиции могут просто исчезнуть. А без «джунов» не появляются «мидлы», и цепочка профессионального роста разрывается.И это не ограничивается IT-сферой. Миллионы сотрудников из бухгалтерии, юриспруденции, логистики, сервисных профессий рискуют столкнуться с исчезновением привычных ролей, а альтернатив на рынке почти нет. Роботы дешевле, автоматизация ускоряется, и пока не видно системных мер, которые могли бы смягчить переход.Читать дальше
Дайджест бизнес-событий в школе бизнеса МИРБИС (с 24.11 по 30.11) В последнюю неделю ноября ждем вас и ваших коллег на мероприятиях: 29.11 — Курс «Управленческая экономика для менеджеров»О том, как работают принципы и закономерности функционирования отдельных экономических систем и экономики в целом, какие управленческие концепции наиболее важны, и как сформировать экономическое мышление.29.11 — Интенсив повышения квалификации «Продажи как система. Инструменты управления системой продаж» О том, как выстроить предсказуемую и измеряемую систему B2B-продаж от декомпозиции плана и клиентской базы до воронки и метрик. В двух словах о прошедшей недели в МИРБИС:▫️Ярослав Кабаков, преподаватель МИРБИС, рассказал, что такое трейдинг и как сегодня реально начать торговать на бирже?Читать▫️Владимир Туровцев рассказал какие практики технологических компаний могут использовать органы правопорядка.Читать ▫️Слушатели MBA МИРБИС и Центра бизнес-образования Екатеринбурга защитили свои проекты в МосквеЧитать▫️Николай Мясников, руководитель программы ЕМВА МИРБИС, рассказал о том, что сломалось в российском менеджменте и как это чинить Читать  ▫️На ежегодной конференции организаторов и участников Президентской программы подготовки управленческих кадров обсудили, какие управленцы нужны экономике будущегоЧитать 
«МИРБИС — мой личный мост от академической теории к реальной практике»О том, как бизнес-образование стало реальным трамплином в предпринимательство, рассказала Жаклин Филиппишина, руководитель по работе с ключевыми партнерами Экодолье Девелопмент и выпускница программы МВА «Менеджмент предпринимательских и корпоративных проектов» МИРБИС.По словам выпускницы, она пришла в бизнес-школу не за дипломом, а за практикой, которую можно сразу применять в работе. В процессе обучения Жаклин просчитала показатели по собственному стартапу, выстроила стратегические карты, оценила риски, спроектировала клиентский путь через CJM и проанализировала рынок по модели Портера. Она отмечает, что каждый модуль давал инструменты «здесь и сейчас», а специализация «Предпринимательские проекты» помогла взглянуть на свой проект как на будущую масштабируемую компанию.«Но самое важное, пожалуй, даже не в знаниях. А в том, что МИРБИС дал ощущение сообщества. Здесь я встретила людей, которые так же, как и я, горят своими проектами, и у которых можно учиться не меньше, чем у преподавателей. Это бесценно». Читать полный отзыв
Дайджест бизнес-мероприятий в МИРБИС (с 17.11 по 23.11) «Инвестиции в знания приносят лучший процент» (Б.Франклин) Вот подборка встреч, куда можно вложить свое время и внимание:▪️21.11 — Мастер-класс «Нужно ли бизнесу СМИ: как не сливать бюджет на публичность»О том, как сделать сотрудничество со СМИ рабочим инструментом, а не затратной формальностью. ▪️21.11 — Курс «Управление проектами»О современных подходах и инструментах проектного управления, в том числе принципах Agile. ▪️21.11 — Курс «Функциональные маркетинговые стратегии»О том, как управлять ассортиментом, ценообразованием, каналами сбыта и коммуникациями в условиях неопределенности, выбирая между отказом и адаптацией.▪️22.11 — Мастер-класс «Как управлять продажами в условиях неопределенности»О том, как создать отдел продаж, который адаптируется к рыночным изменениям, удерживает стратегических клиентов и стабильно приносит прибыль.▪️22.11 — Курс «Управленческая экономика для менеджеров»О том, как работают принципы и закономерности функционирования отдельных экономических систем и экономики в целом, какие управленческие концепции наиболее важны, и как сформировать экономическое мышление.▪️22.11 — Курс «Финансовая отчетность для менеджеров. Эккаунтинг»О теоретических основах и выработке практических навыков использования финансовой, управленческой и налоговой отчетности.▪️23.11 — Курс «Операционный менеджмент для топ-менеджеров»О том, как повысить компетенции системного проектирования деятельности компании, освоив ключевые стратегии и методы проектирования бизнес-процессов, управление качеством (TQ), оптимизацию операций и современные подходы к управлению проектами.
