- MBA — это роскошь или необходимость в современных условиях?
- Сегодня для предпринимателей-руководителей в сфере малого и среднего бизнеса MBA — скорее, необходимость. Особенно, если у них нет базового экономического образования. Системное представление о бизнесе, повышенное внимание к кросс-функциональным компетенциям, умение правильно донести задание до сотрудников и получить адекватный результат — всё это сегодня жизненно необходимо. Кроме того, очень важны коммуникация, обмен опытом с руководителями других отраслей — а это непременная часть обучения на программах MBA.
- Как быстро окупаются затраты на обучение?
- По данным анкет наших выпускников, в среднем — через год-полтора.
- Две основные программы вашей Школы — это MBA и Executive MBA. В чем их отличия?
- В российской практике программа Executive MBA (1,5 года) ориентирована на состоявшихся руководителей или собственников. Для тех, кому важно понять, как не закопаться в операционных процессах, а развивать компанию (бизнес) дальше. Это своего рода формирование «дорожной карты».
Программа MBA (2 года) адресована менеджерам среднего звена, которые хотят выйти на топ-уровень в компании или открыть собственный бизнес. Первые две трети курса слушатели получают и систематизируют фундаментальные управленческие знания, развивают профессиональные компетенции, а последняя треть посвящена обучению по специализациям. Здесь слушатель может сфокусироваться на том, что нужно именно ему: функциональность (например, стратегия, финансы, маркетинг, HR) или решение отраслевых задач (IT, строительный или медицинский бизнес и т. д.).
Эту последнюю — специализированную — треть программы можно про-слушать отдельно как курс повышения квалификации. Слушатели выбирают, к примеру, HR-блок, продолжительность которого 5 месяцев, и внедряют приобретенные знания в компании. Однако через год после окончания 90% выпускников возвращаются: «Хотим поступить на MBA». Такая возможность есть. Слушатель проходит вступительные испытания наравне со всеми поступающими и начинает путь к квалификационной степени «мастер делового администрирования».
- Кто ваши сегодняшние слушатели?
- Публика становится старше: средний возраст — 34 года. Сегодня руководители понимают, что нужны актуальные знания, новый свежий взгляд на бизнес-процессы, четкое позиционирование в голове клиента (бизнес-партнеров, в отрасли, на рынке), продуманные решения.
Мы всегда очень аккуратно подходим к выбору людей в одну группу. И молодые специалисты 28‒29 лет отлично ладят с 45-летними слушателями: обмен опытом полезен и тем, и другим.
- Кого не возьмете на программу?
- Никогда не возьмем того, кто скажет: я пришел за дипломом. Не приемлю слово «корочка» — ради нее тратить время и деньги бессмысленно.
Скорее всего не примем на программу людей, которые заявляют: я все знаю. Потому что это абсолютно нереально.
Возможно, выводы о «всезнании» люди делают, пройдя с десяток тренингов. Они приходят в школу бизнеса и говорят: MBA — это всего лишь полсотни тренингов, собранных вместе. Нет. Это абсолютно разные истории.
Один коллега говорил: тренинг — это когда ты плывешь в лодке, в которую начала медленно просачиваться вода. Ты взял скотч — и заклеил пробоину. MBA — это путешествие на корабле. Здесь в случае течи скотч не поможет, для решения проблемы требуется что-то большое и системное. Тренинг решает конкретные небольшие задачи, MBA дает системное представление о бизнесе.
- Кто дает эти системные представления в «МИРБИС»?
- Большинство (80‒85%) наших преподавателей — практики, около 15% — преподаватели лучших бизнес-школ (РАНХиГС, МГИМО, ВШЭ). В самом начале программы преподаватели дают базовые, фундаментальные вещи (экономика, менеджмент и маркетинг, бухгалтерский учет и большие данные). В сердцевине программы — когда теория соединяется с практикой — занятия ведут консультанты-практики. В заключительной части программы (на специализациях) работают «чистые» практики: финансисты, логисты, маркетологи...
Преподаватели проходят такой же конкурсный отбор, как и слушатели. Их отбирает наш экспертный совет, ориентируясь в том числе и на современные запросы рынка. Ведь мы — школа предпринимательских и стратегических решений для реального бизнеса. В первую очередь, для малого и среднего бизнеса, для руководителей среднего и высшего звена, которые сами принимают решения, которые готовы выйти за рамки привычного. Это не всегда просто.
Впрочем, еще де Голль говорил: «Всегда выбирайте самый трудный путь — там вы не встретите конкурентов».
- Каков алгоритм действий тех, кто решит пойти на MBA?
- Сначала необходимо четко ответить на вопрос: зачем я иду на МВА. Например, чтобы найти новые методики для развития бизнеса. Или мне нужно новое пространство для общения с другими предпринимателями.
Затем нужно составить список школ и посмотреть, как они живут. Мы всегда рекомендуем прийти к нам на пробное занятие: ведь нужно понять — моя ли здесь атмосфера, мои ли преподаватели и подходы к обучению?
И если все складывается — вперед, в путешествие на полтора-два года за новыми знаниями и инструментарием. А значит, и за новыми возможностями. Нужно просто сделать шаг — и открыть дверь.