У бизнеса есть одна распространенная иллюзия: работа со СМИ — это простоПодготовить релиз, дать комментарий, разместить публикацию и узнаваемость начнет расти. Знакомо?На практике все иначе. Упоминания в СМИ вроде и есть, но они не работают на продажи и узнаваемость, и лишь увеличивают затраты. В этот момент компании начинают действовать реактивно: публиковаться «куда получится», комментировать не связанные с бизнесом темы, гнаться за упоминаниями без понимания, кто их читает и зачем.В итоге возникают два сценария:❌бизнес остается незамеченным, несмотря на попытки находится в медиаполе❌или появляется в СМИ в контекстах, которые не работают на стратегию, а иногда и создают репутационные риски.Эта проблема действительно системная и требует профессионального разбора, а не очередного набора «лайфхаков».☝️Поэтому мы решили провести встречу с человеком, который знает медиапространство изнутри — Валерием Ивановским, учредителем и главным редактором «Московской газеты», основателем Московской Медиагруппы.Что вы получите на мастер-классе:✅понимание, какие действия со СМИ работают на узнаваемость и доверие, а какие оказываются пустыми и не дают эффекта;✅критерии оценки публикаций и комментариев: как отличать результативные материалы от тех, что «не считываются» аудиторией;✅инструменты выстраивания работы со СМИ так, чтобы она поддерживала бизнес-задачи, а не превращалась в поток необязательных активностей;✅разбор типичных ошибок компаний: слабые инфоповоды, комментарии вне экспертизы, платные материалы без цели и как избежать этих сценариев.Когда: 21 ноября в 15:00Где: Бизнес-центр «Суперметалл», студия «Флоу» Вход бесплатный, только после регистрации здесь*Если вы хотите, чтобы работа со СМИ перестала быть лотереей и превратилась в стратегический ресурс, присоединяйтесь.
Игра в работу: где проходит грань между мотивацией и отвлечением?Компании регулярно ищут способы повысить вовлеченность команд. Одни выбирают жесткий контроль или бонусы, а другие останавливаются на более креативных способах через игровые механики.Недавний пример — компания «Напитки Вместе», где перезапустили геймификацию «Путь Богатыря», которая мотивирует все уровни команды продаж. В ней участвуют более 3,5 тысяч человек. В основе лежит простая, полностью интегрированная в рабочие процессы, система: сотрудники получают монеты за выполнение ежедневных и ежемесячных KPI. Геймификация выполнена в старорусском стиле. В дальнейшим эти монеты можно обменять на ценные призы. Результаты за полгода: вовлеченность сотрудников в рабочие процессы увеличилась почти на 50%, показатели дисциплины на 4%, а инвентаризация оборудования подошла к 100%. По словам директора по цифровой трансформации компании, когда KPI превратились в игровую механику, у команды поменялось восприятие самой работы.Для одних руководителей — это инструмент новой мотивации и прозрачности. Для других — риск отвлечь внимание команды от реальных задач.А как вы считаете: игровой подход в продажах — это управленческое новшество, которое поднимает показатели, или просто эффектное отвлечение, а кейс компании — «ошибка выжившего»? ❤️ — отличная идея для мотивации 
Чат-бот на основе генеративного ИИ ускорил подготовку B2B-аргументации на 60%В Школе бизнеса МИРБИС создали чат-бота, который помогает специалистам быстрее готовить аргументацию и ценностные предложения для B2B-переговоров. Проект разработал Алексей Юсов, заведующий Лабораторией прикладных продаж и маркетинга, эксперт по В2В по продажам и фасилитации.С 19 мая по 29 июля 2025 года инструмент прошел пилотное тестирование: 116 специалистов провели 166 сессий. В среднем время подготовки персонализированной аргументации сократилось на 60%. Пользователи оценили пользу бота на 8,8 из 10, а индекс NPS достиг +62,5.Методология объединяет классические модели Вэбстера–Винда, Шета–Ньюмана–Гросса, Остервальтера с возможностями генеративного искусственного интеллекта. Процесс состоит из пяти шагов: определение ролей закупочного центра, построение профиля участника, трехуровневое описание продукта, формирование ценностных связок и финальная аргументация по схеме «тезис — аргументы — данные». ИИ предлагает гипотезы, а эксперт оценивает и дорабатывает их под реальный контекст. Такой формат помогает сохранить точность и сделать коммуникацию по-настоящему персонализированной.Чат-бот работает в Telegram. За время тестирования система обработала 324 запроса при общей стоимости 2,59 $. Итоговый файл пользователи формируют менее чем за четыре минуты.«Мы превратили классические B2B-модели в практический диалоговый инструмент, который не просто ускоряет работу, а помогает продавцу говорить с каждой ролью закупочного центра на ее языке – с понятными выгодами, рисками и доказательствами», — рассказал Алексей Юсов.Инструмент уже готов к масштабированию — его можно использовать в продажах и предпродажах, обучении команд и стандартизации лучших практик B2B-коммуникаций.Подробнее ЗДЕСЬ
«МВА в МИРБИС помог мне запустить собственный бизнес»Сергей Третьяков пришел в МИРБИС как коммерческий директор, а вышел как предприниматель.Во время обучения на программе МВА «Стратегический менеджмент» он запустил производство самоклеящейся этикетки в Тульской области. Этот проект стал не только проверкой полученных знаний на практике, но и возможностью реализовать свои идеи и амбиции.Говоря об обучении, Сергей признается: путь был непростым.«МВА — это серьезная инвестиция времени и усилий, особенно для работающего человека. Но результат стоит того: программа охватывает ключевые направления бизнеса и формирует системное понимание того, как устроена компания».Сегодня он отмечает, что именно системность мышления, внимание к анализу данных и практические кейсы помогли ему принять более точные решения и увидеть развитие бизнеса в целом.Подробнее о выборе школы, своем опыте и результатах Сергей рассказывает в полном отзыве на сайте МИРБИС.